СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема социальности, факторов, способов оснований её формирования как условия жизни общества, социального бытия стала одной из доминантных в социально-философских исследованиях. Достаточно проследить интерес к этой теме от Аристотеля до настоящего времени. При всём этом, а также обилия литературы проблема, как нам представляется, не имеет сколько-нибудь однозначного решения. Вот почему мы будем акцентировать внимание на самом общении индивидов, источников, включая их в со-бытие. Особенную актуальность мы связываем с её решением в отношении молодёжного поколения, его специфики и разновидности.

Полный текст

Молодёжная группа является одним из системообразующих элементов любого социума, поэтому неадекватные оценки её роли и положения в системе общественных отношений могут приводить не только к серьёзным тактическим просчётам, но и к ошибкам опасным в средне- и долгосрочной перспективе. В связи с этим устоявшийся в переходный период взгляд на молодое поколение, в основном, как на носителя разнообразных социальных проблем, пассивного реципиента государственной и общественной помощи, «жертву реформ» сегодня не только не актуален, но и крайне вреден. Макроэкономические и политические достижения последних лет, очевидные признаки адаптации к новым условиям жизни большинства населения, в том числе значительной части молодёжи средних и старших возрастных когорт молодёжи, говорят о том, что молодые люди постепенно вновь становятся полноценными субъектами общественной жизни, одним из позитивных факторов развития страны. В процессе социального управления необходимо добиваться установления диалога и консолидации возможностей различных агентов социализации молодёжи, чтобы обеспечить формирование молодого поколения, усвоившего как социально одобряемые рыночные, так и общечеловеческие, гуманистические ценности. Для этого различными государственными структурами, субъектами экономики и гражданского общества должна реализовываться специальная система мер, направленная на радикальное улучшение положения молодёжи путем решения её острых социально-экономических и других проблем. В трудовой сфере тоже возникает множество вопросов и проблем, с которыми сталкивается молодёжь. Роль государственных органов и органов самоуправления не должна ограничиваться только убеждением работодателей брать на себя реальные обязательства, согласованные с собственностью имущества, не ущемляющие интересы государства и находящиеся в русле социально-экономических целей и задач государственной политики. Наконец, государство не должно уходить от выполнения контрольных функций за осуществлением цивилизованного социального партнёрства на демократической основе [4]. Подчеркнём, что не все проявления социального партнёрства (взаимодействия сторон) могут быть урегулированы правом: например, трудовое законодательство России не регулирует методы ведения коллективных переговоров, разработанные другими отраслями науки - социологией, политологией. Охватить правовым регулированием все нюансы переговорного процесса не представляется возможным. Это и не нужно, ведь коллективные переговоры являются творческим процессом, поэтому сковывать инициативу сторон излишней регламентацией, на наш взгляд, нецелесообразно. Понятие социального партнёрства можно характеризовать как абсолютно определённое и центральное [1]. Комплекс этих мер должен быть ориентирован на обеспечение возможностей молодых граждан полноценно исполнять свою общественную инновационную функцию. Следует отметить, что ещё в начале 90-х гг., когда происходило зарождение и интенсивное становление государственной молодёжной политики (далее - ГМП), в её основу, помимо прочих, была заложена идея партнёрства между государством, молодыми гражданами и их объединениями. В связи с этим молодое поколение стало рассматриваться не только как особый объект социального управления, получатель необходимой государственной поддержки и помощи, но и как реальный и приоритетный партнёр государства - субъект ГМП. Сегодня субъектами ГМП могут являться фактически любые социальные акторы, что ещё более актуализирует проблему организации их взаимодействий, наиболее социально значимыми и оптимальными из которых являются партнёрские. Социальное партнёрство как особый способ общественных взаимодействий предполагает достижение консенсуса между его субъектами на основе признания равноправия сторон, выявления, анализа и сбалансированного учёта их интересов, осуществляемого посредством ведения открытого диалога между партнёрами. Принципы взаимоуважения, информационной открытости, поиска и достижения консенсуса позволяют осуществлять не только корректную, не искажённую особым ведомственным, групповым или личностным восприятием постановку острых, насущных проблем, но и находить их взаимоприемлемые для заинтересованных сторон решения. Установление партнёрств разгружает органы государственного управления от выполнения функций, которые более успешно могут быть выполнены гражданами, их объединениями и деловыми организациями, а также способно значительно повысить качество их исполнения. В сфере молодёжной политики социальное партнёрство позволяет рационально использовать активность молодых людей в оказании помощи детям и молодёжи, создавать условия для обеспечения успешной социализации молодого поколения, личностной самореализации его представителей, разумно интегрировать потенциалы партнёров, способствуя повышению эффективности их деятельности. Основными практиками социального партнёрства государства и молодёжи в сфере реализации молодёжной политики является деятельность структур молодёжного, студенческого и ученического самоуправления, участия молодёжи в волонтёрских движениях, поддержка и развитие деятельности студенческих педагогических отрядов, реализация государственных и муниципальных заказов молодёжными общественными объединениями, связанных с осуществлением социальных проектов. Оптимизация управления различными социальными процессами, в том числе в сфере реализации молодёжной политики, может достигаться за счёт применения потенциала социального партнёрства. Это обеспечивается не только его конвенциональной природой, позволяющей сторонам взаимодействовать на основе равноправного диалога и консенсуса, достигать удовлетворения их интересов, но и высокой степенью адаптивности, а также широкой вариативностью условий и предметных областей функционирования партнёрств. Данный результат обусловливается органичным взаимодополнением потенциалов партнёров, координацией и интеграцией их действий, возникновением сопутствующих синергетических эффектов. Для повышения эффективности управления партнёрскими взаимодействиями в сфере молодёжной политики необходима разработка и внедрение в социальную практику типовых моделей партнёрств, ориентированных на достижение различных целей. В этом качестве могут быть предложены субъект-субъектная и субъект-развивающая модели. Сущностной особенностью современного отношения общества к молодёжи является то, что, с одной стороны, молодые люди до определённого возраста ограничиваются в тех или иных правах (в дееспособности). С другой стороны им создаются особые условия для социально-статусного и личностного развития, снимается с них часть социальной ответственности и заботы о своём материальном обеспечении. На этом основании можно дать определение понятия «молодёжь» - это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в жизни общества и пользующаяся определёнными льготами на период своего становления [2]. При работе с представителями поколения необходимо учитывать психологическую неустойчивость, ранимость, личностные факторы (особенно гендерные), низкий уровень конформизма. Как позитивные аспекты можно отметить высокую социальную активность, зачастую бескорыстие, инициативность [2]. Современная молодёжная группа, в отличие от советской молодёжи, характеризуется более ранними сроками начала личностного становления, достижения профессиональной и социальной зрелости, более быстрым обретением экономической автономии от семьи и т.д. Кроме того, сегодня молодёжь благодаря воздействию на неё средств массовой информации, наличию свободного доступа к ресурсам сети Интернет, а также под влиянием активно протекающих в стране экономических, политических и социальных процессов уже в подростковом возрасте оказывается включённой в широкую гамму общественных связей и отношений. Эти обстоятельства ускоряют, интенсифицируют социализацию и социальное развитие молодёжи. Учитывая это, в основополагающих федеральных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность в сфере работы с молодёжью, изначально был заложен не только субъект-объектный, но субъект-субъектный или партнёрский подход, что предполагает рассмотрение молодого поколения с двух позиций. Во-первых, значительная часть молодёжи в процессе своего личностного и социального становления испытывает серьёзные проблемы. С этой точки зрения молодёжь рассматривается как объект молодёжной политики, задачей которой является компенсация воздействий неблагоприятных социальных условий, ликвидация препятствий, затрудняющих нормальную социализацию молодежи, её полноценное вхождение во взрослую жизнь. Во-вторых, молодёжь выполняет особые функции в процессе общественного воспроизводства и является реально действующим субъектом общественных отношений. Ведь наиболее адаптированные, успешные молодые люди активно используют свои возможности для решения актуальных задач развития, стоящих непосредственно перед ними и обществом. Такой взгляд на молодёжь позволяет рассматривать её как полноценного партнёра органов власти, субъектов бизнеса, гражданского общества в осуществлении социально значимой деятельности. Формирование социальной политики предполагает фиксацию состава её реальных и потенциальных субъектов, выделение объектов общественной сферы на которые будет направлена их деятельность, определение целевых ориентиров, принципов, а также основных методов их реализации. Дифференцируя объекты социальной политики по возрастному признаку, среди других её видов можно выделить направление молодёжной политики. Ключевой особенностью современного состояния отечественной молодёжной политики является наличие в ней двух частично взаимосвязанных, но во многом не взаимодействующих друг с другом направлений. Они называются государственной и общественной молодёжной политикой (далее ОМП). Однако в данной трактовке отражается специфика массового сознания россиян, традиционно рассматривающих государство не как часть общества, а как его противоположность. Между тем ГМП по своей сущности также является общественной, так как эту политику реализуют различные субъекты общества - государственные и муниципальные институты, деловые организации, политические партии, общественные объединения и другие представители гражданского общества. В основу классификации молодёжной политики может быть положено два основных критерия. Первый - принадлежность тех или иных акторов молодёжной политики к государству как её основному субъекту. Второй - принадлежность субъектов молодёжной политики к тому или иному общественному сектору - государственному, бизнес-сектору и сектору гражданского общества [3]. Опираясь на вышеуказанные критерии, молодёжную политику, реализуемую в России, можно разделить на государственную и негосударственную, выделив в составе последней два подвида: молодёжную политику, реализуемую бизнес-организациями, и молодежную политику, реализуемую структурами гражданского общества. Таким образом, ГМП определяется как молодёжная политика первого сектора, а НГМП - как молодёжная политикая субъектов второго и третьего секторов. ГМП концентрирует представления большинства участников социальной жизни о сущности и эффективности этой политики, выполняет функцию интеграции интересов различных социальных субъектов, согласования и соподчинения этих интересов доминирующим общественным ценностям [3]. Анализируя современное состояние ГМП, можно утверждать, что значительная часть её задач, определённых в соответствующих документах федерального уровня, в масштабах страны в полном объёме не выполнена. Сложное положение дел в ГМП как области социального управления настоятельно диктует необходимость скорейшей разработки и внедрения в её сферу подхода, основанного на всеобъемлющем партнёрстве, который позволит достичь баланса интересов его участников, сформировать единую стратегию и тактику действий сторон, объединить их ресурсы, исключить дублирование действий, организовать эффективный социальный контроль над реализацией в стране всех видов молодёжной политики.
×

Об авторах

Э А АБРАМЯН

Самарская государственная областная академия (Наяновой)

Email: esmira-djan@mail.ru

Список литературы

  1. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнёрства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право. - 2006 - № 1. - С. 8-14.
  2. Данилин П.В. Новая молодёжная политика 2003-2005. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 292 с.
  3. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодёжь в современном политическом процессе в России. - М.: Издательство СГУ, 2006. - 560 с.
  4. Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнёрства // Трудовое право. - 2006. - № 3. - С. 69-74.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© АБРАМЯН Э.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах