К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИЯХ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ В МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Авторы: ФИЛИППОВ ЮН1, ГАЛОВА ЕА1, ДОЩАННИКОВА ОА1
-
Учреждения:
- Нижегородская государственная медицинская академия
- Выпуск: Том 16, № 5-6 (2016)
- Страницы: 222-227
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 15.09.2016
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/24291
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2016.0.5-6.222-227
- ID: 24291
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования выпускников медицинского вуза, отражающие социально - демографические особенности и профессиональные мотивации молодых специалистов. Выявлены наиболее значимые, по мнению молодых врачей, социально - трудовые стимулы, которые могли бы способствовать выбору медицинских учреждений сельской местности. Подчеркнута необходимость мониторинга мнения потенциальных участников программ социально-экономического стимулирования молодых специалистов сельского здравоохранения о критериях, определяющих выбор места трудоустройства выпускника.
Полный текст
Обеспечение населения Российской Федерации доступной и качественной медицинской помощью является одним из основных принципов охраны здоровья, декларированных в 4 статье Федерального закона от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 323 - ФЗ [1]. Обязательным условием выполнения данного принципа является укрепление и наращивание кадрового потенциала системы здравоохранения. Эта задача была поставлена перед отраслью и в концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Однако, несмотря на определенные, в целом, успехи отечественного здравоохранения, проблемакадрового обеспечение медицинских учреждений сельской местности до настоящего времени остается крайне острой, что, безусловно, отражается на уровне и объеме медицинской помощи на селе, значительно отстающего от городского [5, 8]. Возможные пути оптимизации системы кадрового обеспечения сельского здравоохранения были предметом научных исследований многих авторов [5, 6, 7, 9]. Одним из наиболее эффективных механизмов решения этой проблемы было признано внедрение мероприятий направленных на долгосрочнуюсоциально-экономическую поддержку молодых специалистов, способствующих их закреплению в медицинских учреждениях сельской местности. Цель исследования: выявление наиболее значимых, по мнению выпускников медицинского вуза, социально - трудовых мотиваций, способствующих выбору медицинских учреждений сельской местности в качестве будущего места их профессиональной деятельности. Материалы и методы Материалом настоящего исследования послужили 612 анкетвыпускников - интернов и ординаторов ФГБОУ ВО НижГМА - полученных при проведенииодномоментном очном групповом аудиторном анкетировании. Предложенная к заполнению анкета содержала перечень вопросов, позволивших отразить социально - демографические и личностные характеристики будущих специалистов здравоохранения, а также структуру их профессиональных планов с акцентом на потенциальную возможность их профессиональной деятельности в медицинских учреждениях сельской местности. Статистическая обработка результатов анкетирования проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0; Biostat. Данные представлены в зависимости от распределения либо в виде среднего (М) и стандартного отклонения (σ), либо в виде медианы (Ме) и интерквартильного размаха [Q25; Q75]. Для оценки межгрупповых различий использовались однофакторный дисперсионный анализ или критерий Манна - Уитни, при сравнении частотных величин - критерий c2 Пирсона. При обработке вопросов анкеты, предполагаемых ранжирование ответов, было применено определение удельного веса ответа (qк). Различия показателей между группами сравнения считались значимыми при р<0,05. Результаты исследования Подавляющее большинство участников анкетирования (87,1%) было представлено лицами женского пола, что соответствует общероссийской картине студенческого контингента в медицинских вузах. Средний возраст респондентов составил 24,29± 1,81года. Немногим более трети (37,1%) опрошенных состояли в зарегистрированном браке. Каждый пятый респондент имел детей, что, как правило, является причиной более четкой ориентированности на стабильность, как в личной, так и в профессиональной сфере. До поступления в медицинский вуз 42% анкетируемых проживало в крупных городах и областных центрах, 58% респондентов проживало в сельской местности (р=0,03). На вопрос о причинах избрания профессии врача большинство респондентов (56,9%) ответили, что выбрали профессию по призванию, 25,7% выпускников привлекла «престижность» профессии. Значительно реже причиной такого выбора стала семейная традиция (11,1%), совет друзей(5,7%), и крайне редко - желание просто получить высшее образование и невозможность поступить в другой вуз (0,6%). На первом месте из привлекательных аспектов в работе врача 40% респондентов поставили «возможность помогать людям»,26,1% -«интересную, в т. ч. научно-исследовательскую», работу. Крайне мало выпускников (2%) связывали свой интерес к профессии с возможностью участия в программах государственной поддержки. Однако, несмотря на столь выраженные этические мотивации к труду по призванию, только 10% опрошенных были готовы отправиться на работу в государственные медицинские учреждения сельской местности, остальные 90% выпускников готовы работать по полученной специальности, но в государственных медицинских учреждениях областного центра или частных медицинских организациях (соответственно 67,5% и 22,5%). В первую очередь, от государственного работодателя, выпускники медицинского вуза ожидают «стабильную заработную плату» (qк= 0,333); во-вторых, «наличие социальной защищенности» (qк= 0,267); третье и четвертое места в ранжированном ряду занимают, соответственно «стабильность и устойчивость государственных медицинских организаций в кризисные периоды» (qк= 0,2) и «ежегодный оплачиваемый отпуск» (qк= 0,133). Пятое место было присвоено такому привлекательному аспекту, как «повышение квалификации за счет средств работодателя» (qк= 0,067). Полученные данные согласуются с результатами исследования миграционных планов студентов медицинских вузов, проводимого в рамках программы фундаментальных исследований НИУ Высшая школа экономики, по результатам которых, только 23% иногородних студента-медика планируют вернуться домой. Большинство же респондентов (46%) намерены остаться жить и работать в городе, где проходило их обучение [7]. Проведя сравнительный анализ отношения молодых специалистов к работе в сельской местности, ответы респондентов были распределены на две группы: А и Б. В группу А вошли молодые врачи в количестве 161 чел. (26,6%), допускавшие возможность работы в медицинских учреждениях сельской местности. Состав группы Б - 451 чел. (73,4%), определили участники анкетирования, не продемонстрировавшие желания трудоустроиться в сельскую местность. Как видно из представленной таблицы, единственным статистически значимым различием этих групп, при оценке социально-демографических характеристик, явилосьболее выраженное преобладание выходцев из сельской местности в группе А по сравнению с группой Б (76% и 52% соответственно, при р<0,001). По остальным показателям (возраст, пол, наличие зарегистрированного брака и детей) достоверных различий в группах не выявлено. Ранжирование имеющихся,по мнению выпускников, недостатков сельского здравоохранения, препятствующих их выбору медицинских учреждений сельской местности в качестве поля профессиональной деятельности, представлены в табл. 2. Как видно из представленной таблицы, при анализе ответов на вопрос о недостатках сельского здравоохранения, различий между группами выявлено не было. Основным предполагаемым отрицательным моментом респонденты обеих групп единогласно отметили «недостаточный уровень заработной платы» (1-е место, qк= 0,333). Второе место (qк= 0,267) было отдано «недостаточному уровню материально-технического оснащения сельских больниц». На третьем месте (qк= 0,2) расположилось «ограничение деятельности врача установленными стандартами». Четвертое и пятое места среди недостатков работы в сельских больницах, были распределены между «отсутствием комфортных бытовых условий работы» (qк=0,133) и «вероятностью работы с социально-неадаптированным контингентом пациентов» (qк= 0,067). Также были ранжированы по степени значимости, возможные трудности, с которыми,по мнению молодых специалистов, они могут столкнуться в сельском здравоохранении и которые, соответственно, препятствуют принятию ими решения о трудоустройстве в медицинские учреждения сельской местности. Так, респонденты группы А, в качестве наиболее значимой трудности (1-е ранговое место, qк=0,286) отметили «отсутствие необходимого опыта и знаний», в то время как респонденты группы Б отдали приоритет «отсутствию возможности для современных методов диагностики и лечения». Второе место (qк=0,238) респонденты обеих групп единогласно отдали «ограниченному уровню профессионального общения», характеризующим, по их мнению, специфичность работы в сельских больницах. В качестве третьей по значимости трудности (3-е ранговое место, qк= 0,19), респонденты группы А отметили «отсутствие возможности для современных методов диагностики и лечения» в то время, как молодых специалистов - представителейгруппы Б, состав которой определен, в основном, городскими жителями, закономерно чаще не удовлетворяет «недостаточное развитие инфраструктуры в сельской местности». Наиболее значимым из материальных благ, безусловно повышающим привлекательность медицинских организаций сельской местности в качестве потенциального места трудоустройства, респонденты обеих групп отметили «предоставление служебного жилья» (1-е место по результатам ранжирования, qк=0,286). Далее приоритеты несколько разделились. Второе место (qк=0,19) респонденты группы А отдали «возможности участия в ипотечных программах льготного кредитования», а респондентов группы Б более привлекала «компенсация оплаты ЖКХ, детского сада».Третье место (qк=0,143) в ранжированном ряду респонденты группы А предпочли отдать «обеспечению автотранспортным средством», а респонденты группы Б - «возможности участия в ипотечных программах льготного кредитования». Желание «получить автотранспортное средство» респонденты группы Бсоотнесли с четвертым по значимости (qк=0,238), а респонденты группы А разместили на четвертом месте возможность «компенсации оплаты ЖКХ, детского сада». Примечательно, что такой вид материального стимулирования, как «предоставление земельного участка», респонденты обеих групп одинаково расположили только на пятом месте (qк= 0,095). Из критериев нематериального стимулирования, респонденты обеих групп единогласно наделили наибольшим удельным весом «возможность профессионального и карьерного роста» - 1-е место в ранжированном ряду (qк=0,333), а также «льготное исчисление медицинского стажа», которому участники анкетирования отдали 2-место (qк=0,267). Далее мнения молодых врачей, относительно нематериальных мер стимулирования разделились: респонденты группы А на третьем месте (qк=0,133) расположили «возможность жить и растить детей вне мегаполиса», в то время, как представителей группы Б более заинтересовала возможность «научно-исследовательской работы» (qк=0,2). Мнение об оптимальной заработной плате респондентов группы А оказались значимо меньше, чем группы Б (30 [25; 50] тысяч рублей, против 40 [30; 50] тысяч рублей соответственно, р = 0,019). Обсуждение. Проблема обеспечения врачебными кадрами сельского здравоохранения до настоящего времени остается одной из ведущих в отрасли. Усугубляет ситуацию отток врачебных кадров из системы сельского здравоохранения, способствующий продолжающейся концентрации специалистов здравоохранения в крупных городах и областных центрах. Справиться с этими негативными тенденциями были призваны как многочисленные нормативно-правовые акты, принятые на Федеральном уровне [2, 3, 4, 10], так и региональные программы, способные с учетом территориальных особенностей привлечь специалистов к производственной деятельности в сельской местности. Так, в Нижегородской области, в рамкахмероприятий по оптимизации кадрового обеспечения медицинских учреждений сельской местности, были внедрены различные программы социально-экономического стимулирования молодых специалистов сферы здравоохранения [11, 12, 13]. Однако, согласно официально опубликованным данным ежегодного отчета Министерства здравоохранения Нижегородской области, в 2015 году не удалось достичь запланированных индикаторов привлечения молодых специалистов в государственные учреждения сельской местности по причине отсутствиядостаточного количества желающих принять участие в программах социально-экономического стимулирования [14]. Мониторинг мнения потенциальных участников вышеозначенных программ о ключевых моментах, определяющих выбор места трудоустройства выпускника, способен,по нашему мнению, в значительной мере оптимизировать их реализацию. Как показало проведенное исследование, несмотря на то, что среди выпускников 58% молодых специалистов до поступления в ВУЗ проживало в сельской местности, только 10% от общего числа опрошенных по завершению обучения готовы отправиться на работу в государственные медицинские учреждения сельской местности. Тем не менее, желающих связать свою производственную деятельность с сельским здравоохранением среди выходцев из сельской местности статистически значимо больше, чем из жителей областного центра и крупных городов. Значительное влияние, на наш взгляд, на принятие решение изначально оказывает социальный статус выпускника. Подавляющее большинство -это лица женского пола (87,1%). Только немногим более трети выпускников (37,1%) состоят в зарегистрированном браке. Каждый пятый молодой специалист имеет детей. Поэтому представляется абсолютно обоснованным, что именно предоставлению служебного жилья (1-е место по результатам ранжирования, qк=0,286) выпускники отдают предпочтение в первую очередь, планируя свое трудоустройство, а от государственного работодателя, также в первую очередь ожидают «стабильную заработную плату» (qк= 0,333) и «наличие социальной защищенности» (qк= 0,267); Большой интерес для образовательной организации представляет оценка выпускниками своего опыта и знаний, как недостаточного для работы на селе.Для территориального органа управления здравоохранением очевидно должен представлять интерес такой фактор, какотсутствие, по мнению молодых специалистов, в сельских медицинских организациях возможности для современных методов диагностики и лечения и «недостаточный уровень заработной платы» (1-е место, qк= 0,333). В тоже время, избрав профессию врача по призванию (56,9%) или за престижность (25,7%), все специалисты, независимо от предполагаемого места работы, не желают погружаться в «рутину» и стремятся к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных знаний и карьерному росту. Выводы Разрабатываемые и реализуемые региональные программы социально-экономического стимулирования молодых специалистов сферы здравоохранения при всей безусловной необходимости должны также учитывать ключевые факторы, являющиеся определяющими, по мнению потенциальных участников, при принятии их решения о выборе места своего трудоустройства. Следует рассматривать выпускников медицинского вуза - уроженцев сельской местности, как особую социальную категорию молодых специалистов, обладающих наиболее подходящими личностными характеристиками для эффективного закрепления в медицинских учреждениях сельской местности. Мониторинг мнения участников программ, основанный на целенаправленном социологическом исследовании, должен быть обязательным компонентом обоснования направлений разрабатываемых и внедряемых программ социально-экономического стимулирования молодых специалистов, как один из факторов способствующих успешной их реализации.×
Об авторах
Ю Н ФИЛИППОВ
Нижегородская государственная медицинская академия
Email: profphilippov@inbox.ru
Е А ГАЛОВА
Нижегородская государственная медицинская академия
Email: galova75@mail.ru
О А ДОЩАННИКОВА
Нижегородская государственная медицинская академия
Email: dorozhkinao@mail.ru
Список литературы
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 3 октября 2016 года): Федеральный закон Российской федерации от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ, // Российская газета. - 2011. - N 263. - 23.11.2011.
- Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (с изменениями на 18 мая 2016 года): распоряжение Правительства РФ № 2599-р от 28 декабря 2012 // Собрание законодательства Российской Федерации. - N 2. - 14.01.2013. - С.130.
- Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2013 г № 267 - р // Собрание законодательства Российской Федерации. - N 9. - 04.03.2013. - С. 1014.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 // Собрание законодательства Российской Федерации. - N 17. - 28.04.2014. - С. 2057.
- Проблемы здравоохранения села: учебное пособие / В.И. Стародубов, А.А. Калининская, К.Х. Дзугаев, В.В. Стрючков. - М.: Академия естествознания, 2012. - 207 с.
- Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 592 с.
- Варшавская, Е. Я. Миграционные планы выпускников региональных вузов России / Е.Я. Варшавская, С.О. Чудиновских // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2014. - № 3. - С. 36-58.
- Семенов, В.Ю. Организация профилактической работы в Московской области / В.Ю. Семенов, Е.С. Скворцова // Здравоохранение РФ. - 2009. - №1. - С. 3-8.
- Никулина, Ю.Н. Проблемы кадрового обеспечения и стимулирования персонала в учреждениях здравоохранения / Ю.Н. Никулина, О.А. Делигирова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 1547-1553.
- Методические рекомендации по сохранению врачебных кадров в системе здравоохранения (письмо МЗ РФ от 9 апреля 2013 года № 16-5/10/2-2540). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499061181. (Дата обращения 27.11.2016).
- Закон Нижегородской области от 03.05.2006. №38-З «Об утверждении областной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944926485. (Дата обращения 27.11.2016).
- Постановление Правительства Нижегородской области № 27 от 25 января 2012 г. «Об утверждении областной программы «Обеспечение жильём работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944957742. (Дата обращения 27.11.2016).
- Постановление Правительства Нижегородской области № 67 от 10 февраля 2012 г. «Об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Нижегородской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Нижегородской области из другого населенного пункта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944958127. (Дата обращения 27.11.2016).
- Ежегодный отчет Министерства здравоохранения Нижегородской области об эффективности реализации Государственной программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы» за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zdrav-nnov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=165&Itemid=135. (Дата обращения 27.11.2016).
Дополнительные файлы
