СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе рассмотрены и проанализированы основные социокультурные особенности периода Античности, Средних веков и Нового времени, на основании которых выявлены предпосылки формирования категории качества. Автором определены основные сущностные характеристики качества как диалектической категории. По итогам исследования сформулированы понятия категории «качество» в указанных историко-философских периодах.

Полный текст

На протяжении многих столетий философы интерпретировали сущность категории «качество». На понятийную сторону качества имели влияние и взгляды философов, и уровень развития науки в государстве, и внешнеполитическая обстановка, и, наконец, социокультурные особенности эпохи. Обратимся к исследованию социокультурных особенностей исторических этапов развития философии. На сегодняшний день существует множество вариантов периодизации истории философии, однако наиболее распространённой является периодизация В. Татаркевича [14]. Польский историк философии предлагает разделение европейской истории философии на три глобальных этапа: античная философия, средневековая философия и философия Нового времени. По нашему мнению данная периодизация достаточно укрупнена, поэтому более целесообразной является периодизация А.Н. Муравьева. Историк философии предлагает структурировать историю философии с периода Античности до Нового времени следующим образом: античная философия, средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, Немецкая классическая философия. Значимость античной философии в мировом историко-философском сознании невозможно переоценить. Изначально философию античности представляла Древняя Греция, позднее, во 2 веке до н.э., к древнегреческой культуре добавляется Древний Рим. При детальном рассмотрении, можно выделить следующие социокультурные особенности периода античности, которые одновременно являются и предпосылками формирования античного понимания категории качества. Учитывая исследование категории качества с философской позиции, первостепенно необходимо отметить этические характерные черты эпохи. Античность характеризуется явной доминантой эвдемонистических мотивов в духовных (нравственных) изысканиях древнегреческих и древнеримских философов. Эвдемонистические мотивы постулируют идею беспрекословности счастья добродетельной личности. Особняком среди социокультурных особенностей периода античности возвышается идея гармонии. Особенный случай идеи гармонии - гармония духовного и материального. При этом античная гармония не пытается сообразно предшествующей, древнеиндийской, кардинальным способом скинуть вымышленную материальную оболочку для воссоединения с Абсолютом. Напротив, античная культура преподносит незнакомый иным культурам асексуальный культ тела [14]. Наряду с этической компонентой исследования социокультурных предпосылок становления категории качества не менее важен аспект социального бытия. Так, античная культура характеризуется социальной ориентированностью [1]. Гражданское достоинство человека и демократические ценности высоко ценятся и в Древней Греции, и в Древнем Риме. При этом в понимании социальной ориентированности философии античности государство не является самоцелью. В качестве аргументации данного тезиса приведём пример эволюции этико-социальных представлений. Ранняя античность характеризуется постулатом единства государства и человека [11]. Философия позднего периода противопоставляет внутренний мир человека его социальной жизни. Одной из главных особенностей философии и культуры античности является рациональность. По нашему мнению, рациональность необходимо рассматривать как определяющую особенность и предпосылку формирования категории качества в античной философии. Так, воссоединение человека с трансцендентным миром происходит посредством разума, а не преодоления материи или создания абсолютного общества. Высший мир в античной философии как абсолютен, так и умопостигаем. Именно человеческий разум возносит ценность человека, личности на пьедестал нравственности и социальной добродетели. Философские идеи Сократа отождествляют такие понятия, как добродетельный человек и знающий человек, нравственное поведение и разумное поведение. Более того присутствует взаимосвязь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием [9]. Античность породила новую форму общественного знания - науку. Наряду с тем, что Древняя Греция и Древний Рим генерировали различные эмпирические знания, именно в рамках античной культуры вследствие общей рационалистической направленности знаний они были отведены от мифологического знания, классифицированы и теоретически синтезированы. Теоретическое оформление обрела и мораль, собственно в Древней Греции берёт своё начало учение о нравственности - этика. Таким образом, к предпосылкам формирования категории качества в период античности можно отнести: эвдемонистические мотивы, идею гармонии, социальную ориентированность и рациональность. Перечисленные социокультурные предпосылки закладывают основы первичного понимания качества, т.к. впервые понятие «качество» появляется в трудах таких античных философов, как Аристотель, Сократ, Платон и др. [11]. По нашему мнению обобщённая трактовка категории качества в период античности будет следующей: качество - предметное свойство, объединяющее внешнюю и внутреннюю стороны объекта, а также отражающее его первостепенную сущность. Следующий исторический период, который необходимо рассмотреть в рамках исследования социокультурных предпосылок формирования категории качества - эпоха средневековья. Анализируя исторические источники эпохи средневековья, можно сделать вывод об отсутствии однозначной заинтересованности философов в проблемах сущности культуры, её соотношения с окружающей действительностью, отличиями культуры от невежества [6]. Философы Фредерик Чарльз Коплстон и Жорж Дюби рассматривают период конца X начала XI вв. как эпоху радикальных перемен во взглядах человека. Доминирующие материалистические и идеалистически-философские идеи транспонируются в абсолютно теологические. Философия лишается положения «водительницы души», на её место приходит религия со своим набором ориентиров и принципов жизни человека, основывающихся на христианских догматах. Церковные постулаты становятся фундаментом нового сознания и базисом средневекового мировоззрения. По мнению Ф. Энгельса, церковь освящает не только политическую сферу жизни общества, но и преобразования в технике, науке, искусстве. Любая деятельность человека и общества приводится к основам церковных учений [6]. В аспекте нового религиозного мировоззрения перед философией стоит новая задача - формирование теоретической основы оправдания разумом «Священного писания». Философия утрачивает научный статус и трансформируется в «служанку богословия» [14]. Ключевой особенностью средневекового образа мыслей, по мнению таких философов, как А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф, Л.П. Карсавин, Й. Хейзинг, П.М. Бицилли, является целостность миропонимания. Мир осознавался человеком целостным, единым и неделимым. П.М. Бицилли отмечает в труде «Элементы средневековой культуры», что «идея единства до такой степени гипнотизирует мысль, что само слово единство приобретает магическое значение: одним из доказательств исключительности превосходства католической церкви является именно то, что она «католическая», т.е. единая, единственная, следовательно «истинная» [2, с. 126]. Не менее важной характеристикой культуры Средневековья, перекликающейся с культурой Античности, является неделимость предметно-реального и идеального. В средневековой философии предметно-реальная и идеальная составляющие не разделяются, а синтезируются в единую среду, основанием которой выступает обычай. Средневековый философ Алкуин в своем трактате «О диалектике» выделяет десять основных категорий, в число которых входит и качество. Основываясь на диалектике Алкуина и социокультурных предпосылках формирования категории качества в периоде Средних веков, сформулируем обобщённое понятие категории качества для данного периода времени. Итак, качество - диалектическая категория, отражающая особенности и состояния тела и духа, такие как аффект, «естественная возможность», пассивные качества, форма и фигура, существующие обособленно от воли и разума человека. Согласно выбранной периодизации истории философии следующий период, который необходимо рассмотреть в рамках исследования предпосылок формирования категории качества - период Возрождения. Эпоха Возрождения - одна из самых противоречивых в истории философской мысли. Мировоззрение данного периода характеризуется как возвращением интереса к философии, мифологии, искусству античности, так и генезисом новой науки и языческих суеверий, астрологии и алхимии. Главенствующей социокультурной особенностью периода Возрождения является революция отношения к человеку. Философская мысль данной эпохи провозглашает человека центром мироздания [5]. На первый план выходит не греховность человека, а его достоинство и величие. Понятия «гуманизм» и «человечность» становятся синонимами. В общем смысле можно говорить об антропологической направленности всех сфер социальной и научной жизни. Наряду с антропологизмом особенностью эпохи Возрождения является пантеизм, т.е. растворение Бога в природе [5]. Другими словами природа представляется как божественное самовыражение. Божественная воля в полной мере проявляется в природе, учитывая, что человек отныне независим и полностью абсолютизирован. Период Возрождения отличен от других периодов истории философии ещё и тем, что социокультурные особенности эпохи не идентичны предпосылкам формирования категории качества. Диалектика Возрождения не является категориальной, поэтому обращение к диалектике античности актуально в отношении изучения качества. Яркий представитель диалектики Возрождения - Николай Кузанский, германский философ. Н. Кузанский в трактате «Об учёном неведении» представляет бесконечность, как результат определённого качественного скачка. Более того, используя математические теории, философ исследует нововведённые понятия: бытие-возможность, абсолютный максимум и абсолютный минимум. Особый интерес в диалектике Н. Кузанского представляет обоснование тезиса о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума. Используя методологию анализа, представленную в труде Н. Кузанского, можно говорить о качестве, как об абсолютной категории. Учитывая «абсолютность» категории, можно определить качество, как минимально необходимую особенность, отличающую один предмет от другого и существующую независимо от знаний и волеизъявления человека, а, значит, с её помощью можно определить сущность объекта, что является неотъемлемым условием абсолюта [10]. После переходного периода эпохи Возрождения эпоха Нового времени провозглашает отсутствие истинного бытия чего-либо первопричинного и первоосновного в жизни человека и общества. Теперь человек может надеяться только на собственный разум и силы в своей деятельности, а не ориентироваться на высший Разум. Следующая социокультурная особенность эпохи Нового времени - расценивание сознания, потребности и, наконец, жизни человека как единственного, непреложного и истинного бытия. Уменьшение влияния идей существования Великого бытия Бога совмещается с временным переосмыслением: человек перестаёт думать о вечном. Человек прекращает поиск высокого смысла своего существования. Все бытийные вопросы о смысле жизни сводятся к реальным земным потребностям. Желание человека жить «здесь и сейчас», т.к. после смерти ожидает пустота, - одна из особенностей Нового времени. Поверив в возможности своего разума, человек поверил и в собственные силы изменить мир, основываясь на законах и мировоззрении, открытых посредством разума. Окружающий мир перестал быть Божественным порядком, более того он превратился в сферу рационалистической деятельности человека. Часть мира, существующая вне поля деятельности человека, подлежит изучению и объяснению. В науке на первый план выходит квантитатизм - от латинского «количество». Все явления и процессы познаются количественным способом; познание - измерение, как постулат классической науки. «Дайте мне протяжённость и движение, и я построю вселенную» [13, с. 54], - утверждал Декарт. В период Нового Времени сложилось механистическое мировоззрение. Механистическое знание - эмпирико-ориентированное: первое место занимает полученный эффект. Наряду с представленными выше социокультурными особенностями особое место занимает онтологический нигилизм. Именно онтологический нигилизм впоследствии привёл к преобладанию материализма не только в теоретическом, но и в жизненном пространстве. В завершении рассмотрения социокультурных особенностей периода Нового времени можно сделать вывод о том, что философия и история данной эпохи основывалась на осознании человеком своей суверенности и на его уверенности в собственном формировании своей нравственности, причём высшей формой духовности признаётся сознание и разум. В период Нового времени зарождается «материалистическая диалектика», одним из ярчайших представителей которой является Ф. Бэкон. Один из аспектов диалектики Бэкона - рассмотрение качественных состояний материи, а именно качественные состояния материи транспонируются друг в друга на основе универсального движения [3]. Более того, философ обосновывает третичную концепцию категорий «качество - мера - количество», утверждая, что основополагающая категория бытия-природы - мера. Данная категория служит не только для взаимосвязи качества и количества или получения качественного скачка, а применима в любой сфере познания [3]. Основываясь на диалектике Бэкона, определим категорию качества, как степень динамического состояния, определяющую материю и обособляющую её в качественном многообразии природы [12]. Особенным образом в эпохе Нового времени выделяется период Немецкой классической философии, который зародился под влиянием модернизаций и революций во всех сферах жизни Европы. Непросто выделить фрагментарные социокультурные особенности эпохи, т.к. поистине великие события произошли в данный период времени. В первую очередь, революция Просвещения положила начало коренному перевороту в мировоззрении, после чего Великая французская революция к нестабильной экономической и социальной обстановке добавила общественный резонанс [8]. Во-вторых, революционные настроения проявляются и в естествознании, а именно механика уже не играет доминирующую роль в науке. На первый план выходят химия, немеханическая физика, биология и т.д. В-третьих, религия совершает тщетные попытки вернуть себе былое превосходство, однако после Великой французской революции свобода слова и мысли занимает почётное место в социокультурной жизни общества. И, наконец, как ни странно неудовлетворенность европейского населения процессами, происходящими в государствах, сопровождалась созданием идеальных прообразов общественных отношений. В первую очередь, это отразилось в искусстве, однако наибольший эффект произошёл в философии. Весь мир пришёл в движение, все процессы и проблемы нужно было переосмыслить. Тотальность проблем требовала создания универсальных теорий и систем. Такие задачи подвластны исключительно философскому знанию. Именно в условиях Нового времени Гегелем была создана новейшая диалектическая система. Идеалистическая диалектика Гегеля является категориальной, т.е. представляет различные взаимосвязи и переходы философских категорий, развитие абсолютной идеи. Философ выделяет следующие основополагающие категории: качество, количество, мера, действительность, случайность и т.д. Трактовки, присвоенные Гегелем диалектическим категориям, актуальны и сегодня: «качество есть определённо сущее», «мера - это качественное количество или количественное качество», «действительность - единство сущности и существования», «случайность - то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чём-то другом» и т.д. [4, с. 364]. Диалектика Гегеля включает не только сущностные характеристики категорий, но и выделяет всемирно известные законы диалектики: закон количественно-качественных изменений, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания [7]. Можно объективно утверждать, что диалектическая система Гегеля является вершиной диалектики Нового времени в общем и Немецкой классической философии в частности. Опираясь на категориальный аппарат диалектики Гегеля, сформулируем определение категории «качество», релевантное для рассматриваемого периода времени. Качество - категория, определяющая все предметы и явления в мире, точно фиксирующая внутренние и внешние свойства объектов. В заключении следует отметить, что социокультурные особенности каждой исторической эпохи внесли свой вклад в формирование сущности категории качества. Учитывая особую специфику исторического периода, категория как приобретала, так и утрачивала смысловые компоненты. Категория «качество» всегда занимала умы философов своей неоднозначной определённостью. С одной стороны качество - предельно простая «повседневная» категория, с другой - всеобъемлющая и неопределённая.
×

Об авторах

А В МАЯКОВА

Юго-Западный государственный университет

Email: berryannett@yandex.ru

Список литературы

  1. Бертран Рассел. История западной философии: В 2-х т., Т. 1. - М., 1993. - 512 с.
  2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - М.: Мифрил, 1995. - 264 с.
  3. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2 // Сер. Философское наследие; 1971-72 гг. - М.: Мысль. - 582 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- СПб: Наука, 1997. - 800 с.
  5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  6. Корякина Е.П. Культура средневековой западной Европы: особенности, ценности, идеалы [Электронный ресурс] / Е.П. Корякина. - URL: http://avt. miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html.
  7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. шк., 1989. - С. 8.
  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975. - 672 с.
  9. Маякова А.В. Генезис и развитие философии качества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014 - № 12(71), Ч. I. - С. 258-260.
  10. Маякова А.В. Философско-методологический анализ категории «качество»: от классической основы до современных интерпретаций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. Курск. - 2015. - № 1(14). - С. 133-140.
  11. Маякова А.В. Philosophical and methodological analysis of quality problems in the projection of the modern philosophy of quality // Science Time. - 2015. - № 3(15). - С. 280-287.
  12. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. - М., 1986. - 144 с.
  13. Столяров А.А. Философия - служанка богословия / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. - С. 299-301.
  14. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. - 482 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© МАЯКОВА А.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах