ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. ОПЫТ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ № 6



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описаны алгоритмы оказания услуг и опыт работы городского центра медицинской реабилитации Самарской городской поликлиники № 6. Анализ удовлетворенности по результатам анкетирования 100 пациентов, пролеченных в ГЦМР за 6 месяцев 2015 года, показал, что все они довольны качеством оказания услуг по медицинской реабилитации. Представленные подходы к управлению качеством медицинской помощи в городском центре медицинской реабилитации повысили качество медицинской реабилитации, эффективность работы и удовлетворенность потребителей (персонала и пациентов).

Полный текст

Создание эффективной системы междисциплинарной медицинской реабилитации в здравоохранении имеет огромное значение для государства, общества, личности с целью первичной профилактики стойкой утраты трудоспособности, реабилитации инвалидов и улучшения их качества жизни [5]. По данным ВОЗ, 20%-25% стационарных и 40%-50% амбулаторных пациентов нуждаются в реабилитационном лечении. Городской центр медицинской реабилитации (ГЦМР) ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района» (СГП 6) с 1995 года осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг в амбулаторно-поликлинических условиях и обслуживает около 400 тысяч взрослого населения двух районов города. Поскольку обеспечение качества медицинской помощи (КМП) является одной из стратегических целей государственной политики в области охраны здоровья граждан, руководством СГП 6 разработаны и внедрены новые подходы к управлению КМП. С 2009 года система управления качеством СГП 6 имеет сертификат соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 (в том числе и процесс оказания услуг по медицинской реабилитации в ГЦМР). В данной статье рассмотрены основные подходы к организации работы в ГЦМР, направленные на непрерывное повышение качества оказания медицинских услуг: - процессный подход к созданию и реализации медицинских услуг (в том числе и услуг по медицинской реабилитации); - экспертиза медицинской деятельности в соответствии с документированной процедурой; - внутренние аудиты качества; - дифференцированная система оплаты труда - Совет по качеству; - реализация принципа ориентации на потребителя. Медицинская реабилитация в ГЦМР является частью процесса «Оказание лечебно-диагностических услуг» (далее - Процесс) системы менеджмента качества (СМК) СГП 6, целью которого является решение организационных вопросов оказания медицинской помощи по своевременному и качественному лечению пациентов. В Процессе указаны требования к порядку проведения амбулаторного лечения пациента, в том числе в условиях ГЦМР. В рамках технологического цикла оказания услуг по медицинской реабилитации разработаны и утверждены: - алгоритм процесса оказания услуг по медицинской реабилитации (маршрут пациента, направленного на восстановительное лечение в ГЦМР); - инструкции для персонала; - клинические протоколы восстановительного лечения; - критерии оценки качества оказания медицинской помощи. Алгоритм оказания услуг по медицинской реабилитации представлен на рис. 1. Он отражает маршрут пациента и механизм преемственности в работе ГЦМР и поликлиники. По результатам осмотра бригадой специалистов ГЦМР поступающего на курс восстановительного лечения пациента составляется индивидуальный план реабилитации. С целью повышения качества и эффективности медицинской реабилитации (а также в связи с отсутствием утвержденных на уровне Российской Федерации стандартов медицинской реабилитации в амбулаторных условиях) в 2012 году сотрудниками ГЦМР (с учетом накопленного ими опыта работы) были разработаны клинические протоколы восстановительного лечения (медицинской реабилитации) по 9 ключевым нозологическим группам. Они были утверждены приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 27.12.2012 г. №763 и рекомендованы к использованию в медицинских организациях Самарской области, оказывающих реабилитационные услуги в амбулаторных условиях [2]. Следующим этапом в реализации концепции обеспечения качества медицинской помощи сотрудниками ГЦМР совместно с внутренними аудиторами качества были разработаны критерии эффективности проведенных курсов медицинской реабилитации по различным нозологиям (после перенесенных ОНМК, черепно-мозговых травм, травм конечностей и др.), а также схема экспертного анализа «Карт медицинской реабилитации». Краткосрочная оценка эффективности восстановительного лечения проводится после завершения курса лечения пациента в ГЦМР. Например, анализ качества реабилитации у 30 пациентов с переломами локтевого отростка и головки лучевой кости в 2014 году по шестибалльной системе оценки мышечной силы по L.Braddom, M.Bейсс [4] показал, что при своевременном поступлении на лечение (до 4 недель после перелома) у 95% пациентов было достигнуто увеличение активных движений в полном объеме (рис. 2). О долговременной эффективности работы ГЦМР косвенно свидетельствуют показатели первичного выхода на инвалидность (ПВИ) и реабилитации инвалидов. Необходимо отметить, что показатель ПВИ в СГП 6 снизился на 13,5% с 2012 года по 2014 год. Кроме того, данный показатель ниже среднегородского в 2014 году в 1,3 раза. В 2012 году с целью активизации работы по медицинской реабилитации инвалидов администрацией СГП 6 были пересмотрены показания к направлению и сроки реабилитации, составлен на каждом участке общеврачебной практики реестр инвалидов, имеющих хороший реабилитационный потенциал, в результате чего в последующие два года был отмечен рост числа реабилитированных инвалидов с 15,0 на 100 повторных освидетельствований в 2012 году до 17,2 в 2014 году (средний показатель в г. Самара в 2014 году - 14,8 на 100 повторных освидетельствований). Существенную роль в повышении качества восстановительного лечения играет, с нашей точки зрения, экспертный анализ «Карт медицинской реабилитации» в соответствии с документированной процедурой системы менеджмента качества (СМК) СГП 6, который проводится в 2 этапа (заведующей центром и заместителем главного врача по медицинской части). Экспертиза осуществляется по утвержденной схеме с вынесением экспертной оценки каждому врачу на совет по качеству. Выявленные дефекты анализируются заведующей ГЦМР, устанавливается частота встречаемости нарушений и выясняется причина их возникновения. После этого проводится разбор несоответствий индивидуально с каждым врачом, при необходимости - тематические инструктажи. Показателем, отражающим эффективность данной работы, является уменьшение количества выявляемых при последующих проверках недостатков. Экспертная оценка по законченному случаю медицинской реабилитации выросла с 0,85 в 2012 году до 0,98 в 2014 году. Одним из механизмов в реализации принципа непрерывного повышения качества в подразделении являются внутренние аудиты [1], проводимые специально обученными сотрудниками медицинской организации. Цель внутреннего аудита качества - не столько фиксирование несоответствий, сколько выявление «зон улучшения» с составлением плана корректирующих (предупреждающих) действий, который включает разработку и внедрение мероприятий, направленных на повышение результативности и качества оказываемых услуг. В этом заключается значительное отличие аудита от деятельности по надзору или контролю, которые осуществляются только для выявления несоответствий и применения штрафных санкций. Эффективность использования стационарзамещающих технологий (дневного стационара поликлиники, стационара на дому и ГЦМР) является одним из показателей функционирования процесса оказания лечебно-диагностических услуг, который рассчитывается на 1000 прикрепленного населения. Число пациентов, получивших курсы медицинской реабилитации в ГЦМР, увеличилось с 2009 года по 2014 год в 2,5 раза, а с 2013 года по 2014 год - на 22%. Это отражает востребованность и доступность медицинской реабилитации в амбулаторных условиях для населения. Немаловажную роль при этом играет удовлетворенность пациентов качеством проводимого лечения. Ориентация на потребителя является одним из основных принципов системы менеджмента качества [3]. Удовлетворение ожиданий пациента может быть достигнуто только при четком взаимодействии всех сотрудников учреждения. С другой стороны, очень важно, чтобы сотрудники были удовлетворены качеством своей работы и оценкой их труда со стороны руководства учреждения. Именно с целью дифференцированной оплаты труда по конечному результату работы были разработаны и внедрены критерии оценки работы персонала в рамках Совета по качеству учреждения. Более 90% сотрудников высказали положительное отношение к дифференцированной системе оплаты (по результатам анкетирования в 2014 году). Однако, по нашему мнению, моральная оценка труда работника важна не меньше материальной. В поликлинике ежегодно проводятся конкурсы по номинациям «За верность профессии», «За милосердие», «Лучший в профессии». Победителям вручаются кубки и дополнительное вознаграждение, что является стимулом для качественной работы. Анализ удовлетворенности по результатам анкетирования 100 пациентов, пролеченных в ГЦМР за 6 месяцев 2015 года, показал, что все они довольны качеством оказания услуг по медицинской реабилитации. Высокую оценку пациентов качеством медицинской помощи можно объяснить умением сотрудников работать в команде, пониманием и поддержкой персонала Политики учреждения в области качества. Представленные в статье подходы к управлению КМП в ГЦМР позволяют не только повысить качество медицинской реабилитации за счет четкой регламентации технологического цикла реабилитационной услуги, но и эффективно управлять персоналом, что в конечном итоге приводит к удовлетворению ожиданий потребителей (сотрудников и пациентов).
×

Об авторах

И В ГОРОХОВА

Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района

Email: gorohova.71@list.ru

С Л ГУСЕВА

Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района

С Е САПОЖНИКОВА

Самарская городская поликлиника № 6 Промышленного района

Список литературы

  1. Аджиев М. Э. Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения фундамент для повышения качества медицинских услуг // Молодой ученый. 2013. №12. С. 779-781.
  2. Горохова И.В., Макарова Н.Н., Трухова В.В. Оценка эффективности работы амбулаторного центра восстановительного лечения по профилактике временной и стойкой утраты трудоспособности // Управление качеством медицинской помощи. 2013. №1. С.27-31.
  3. ГОСТ Р ИСО 9004 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Госстандарт России. Москва. 2001. - 46 с.
  4. Епифанов В.А. Восстановительная медицина. 2013. - 57 с.
  5. Россия 2008. Концепция развития здравоохранения до 2020 года. -Москва. 2008. - 168 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ГОРОХОВА И.В., ГУСЕВА С.Л., САПОЖНИКОВА С.Е., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах