Роль междисциплинарного подхода в философии истории

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается роль дисциплинарного подхода в изучении исторической памяти. В современном исследовательском поле методологический статус междисциплинарного подхода становится всё более востребованным. Это связано с проблематикой формирования новой онтологии, в рамках которой исследуются общие основания между природой и обществом. Многие науки используют методологию междисциплинарности для осмысления взаимодействия естественных и гуманитарных наук. Сегодня активно критикуется организация междисциплинарности, которая не учитывает взаимосвязь естествознания и гуманитаристики. Отсутствие этой взаимосвязи проявляется в проблематике исторической памяти. Поэтому проводится идея, что для обоснования фундаментального статуса исторической памяти необходимо изменить организацию научного знания.

Полный текст

Заданный современным российским обществом проект «научно-технологического прорыва» предполагает не только деятельность креативных акторов, способных реализовать данный проект. Необходимо, прежде всего, ещё раз серьёзно осмыслить роль интеграции научного знания в междисциплинарном подходе. Известно, что с рождением биохимии, биофизики, кибернетики и синергетики дисциплинарная организация науки приобрела прогрессивный характер. Но, по мнению современных учёных [4], современная междисциплинарность, в определённом плане, тормозит развитие науки. И дело не только в том, что само понятие междисциплинарность вариативно терминологически, но в современной науке исследователь имеет дело с «онтологической» изолированностью наук, с помощью которых аналитик исследует конкретную проблему. Наиболее чётко данная когнитивная ситуация прослеживается в истории философии и доминирующей её проблематике — исторической памяти.

Рамки статьи не позволяют представить весь масштаб научных парадигм, концепций и теорий, разработанных всеми учёными, которые работали и работают в проблематике исторической памяти. Известно, что большинство работ по истории памяти представлены эпистемологическими исследовательскими программами, которые позиционируют установку, что философия и история «теперь формируются как теория познания, а не как онтология» [1, c. 197–212]. В этих программах историческая память трактуется или в психологически-нарративном варианте, или связана с историческим опытом, который понимается как реальное переживание людей, которые участвовали в обсуждаемых исторических событиях [6, с. 112]. Какие основания определяют тот или иной вариант нарратива, что определяет основу психологических переживаний людей, передающий исторический опыт — на эти вопросы данные исследовательские программы не дают ответов.

В этом случае, мы имеем дело с доминированием переходных научных направлений, в содержании которых присутствует существенный разрыв между гуманитарными и естественно-научными областями знания. Конечно, так называемые лингвистическая и антропологическая революции XX века сделали много для философского осмысления бытийного основания языка и сознания человека, что заложили метафизические основы современной проблематики исторической памяти в рамках истории философии. Но эти же революции осуществили окончательный водораздел между онтологической и гносеологической проблематиками, что актуализировало исследования исторической памяти в рамках исторического проявления, а не в рамках бытийных оснований существования человека. «Ненавязчиво» было забыто, что антропологическая сущность человека имеет амвивалентную основу: природную и социальную, а сама система общества связана с природной системой. Однако последние исследования, осуществляемые в рамках коэволюционной эпистемологии, указывают, что социальное поведение человека влияет самым непосредственным образом на работу генов в течение всей жизни организма. Это отражено в работах Gene E. Robinson (Иллинойский университет). Также исследования показали, что мемы, как единицы культурной информации, являются самокопируемыми репликами и до известной степени выступают аналогами генных механизмов. Изменения в поведении могут менять уровень и степень интенсивности факторов естественного отбора и влиять на эволюционные изменения (по эффекту Болдуина) [9]. Таким образом, сами научные инновации требуют иной структурной организации междисциплинарных наук. Междисциплинарность должна интегрировать не только переходные научные направления в рамках одной философской гуманитаристики. Эффективность современной междисциплинарности связана с организацией стержневых отраслей науки, которые способны вычленить фундаментальные онтологические основания исследуемой проблемы, поэтому анализировать историческую память в рамках только гуманитарного направления некорректно. Современная философская рефлексия в поисках онтологических оснований исторической памяти, защищаясь от лингвистических и психолого-антропологических замещений, обосновывает трактовку исторической памяти, как актуализатора воспроизведения и продолжения жизни посредством структур памятования о прошлом. При этом делается вывод, что онтологическое основание памяти природных и социальных систем является единым. Несмотря на специфику содержательного различия природных и социокультурных систем, у них есть общее онтологическое основание — быть, существовать во всей полноте полифонической многомерности. В данном ракурсе историческая память финализирует актуализацию жизни, способности её сохранения и продления. Здесь историческая память выступает как способ сохранения и продления жизни в экзистенциальном векторе: прошлое — здесь; прошлое — здесь и теперь; прошлое — здесь и там. Так, историческая память раздвигает границы жизни – бытия, она оказывается глубже и сильнее отношений акторов в сетевых матрицах. Ведь память предполагает не только свою представленность, но и существование: можно быть представленным и существовать, но можно быть не представленным и всё равно существовать. Тем самым снимается не раз упомянутое исследователями противоречивость экзистенциала памяти: то, что не представлено действиями различным акторов, то не существует, а то, что подвергнуто забвению — не присутствует в памяти как существующее.

Изложенная методологическая позиция расширяет когнитивную масштабность статуса исторической памяти в общей теории, а также функционал памяти. Память, как «помятование о прошлом», актуализирует процесс сохранности жизни в любых системах. Так, «генетическая память», наследуя конфигурацию аминокислот, не только передаёт, но и реализует жизненный цикл белковых молекул. «Биологическая память» таксомирует повторяемость предыдущих эмбрионов в становлении саморазвивающегося живого. «Историческая память» общества, будучи встроена в сложные социокультурные системы, фокусирует экзистенциальные аспекты бытия социума или отдельного индивидуума. Во всех этих системах память не только сохраняет, но и коррелирует пространственно-временной характер этих систем. Согласимся с мнением Е.М. Князевой, которая, проецируя синергетический анализ в отношении сложных систем, утверждает, что: «…сложные системы имеют память, для них характерно явление гистерезиса — при смене режима функционирования процессы возобновляются по старым следам (прежним руслам)…» [3, c. 78]. В рамках сказанного память, как актуализация сохранения и продления жизни, посредством организации информации о прошлом артикулирована в любой пространственно-временной системе. Поэтому можно говорить о феномене исторической памяти по отношению как к природе, так и к обществу. Другими словами, в любых системах исследователь сталкивается с общим онтологическим основанием памяти природных и социальных систем.

В онтологическом аспекте водораздел между «исторической памятью» природы и общества определяется спецификой существования, бытийностью природных и культурных объектов. В гносеологическом плане водораздел определяется когнитивной установкой познания этих объектов, а в праксиологическом — историческая память имеет разные способы функционирования в природе и в обществе. В обществе историческая память всегда существует в форме социальной памяти, а не в природных формах бытийности. Но, казалось бы, в этой всем ясной фактологичности существуют спорные, методологические неопределённости. Например, возьмём ситуацию противопоставления истории и памяти, которая обсуждается всем научным сообществом. Известна жёсткая позиция М. Хальбвакса, который любил противопоставлять память и историю. Их противопоставление, а значит их различие он обосновывал разницей между типами прошлого, которое они восстанавливают: память восстанавливает сходство между прошлым и настоящим, а история — их различие [7, с. 8–27]. Другая позиция, которую поддерживают Я. Ассман и П. Хаттон, — не настаивать на бинарной противоположности памяти и истории. Так, Хаттон определяет историю даже особым родом социальной памяти [8]. Подобные теоретические разногласия по поводу соотношения истории и памяти порождены той методологической нагруженностью, которая присутствует в определении категорий «сходство» и «различие». Содержательная многоаспектность этих категорий связана с ресурсным разнообразием тех признаков, по которым проводится демаркация сходства и различия [5, с. 86–109]. В самом деле, если провести анализ многообразных трактовок определения «история», то приходится сталкиваться с вариативностью признаков, на основании которых определяется конкретное содержание истории. Если в качестве основополагающего признака используется признак процессуальности, то на его основании история определяется как процесс развёртывания во времени социального бытия и форм деятельности. Если используется признак различия, то историю определяют как конкретную историю рода, страны или личной биографии. В рамках познавательного процесса история выступает когнитивной единицей знания о прошлом, трактовка которого тоже полифонична. С другой стороны, артикулирование доминирующих признаков сходства позволяет говорить о феномене онтологического общего в исторической и природной памяти, в котором актуализирована информация прошлого. Добавим, что корреляционное соотношение категорий «сходство» и «различие» содержится и в самом ресурсе «исторической памяти». Поэтому перед исследователем встаёт сложная задача вычленения тех методологических маркеров, с помощью которых можно будет выявить основание как сходства, так и различия между исторической составляющей в памяти природы и социума. Основание базовых признаков сходства в памяти природы и общества содержится в сущностном содержании самого феномена «память». Память — это хранитель, транслятор и актуализатор состояний прошлого в настоящем, что выступает онтологическим условием продления существования и развития многообразных форм бытия. Историческая память социума не только сохраняет прошлое, но и содержит конструктивную способность выхода за пределы мира и самого человека. Именно так историческая память социума рефлексирует собственную предметность. Следовательно, искусственно стереть историческую память социума «…видимо, в принципе невозможно. А если возможно, то исчезает целая культура, её бытийные или онтологические основания, которые реализуются в историческом времени» [2, c. 43]. Суммируя сказанное, артикулируем заявленные методологические позиции. В общей теории памяти основание её статуса и содержания исторической памяти определяется бытийно-онтологической структурностью той или иной системы. При этом пространственно-временные измерения исторической памяти актуализируются спецификой протекания процессов ретроспекции, самопроизводства и самотранслирования в каждой конкретной системе: природной (живая – неживая природа), социальной, знаковой и т. д. Данный контекст позволяет говорить об исторической памяти как общем феномене, присущем как природе, так и обществу. Ведь историчность в широком значении содержит потенциал развёртывания небытия, присутствия, исчезновения, забвения, дальнейшего развития. В этом плане взаимосвязь пространство – время – история закономерна и в определённом фокусе тождественна. Но, если в природных системах эта взаимосвязь жёстко задана алгоритмом от неживого к живому, от живого к его воспроизводству и саморазвитию, то в социальных и культурных системах эта взаимосвязь существует в искусственно созданном мире. В искусственном мире (как раньше говорили, «второй природе») действует иной алгоритм: цель – деятельность – действие – результат и ракурс этого алгоритма на каждом этапе социума осмысливался и реализовывался по-разному, в соответствии с социально-культурными запросами общества. Таким образом, социальное бытие истории общества и человека продолжается посредством онтологических оснований норм и стандартов деятельности, которые сохраняет, воспроизводит и актуализирует историческая память, продолжая тем самым процесс жизни.

Новая организация междисциплинарных научных направлений в исследовании исторической памяти позволяет выявить фундаментальные онтологические основания, которые не разрывают единство природы и общества. Эти основания позволяют придать фундаментальный статус самому феномену исторической памяти. Не игнорируя специфику исторической памяти общества, стержень философской рефлексии обосновывает онтологию исторической памяти как функционала жизни в целом и продолжения социального бытия.

×

Об авторах

Светлана Юрьевна Анисимова

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: anisimova.svietlana@mail.ru

старший преподаватель кафедры философии

Россия, Самара

Татьяна Вадимовна Борисова

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Email: borisovaTVa@yandex.ru

доктор философских наук, кафедра философии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бубер М. Два образа веры. Сборник / Пер. с нем. – М.: Республика, 1995. – 462 с. Серия: Мыслители XX века. [Buber M. Dva obraza very. Sbornik. Transl. from German. Moscow: Republic; 1995. 462 p. Series: Mysliteli XX veka. (In Russ.)]
  2. Дармограй В.М. Цивилизационный выбор России // Восток, Запад, Россия. Философские и социокультурные основания взаимодействия цивилизаций. Сб. науч. труд. Всероссийской очно-заочной научной конференции; 2016, 28–29 сентября. – Саратов: КУБиК, 2017. – 227 c. [Darmogray VM. Tsivilizatsionnyy vybor Rossii. (Conference proceedings) Vostok, Zapad, Rossiya. Filosofskiye i sotsiokul’turnyye osnovaniya vzaimodeystviya tsivilizatsiy. Sb. nauch. trud. Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchnoy konferentsii; dated 2016 September 28-29. Saratov: KUBiK; 2017. 227 р. (In Russ.)]
  3. Князева Е.Н. Темпоральная архитектура сложности // Синергетическая парадигма: синергетика инновационной сложности: к 70-летию В.И. Аршинова: сборник / Под ред. В.И. Аршинова. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – С. 66–86. [Knyazeva EN. Temporal’naya arkhitektura slozhnosti. In: Sinergeticheskaya paradigma: sinergetika innovatsionnoy slozhnosti: k 70-letiyu V.I. Arshinova: sbornik. Ed. by V.I. Arshinov. Moscow: Progress-Traditsiya; 2011. Р. 66-86. (In Russ.)]
  4. Крушанов А.А. «Междисциплинарные» и «трансдисциплинарные» исследования: проблема самоопределения // Вестник Российского философского общества. – 2018. – № 2. – С. 41–45. [Krushanov AA. “Mezhdistsiplinarnyye” i “transdistsiplinarnyye” issledovaniya: problema samoopredeleniya. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva. 2018;(2):41-45. (In Russ.)]
  5. Лёвин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. Гл. 9. Тождество и сходство. – М.: Логос, 2007. – 224 с. [Levin GD. Filosofskiye kategorii v sovremennom diskurse. Ch. 9. Tozhdestvo i skhodstvo. Moscow: Logos; 2007. 224 p. (In Russ.)]
  6. Мегилл А. Историческая эпистемология / Пер. с англ. М. Кукарцевой, В.З. Кашаева, В. Тимонина. – М: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2007. – 480 с. [Megill A. Istoricheskaya epistemologiya. Transl. from English M. Kukartseva, V.Z. Kashayev, V. Timonin. Moscow: Canon+; ROOI “Rehabilitation”; 2007. 480 р. (In Russ.)]
  7. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2005. – № 2. – С. 40–41. [Halbwax M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat’. Neprikosnovennyy zapas. Debaty o politike i kul’ture. 2005;(2):40-41. (In Russ.)]
  8. Хаттон П.Х. История как искусство памяти / Пер. с англ. В.Ю. Быстрова. – СПб.: Владимир Даль; Фонд Ун-т, 2003. – 422 с. [Khatton PKh. Istoriya kak iskusstvo pamyati. Transl. from English V.Yu. Bystrov. Saint Petersburg: Vladimir Dal’; Fond Un-t; 2003. 422 р. (In Russ.)]
  9. Baldwin effect [Internet]. Wikipedia: The Free Encyclopedia. Available from: http://en.wikipedia.org/wiki/Baldwin_effect.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Анисимова С.Ю., Борисова Т.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах