Город и университет XXI века: философия, повседневность, будущее. К празднованию 300-летия Иммануила Канта

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В 2024 году состоится празднование 300-летия Иммануила Канта. Кантовское общество Германии уже обнародовало решение о проведении юбилейного Кантовского конгресса в Калининграде. Юбилейная кантиана несёт с собою возможность продвижения не только научно-педагогических вопросов, но имеет значительные шансы на то, чтобы позитивно повлиять на интернациональный имидж разных российских городов и университетов. В связи с грядущими событиями особую актуальность приобретает интерпретация наследий великого философа эпохи Просвещения в университетских аудиториях XXI века. Автор статьи выдвигает свою методологическую и методическую гипотезу. Преподнесение Канта для современной студенческой аудитории укладывается в хронотоп: прошлое – повседневность – будущее. Данная матрица затрагивает не только построение лекций и семинаров внутри университета. Имеется в виду также создание новых городских образов и коммуникативных пространств: театральных постановок, мировых выставок, городских праздников. Автор цитирует знаменитых режиссёров, создававших актуальную повседневность в своих спектаклях или городских проектах. «Наш современник Шекспир», «Наш современник Кант» — это условия современной культуры. Подобная актуализация усматривается и в новаторских учебно-методических текстах, в так называемой «кантиане», на сайте Балтийского федерального унверситета им. И. Канта. В статье представлен и ещё один тематический поворот, актуальный для современных студентов медицинского вуза, в котором автор непосредственно преподаёт. В статье утверждается, что кантовские трактовки сознания, пространства-времени, трансцендентальности и трансцендентности до известных границ расходятся с концепциями современных физиологов и психиатров, что не снимает значимости и доказательной силы великого философа эпохи Просвещения. На основании сказанного выше, в статье формулируются следующие выводы: современная кантиана содержит разнообразные научные наследия, однако, укоренена и в повседневную культуру. Наследия Канта используются на университетских лекциях, семинарах, сайтах, что не снимает необходимости расширения городской кантианы. Стратегии университетов XXI века требуют актуализации прошлого и связей с будущим города. При названных условиях юбилей великого немецкого философа И. Канта в российском Калининграде может стать ещё одной платформой для межкультурной коммуникации со студентами разных городов и стран.

Полный текст

Празднование 300-летнего юбилея великого философа Иммануила Канта, по решению Немецкого Европейского Кантовского общества, будет проходить в Калининграде. В 2024 г. на базе Балтийского федерального университета планируется мировая научная конференция, которую посетят около трёх тысяч человек из сорока стран мира. «Кантовские юбилейные события предполагают большой объём мероприятий, ориентированных на студентов и всех интересующихся людей мира» [11].

Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта профессор Александр Фёдоров так определил Международный резонанс и масштабность мировой Кантовской конференции: «Кантовский конгресс в юбилейный год — это как чемпионат по футболу, только в области философии и культуры» [10]. Данная формулировка весьма современна, при кажущейся несопоставимости футбола и философии. Кантовский конгресс — не только научная конференция, но поиск человечности и дружелюбия, которыми прославился чемпионат мира по футболу в России. Все сопутствующие конгрессу мероприятия — экскурсии, уличные театральные постановки и флешмобы с участием молодёжи — должны продемонстрировать глубинное родство научных, этических и эстетических принципов европейской культуры.

Планируемые торжества рассчитаны не на узкий круг профессионалов-философов, но также на тысячи массовых посетителей. На них будут ориентированы выставки, экскурсии, спектакли. Успех массовых мероприятий зависит от того, насколько организаторам и авторам удастся найти современную и массовую «сверхидею» (говоря в терминах режиссуры), связывающую прошлое, повседневность и будущее наследий Канта. Примечательно, что одной из основных целевых групп данной конференции будет студенческая молодёжь.

В качестве важной параллели к юбилею Иммануила Канта хотелось бы сослаться на «шекспировские события» ХХ столетия. Взлёт интереса к шекспировскому творчеству лучше многих выразил известный кинорежиссёр Григорий Козинцев, постановщик «Гамлета» и «Короля Лира». Его книга, посвящённая великому автору, называется «Наш современник Вильям Шекспир» [5].

Помимо детального разбора текстов и особенностей исторического шекспировского театра, Григорий Козинцев разбирает типы современных постановок. По его мнению, предвоенные и послевоенные постановки Шекспира актуализировали глобальные трагедии ХХ столетия, связанные с надвигавшейся Второй мировой войной и переживанием её трагедий уже во второй половине столетия. Обобщая новые смыслы интерпретаций классика, режиссёр и проницательный аналитик пишет книгу про актуализации Шекспира. Его основная идея состоит в том, что мировые культурные наследия принадлежат всему миру: они побуждают понять настоящее через прошлое и трагедии повседневного. Тогда Шекспир становится нашим современником.

Другой пример, который хотелось бы привести в нашей статье, лежит в области популярной сегодня городской выставочной деятельности. Сошлёмся на выдающуюся гамлетовскую выставку в Театральном музее Дюссельдорфа, 2014–2015 гг. Она называлась «Расскажи мне историю: Гамлет на немецкой сцене». Авторы концепции — доктор Винрих Майсциес и Клаудия Бланкенберг [1]. Вставка не только представляла всю историю появления трагедий Шекспира и их постановок, но также вхождение шекспировских образов в повседневность. В отдельных витринах описываемой выставки, рядом с уникальными изданиями Шекспира, стояли башмаки «гамлет», моющие средства «офелия», мюзиклы и мультфильмы, произведённые в Голливуде по мотивам шекспировских трагедий и адресованные детям.

И наконец, ещё один аналог, также далёкий на первый взгляд от «Кантовской конференции» 2024 г., но несущий в себе энергию актуализаций. Имеем в виду Всемирные выставки, собирающие в наши дни миллионы зрителей. Подчеркнём, что и в этих мероприятиях, основанных на диалоге прошлого и настоящего, вырастает броская повседневная форма. Сошлёмся на Expo 2000 — Всемирную выставку, которая проходила в 2000 году, в Ганновере (Германия) под девизом «Человек – Природа – Техника»; обратим внимание на тему Экспо-2010 в Шанхае с темой «Лучше город – лучше жизнь». Близкий к этому пример слияния прошлого – повседневности – будущего в экспозиции культурных столиц Европы. Причины грандиозного успеха названных мировых выставок обсуждают философы и дизайнеры мира [12].

Для профессионалов, отдавших свою жизнь изучению творчества великого Канта, театральные постановки, массовые мероприятия и актуализации прошлого, могут показаться, мягко говоря, непривычными. Скорее, даже чужими. Тем не менее массовый проект, связанный с привлечением большого количества посетителей, призван создать новые каналы влияния: как для обычных посетителей, так и для студенческой молодёжи. Актуализации прошлого представляют одну из мощных и конструктивных идей современной культуры (идёт ли речь о театральных постановках, модных выставках и дизайн-проектах городских празднеств). Предполагаем, что актуализации разного рода будут востребованы на предстоящих Кантовских торжествах в Калининграде. Повторим ещё раз: празднование 300-летнего юбилея Канта в Балтийском университете и многих других университетах XXI века может стать влиятельным в том случае, когда будут найдены актуальные философские и культурные «стыки» между научными и повседневными пространствами.

А теперь пройдём в студенческую аудиторию, одну из тех, которые будут задействованы в дни Кантовской конференции. Предположим, что здесь будет проходить одна из лекций, посвящённых Канту. Она начнётся с тезиса, что Кант — поворотная точка в истории человеческой мысли. Как писал Владимир Соловьёв в начале ХХ столетия в энциклопедической статье, посвящённой философу: «Всё развитие философии, должно быть разделено на два периода: докантовский и послекантовский» [7, c. 441].

Предположим, что сразу вслед за первым тезисом лектор покажет несколько слайдов. На них изображены четыре объекта, которые используют имя или цитаты из Канта в повседневной жизни: название стадиона, кантовская цитата на дверях мэрии крупного города. «Насколько это уместно?» — спросит лектор. И отложит разговор на конец лекции. Однажды мы действительно показали следующие слайды: 1) Калиниград, могила Канта; 2) Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта; 3) Дуйсбург, Ратхауз, цитата на дверях про «звёздное небо над нами и нравственном законе внутри нас»; 4) небольшой город Меттман, пригород Дюссельдорфа. Здесь, в середине XIX века нашли 18 костей неандертальцев и построили музей древних людей — Неандермузей.

Пространство Неандермузея пронизывают улетающие в небо светящиеся буквы: о звёздном небе и нравственном законе. К этим примерам и слайдам мы ещё вернёмся. Хотелось бы узнать мнение студентов: насколько правомерно связывать имя Канта с повседневностью? Однако вначале сформулируем некоторые существенные теоретические вопросы для лекции о Канте в аудитории медицинского университета.

Среди современных философских и просветительских публикаций, изданных на русском языке и посвящённых Канту, выделим, раньше всего, интернет-сайты под редакцией профессора В.Н. Брюшинкина. Крупный философ-логик, автор глубоких исследовательских работ, создавал ещё и сугубо современные, актуализированные тексты для студентов. Они представлены на сайте БФУ им. И. Канта, в разделе kantiana.ru. Процитируем небольшой фрагмент, касающийся исторического значения идей Канта.

«Какие же идеи определили столь мощное влияние Канта на ход развития человеческого мышления? Положение человека в мире определяется тем, что он — существо, одарённое чувствами, разумом и волей. Чувства связывают человека с миром опыта, разум позволяет создавать законы науки и нравственный закон, воля связывает разум с практической реальностью» [9]. Более ясный текст, соответствующий базовой классификации эпохи Просвещения, трудно представить.

Другой и гораздо более сложный вопрос: «Что я могу знать?». Это первый из трёх вопросов кантовской Антропологии: 1. Что могу знать? 2. На что могу надеяться. 3. Что обязан делать?

Так, поставленный вопрос имеет и отрицательную форму: что я не могу знать? Чем моё знание отличается от веры? Каким образом наш разум может предписывать природе свои законы, чтобы затем познавать их? Здесь мы подходим к сердцевине кантовского трансцендентального идеализма, как он сам называл свою философию [9]. Эти и другие примеры из «кантианы» В.Н. Брюшинкина — образец прозрачного и современного объяснения сложнейших философских проблем.

Продолжая характеризовать русскоязычную кантиану, сошлёмся ещё на книгу Арсения Гулыги, изданную в серии «Жизнь замечательных людей». Одна из базовых идей известного философа — присущая Канту воля к самовоспитанию, физическому и духовному. Девиз Канта «Если ты не повелеваешь своей натурой, она повелевает тобой!» актуален сегодня, как и 300 лет назад. По мнению А.В. Гулыги, абсолютистская этика Канта была основана на представлении о врождённых моральных запретах, выраженных в Золотом Правиле этики («Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе»). В трактовке Канта — человека эпохи Просвещения — на первый план выходили такие моральные качества, как человеческое достоинство и свободный выбор [3].

По словам известного французского философа Ж.П. Друа, «философская биография немецкого философа, написанная Арсением Гулыгой и вышедшая в 1981 г. в Москве, может быть названа образцом биографического жанра» [8].

Сошлёмся ещё на ряд русскоязычных комментаторов, которые получили мировое признание благодаря своим работам о Канте. Так Я.Е. Голосовкер в своей книге «Достоевский и Кант» показывает, что во многих романах Достоевского есть скрытая полемика с «Критикой чистого разума». Об этом же пишет философ и филолог В.K. Кантор, полагая, что произведения Канта звали читателей многих поколений в «большое время бытия», вырывая из грязных, серых, неаппетитных будней [2, 4].

Суммируя вышесказанное, надо сказать, что для русской художественной литературы Иммануил Кант оказался едва ли не самым востребованным учителем мысли на протяжении XIX–XX вв. Роль философствования в человеческом познании, границы познаваемости и нравственная мотивация религиозного начала были стержневой темой великой русской литературы. Невозможно представить себе Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова без внутреннего диалога, спора и открытого цитирования Канта. Известно, что Л.Н. Толстой вёл специальную тетрадь, в которую выписывал и комментировал идеи кёнигсбергского мыслителя [4, с. 157]. Сошлёмся и ещё на одну книгу, вышедшую также в России и не так давно. В монографии А. Круглова «Кант и кантовская философия в русской художественной литературе» представлено множество цитат философа в творчестве авторов самого разного толка — от Марины Цветаевой до Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама [6].

Вся современная зарубежная философия пронизана новыми книгами о Канте: И. Кант и М. Фуко; И. Кант и М. Хайдеггер. Мы уверены, что философские наследия И. Канта не оставят равнодушным и современное студенчество разных стран, а также будет способствовать выработке стратегий будущего.

В финале можно просмотреть результаты голосования по слайдам: о проникновении имени Канта в повседневную культуру. Большинством голосов студенты приняли название Спортивная Арена «Кантиана» в Калининграде. Могила И. Канта остаётся святым местом. Большинству опрошенных студентов очень нравится название Калининградского университета: Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Так же положительно оценили студенты цитирование Канта на дверях одного из старейших городских советов Европы, на Рейне, в Дуйсбурге висит тяжёлая чугунная доска со словами: «Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir» — «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздные небо надо мной и моральный закон во мне».

×

Об авторах

Елена Яковлевна Бурлина

ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: bis17@mail.ru

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бурлина Е.Я. «Гамлетовские вопросы» как зеркало истории // Северный Рейн-Вестфалия. Семь нот в пространстве без границ. Вып. 2. – Stadt-Land-Planet; 2001–2002. – С. 32. [Burlina EYa. “Gamletovskiye voprosy” kak zerkalo istorii. In: Severnyy Reyn-Vestfaliya. Sem’ not v prostranstve bez granits. Issue 2. Stadt-Land-Planet; 2001–2002. Р. 32. (In Russ.)]
  2. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант: Размышление читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 102 c. [Golosovker YaE. Dostoyevskiy i Kant: Razmyshleniye chitatelya nad romanom “Brat’ya Karamazovy” i traktatom Kanta “Kritika chistogo razuma”. Moscow: Izd-vo Akad. nauk SSSR; 1963. 102 р. (In Russ.)]
  3. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 304 с. [Gulyga AV. Kant. Moscow: Molodaya gvardiya; 1977. 304 р. (In Russ.)]
  4. Кантор В.К. Изображая, понимать, или Sentetia sense: философия в литературном тексте. – М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. – С. 11. [Kantor VK. Izobrazhaya, ponimat’, ili Sentetia sense: filosofiya v literaturnom tekste. Moscow; Saint Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ; 2018. Р. 11. (In Russ.)]
  5. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.; М.: Искусство, 1966. – 350 с. [Kozincev GM. Nash sovremennik Vil’yam Shekspir. 2nd revised and updated. Leningrad; Moscow: Iskusstvo; 1966. 350 р. (In Russ.)]
  6. Круглов А.Н. Кант и кантовская философия в русской художественной литературе. – М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. – 480 с. [Kruglov AN. Kant i kantovskaya filosofiya v russkoy khudozhestvennoy literature. Moscow: Kanon+; ROOI “Reabilitaciya”; 2012. 480 р. (In Russ.)]
  7. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – С. 441. Серия: Философское наследие. [Solov’ev VS. Sochineniya. Vol. 2. Moscow: Mysl’; 1988. Р. 441. Series: Filosofskoye naslediye. (In Russ.)]
  8. Друа Ж.П. Этот упорный, невозмутимый, вдохновенный, немощный Кант… [интернет]. – Арсений Владимирович Гулыга: Русская идея, 2012. [Drua ZhP. Etot upornyy, nevozmutimyy, vdokhnovennyy, nemoshchnyy Kant… [Internet]. Arseniy Vladimirovich Gulyga: Russkaya ideya; 2012. (In Russ.)]. Доступ по ссылке: http://gulyga.ru/list/page?pid=10&item=20. Ссылка активна на 04.10.2019.
  9. Брюшинкин В.Н. Кантиана [интернет]. – Балтийский федеральный университет имени И. Канта, 2019. [Bryushinkin VN. Kantiana [Internet]. Kant Baltic Federal University; 2019. (In Russ.)]. Доступ по ссылке: https://kantiana.ru/. Ссылка активна на 04.10.2019.
  10. Федоров А. Кантовский конгресс в юбилейном году – это как чемпионат мира по футболу [интернет]. – Балтийский федеральный университет имени И. Канта, 2019. [Fedorov A. Kantovsky congress in the anniversary year is like a world cup [Internet]. Kant Baltic Federal University; 2019. (In Russ.)]. Доступ по ссылке: https://www.kantiana.ru/news/universitet/rektor-bfu-im-i-kanta-aleksandr-fedorov-kantovskiy-kongress-v-yubileynyy-god-eto-kak-chempionat-po-f/?sphrase_id=25753. Ссылка активна на 04.10.2019.
  11. Новости Калининграда [интернет]. – КЛОПС, 2019. [Kaliningrad news [Internet]. KLOPS; 2019. (In Russ.)]. Доступ по ссылке: https://klops.ru/news/2019-06-18/195092-v-kaliningrade-planiruyut-provesti-chempionat-filosofov?from=back_2023432.2. Ссылка активна на 04.10.2019.
  12. Выставки ЭКСПО [интернет]. – Институт «Стрелка», 2019. [Exhibitions EXPO [Internet]. The Strelka Institute; 2019. (In Russ.)]. Доступ по ссылке: strelka.com. Ссылка активна на 04.10.2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бурлина Е.Я., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах