КОГНИТИВНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- Авторы: Дульнев В.В1, Аврасина Л.А1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 19, № 1-2 (2019)
- Страницы: 95-100
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 15.03.2019
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/43835
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2019.19.1.95-100
- ID: 43835
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. У детей с церебральным параличом (ЦП) широко распространены когнитивные нарушения (КН). Одним из ключевых компонентов патогенеза КН является сенсорная дизафферентация. Цель. Сравнительная оценка возрастной динамики и параметров когнитивных вызванных потенциалов (КВП) у детей с ЦП и их здоровых сверстников. Материалы и методы. Обследовано 30 детей с ЦП (средний возраст 8,9 ± 0,84 года) и 44 здоровых ребенка (средний возраст 9,5 ± 0,60 года). Проведена регистрация и сравнительный анализ акустических КВП с использованием непараметрических методик. Результаты. В исследуемой группе показано замедление возрастного снижения латентности отдельных компонентов КВП и статистически значимое удлинение латентности основных компонентов КВП, несмотря на отсутствие клинически выраженных когнитивных нарушений. Выводы. Полученные данные объективизируют теорию замедления обработки сенсорной информации на корковом уровне у детей с ЦП. Требуются дальнейшие исследования возможности методики КВП в объективной оценке степени когнитивного дефицита у данной категории пациентов.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ЦП) - ГРУППА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕПРОГРЕССИРУЮЩИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ПРЕНАТАЛЬНОМ, ИНТРАНАТАЛЬНОМ ИЛИ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДАХ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ СТОЙКИМ НАРУШЕНИЕМ СТАТИКО-МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ [10]. ПОМИМО СОБСТВЕННО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФИЦИТА ПАЦИЕНТЫ С ЦП ДЕМОНСТРИРУЮТ ВЫСОКУЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ОСЛОЖНЕНИЙ, СРЕДИ КОТОCLINICAL MEDICINE КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА РИС. 1. КОГНИТИВНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА 10 ЛЕТ FIG. 1. EVENT-RELATED POTENTIALS OF A 10-YEAR-OLD HEALTHY CHILD ■■ РЫХ ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ МЕСТ ЗАНИМАЮТ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ [3, 5]. СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О ПАТОГЕНЕЗЕ ЦП, ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ЕГО ЭТАПОВ - СЕНСОРНАЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ: НАРУШЕННАЯ РЕДУКЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОЗНО-ТОНИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ ОБУСЛОВЛИВАЕТ ЗАДЕРЖКУ ФОРМИРОВАНИЯ СХЕМЫ ТЕЛА И ЗАМЕДЛЕНИЕ СЕНСОРНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ [5, 8]. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ ИХ КОРРЕКЦИЯ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ СНИЖАЮТ УРОВЕНЬ МОТОРНОГО И КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА У ДЕТЕЙ ИЗ ГРУППЫ РИСКА [11], ИМЕННО ПОЭТОМУ ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА МЕХАНИЗМОВ СЕНСОРНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ ПРИ ЦП ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ - НЕИНВАЗИВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПАРАМЕТРЫ СЕНСОРНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКОМ, ПРОВОДНИКОВОМ И КОРКОВОМ УРОВНЯХ АНАЛИЗАТОРОВ [1]. КОГНИТИВНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ (КВП) ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОТВЕТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА РАСПОЗНАВАНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ПОСТУПАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ [1, 2]. ДИЗАЙН ODD-BALL PARADIGM (ГЕНЕРАЦИЯ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ) ОБЛАДАЕТ НАИБОЛЬШЕЙ ДОСТУПНОСТЬЮ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДИМЫХ КВП, ОТВЕТЫ ПРИ КОТОРОМ ГЕНЕРИРУЮТСЯ В ХОДЕ РАСПОЗНАВАНИЯ И РЕАКЦИИ ПАЦИЕНТА НА ЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В СЛУЧАЙНОМ ПОРЯДКЕ В СОСТАВЕ РЯДА «НЕЗНАЧИМЫЕ/ ЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ» [1]. МОДАЛЬНОСТЬ СТИМУЛА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ, ОДНАКО НА ПРАКТИКЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛУХОВЫЕ СТИМУЛЫ В ВИДЕ ТОНОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ЧАСТОТЕ. КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ОТВЕТОВ МОЗГА НА ЗНАЧИМЫЕ И НЕЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ НЕОДИНАКОВ (РИС. 1). ОТВЕТ НА НЕЗНАЧИМЫЕ (ЧАСТЫЕ) СТИМУЛЫ - «V-ВОЛНА» - ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЛИННОЛАТЕНТНЫЕ СЛУХОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ, ИМЕЮЩИЕ В СВОЕМ СОСТАВЕ КОМПОНЕНТЫ N1, P2 И N2. В ОТВЕТ НА ЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОЗДНИЙ (СРЕДНЯЯ ЛАТЕНТНОСТЬ 300 МС) ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ N2 - P3, ИСТОЧНИКОМ ГЕНЕРАЦИИ КОТОРОГО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ НЕЙРОНЫ АССОЦИАТИВНЫХ ЗОН ЛОБНЫХ И ТЕМЕННЫХ ДОЛЕЙ, А ТАКЖЕ ГИППОКАМПА И ПОДКОРКОВЫХ СТРУКТУР. ПИК N2 ОТРАЖАЕТ РАСПОЗНАВАНИЕ ЗНАЧИМОГО СТИМУЛА И, ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ, А ПИК Р3 - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКЛИКЕ (ПОДСЧЕТ, НАЖАТИЕ КЛАВИШИ, НЕВЕРБАЛЬНЫЙ СИГНАЛ И Т. Д.) И ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ [1]. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КВП У ДЕТЕЙ С ЦП ПОЗВОЛЯЕТ ОБЪЕКТИВИЗИРОВАТЬ НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ПАЦИЕНТОВ. ЧИСЛО РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДАННОЙ ТЕМЕ, ОСТАЕТСЯ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННЫМ. ЦЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПАРАМЕТРОВ КВП У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ БЕЗ КЛИНИЧЕСКИ ВЫРАЖЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНО НА БАЗАХ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ И ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ № 2, НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ОБСЛЕДОВАНО 74 РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 17 ЛЕТ. КРИТЕРИИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЕ: УСТАНОВЛЕННЫЙ ДИАГНОЗ ЦП, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНСЕНСУСА ПО ЦП 2006 Г.; ОТСУТСТВИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ; ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ НА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. КРИТЕРИИ ИСКЛЮЧЕНИЯ: ЗАФИКСИРОВАННАЯ НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ ПАРОКСИЗМАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ПРИЕМ ПРЕПАРАТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБМЕН НЕЙРОМЕДИАТОРОВ. КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА СОМАТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ПЛАНОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР. ВСЕМ ПАЦИЕНТАМ ПРОВЕДЕН КЛИНИКО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР, РЕТРОСПЕКТИВНО ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ СЕРИИ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНЫХ ТОМОГРАММ (МРТ); ОПИСАНИЕ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИВЕДЕНО В СООТВЕТСТВИЕ С АНКЕТОЙ ШВЕДСКОГО РЕГИСТРА ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА [4]. РЕГИСТРАЦИЯ КВП ПРОВОДИЛАСЬ НА АППАРАТНО-ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ MBN ЭМГ-ВП4 (НМФ «MBN», МОСКВА, РОССИЯ). МОНТАЖ ЭЛЕКТРОДОВ ПРОВОДИЛСЯ ПО СХЕМЕ «10-20». АКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОДЫ РАСПОЛАГАЛИСЬ В ТЕМЕННЫХ ОБЛАСТЯХ В ТОЧКАХ С1 И С2, РЕФЕРЕНТНЫЙ - В МАСТОИДАЛЬНЫХ ТОЧКАХ М1 И M2, ЗАЗЕМЛЯЮЩИЙ - В ТОЧКЕ FPZ. БИНАУРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПРОВОДИЛАСЬ АКУСТИЧЕСКИМ СИГНАЛОМ ТИПА «ТОН» ИНТЕНСИВНОСТЬЮ 90 ДБ, ЧАСТОТОЙ 1000 ГЦ ДЛЯ НЕЗНАЧИМЫХ СТИМУЛОВ И 2000 ГЦ ДЛЯ ЗНАЧИМЫХ СТИМУЛОВ, СОЗДАВАЕМЫМ ПУТЕМ РАЗРЕЖЕНИЯ МЕМБРАНЫ ГОЛОВНЫХ ТЕЛЕФОНОВ ИЗОЛИРУЮЩЕГО ТИПА; ЧАСТОТА СТИМУЛЯЦИИ - 1 ГЦ. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КВП ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ МЕТОДИКА ODD-BALL PARADIGM: НЕЗНАЧИМЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ ПРЕДЪЯВЛЯЛИСЬ ПАЦИЕНТУ В ПСЕВДОСЛУЧАЙНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПАЦИЕНТ, СОГЛАСНО ПОЛУЧЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ, ВЫДЕЛЯЛ ТОЛЬКО ЗНАЧИМЫЕ СТИМУЛЫ И ПОДСЧИТЫВАЛ ИХ КОЛИЧЕСТВО. С ЦЕЛЬЮ ШУМОПОДАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ СИСТЕМА АНАЛОГОВО-ЦИФРОВОЙ ФИЛЬТРАЦИИ С ПОЛОСОЙ ПРОПУСКАНИЯ 0,5-35 ГЦ. ЧИСЛО УСРЕДНЕНИЙ - 20-30, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УТОМЛЯЕМОСТИ ПАЦИЕНТА; ЭПОХА АНАЛИЗА - 600 МС. ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ ОТВЕТОВ ПРОВОДИЛОСЬ ДВЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СЕРИИ СТИМУЛЯЦИИ, С ПОСЛЕДУЮЩИМ СРАВНЕНИЕМ ФОРМЫ ОТВЕТОВ. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ПРОВОДИЛАСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ IBM SPSS STATISTICS 22. ВВИДУ НЕНОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАННЫХ В ПОЛУЧЕННЫХ ВЫБОРКАХ, В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ (7-КРИТЕРИЙ МАННА - УИТНИ И Р-КРИТЕРИЙ СПИРМЕНА; РАЗЛИЧИЯ ПРИНИМАЛИСЬ СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ ПРИ Р < 0,05. РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ПРИВЕДЕНА В ТАБЛ. 1. СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО МЕЖГРУППОВОГО РАЗЛИЧИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ И СРЕДНЕМУ ВОЗРАСТУ НЕ ВЫЯВЛЕНО. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КВП В ГРУППЕ КОНТРОЛЯ ВЫЯВЛЕНА СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА И ЛАТЕНТНОСТИ КОМПОНЕНТОВ N1 (PS = -0,46, Р < 0,01), Р2 (PS = -0,34, Р < 0,05) И N2 (PS = -0,35, Р < 0,05). В ОСНОВНОЙ ГРУППЕ СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ. ДАННЫЕ АНАЛИЗА СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ КВП В ОСНОВНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ТАБЛ. 2. ВЫЯВЛЕНО СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ УДЛИНЕНИЕ ЛАТЕНТНОСТИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ КВП, ЧТО, НАРЯДУ С ОТСУТСТВИЕМ ТАБЛИЦА 1 / TABLE 1 ПРИЗНАК ОСНОВНАЯ ГРУППА, -N = 30 КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА, _N = 44_ ПОЛ, АБС. (%) МУЖСКОЙ 10 (36,4) 21 (47,4) ЖЕНСКИЙ 20 (63,6) 23 (52,6) СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ, ЛЕТ ВОЗРАСТ 8,9 ± 0,84 9,5 ± 0,60 ФОРМА ЦП, АБС. (%) ГЕМИПАРЕЗ 14 (46,7) - ДИПЛЕГИЯ 16 (53,3) - ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ MAIN AND CONTROL GROUP PRESENTATION CLINICAL MEDICINE КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ■■ ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ПАЦИЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ EVENT-RELATED POTENTIALS PARAMETERS IN HEALTHY CHILDREN AND PATIENTS WITH CEREBRAL PALSY ТАБЛИЦА 2 / TABLE 2 ПАРАМЕТР ОСНОВНАЯ ГРУППА, -N = КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА, -N = 44 И Р L N1, МС 187,27 ± 20,34 126,34 ± 3,55 80,0 0,002 L Р2, МС 240,36 ± 24,17 178,84 ± 3,90 110,0 0,022 L N2, МС 313,36 ± 22,47 240,47 ± 4,63 65,0 0,001 L Р3, МС 415,91 ± 19,61 322,80 ± 4,73 23,5 0,001 А Р3, МКВ 12,36 ± 1,75 11,84 ± 0,75 202,0 0,97 ТАБЛИЦА 3 / TABLE 3 ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА EVENT-RELATED POTENTIALS PARAMETERS IN DIFFERENT CEREBRAL PALSY FORMS ПАРАМЕТР ГЕМИПАРЕЗ, -N = 14 ДИПЛЕГИЯ, -N = 16 ^ Р L N1, МС 139,00 ± 11,34 227,50 ± 26,81 5,00 0,07 L P2, МС 183,00 ± 12,43 288,17 ± 32,14 4,00 0,04 L N2, МС 257,60 ± 10,97 359,83 ± 28,65 2,00 0,02 L P3, МС 373,40 ± 17,10 451,33 ± 25,74 4,00 0,04 A P3, МКВ 16,20 ± 2,75 9,17 ± 1,33 5,50 0,08 ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ У ДЕТЕЙ С ИЗМЕНЕНИЯМИ СТРУКТУРЫ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА ПО ДАННЫМ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ EVENT-RELATED POTENTIALS PARAMETERS IN CHILDREN WITH CORPUS CALLOSUM LESIONS, MAGNETIC RESONANCE IMAGING ASSESMENT ТАБЛИЦА 4 / TABLE 4 ПАРАМЕТР НАЛИЧИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, -N = 15 ОТСУТСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, -N = 15 И ^ Р L N1, МС 172,60 ± 32,16 179,40 ± 23,14 8,0 0,35 L Р2, МС 225,80 ± 37,29 229,00 ± 29,93 9,0 0,47 L N2, МС 305,80 ± 28,92 299,00 ± 35,68 12,0 0,92 L Р3 МС 416,20 ± 15,47 398,40 ± 37,79 8,0 0,35 А Р3, МКВ 13,20 ± 3,64 11,00 ± 1,64 10,0 0,60 ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ У ДЕТЕЙ С ГИДРОЦЕФАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ ПО ДАННЫМ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ EVENT-RELATED POTENTIALS PARAMETERS IN CHILDREN WITH HYDROCEPHALY, MAGNETIC RESONANCE IMAGING ASSESSMENT ТАБЛИЦА 5 / TABLE 5 ПАРАМЕТР НАЛИЧИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, -N = 15 ОТСУТСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, -N = 15 И P L N1, МС 217,00 ± 25,16 135,00 ± 10,12 2,0 0,03 L Р2, МС 274,80 ± 32,16 180,00 ± 11,42 2,0 0,03 L N2, МС 338,20 ± 36,53 266,60 ± 11,83 6,0 0,18 L Р3 МС 434,80 ± 32,82 379,80 ± 15,88 6,0 0,18 А Р3, МКВ 9,20 ± 1,62 15,00 ± 3,11 6,0 0,17 ■■ ИХ ЗНАЧИМОГО СОКРАЩЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ, ПРЕДПОЛАГАЕТ СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМА ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЦП, НЕСМОТРЯ НА МИНИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ. ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ ЦП НА ПОКАЗАТЕЛИ КВП, У ДЕТЕЙ С ДИПЛЕГИЕЙ ВЫЯВЛЕНО СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОСТИ КОМПОНЕНТОВ P2 (U = 4, P < 0,05), N2 (U = 2, P < 0,05) И Р3 (U = 4, P < 0,05), ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ БОЛЬШУЮ СОХРАННОСТЬ ВЫШЕУКАЗАННЫХ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ГЕМИПЛЕГИЕЙ (ТАБЛ. 3). ПРИ АНАЛИЗЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНЫХ ТОМОГРАММ ДЕТЕЙ С ЦП ВЫЯВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПАТТЕРНЫ: ПЕРИВЕНТРИКУЛЯРНАЯ ЛЕЙКОПАТИЯ (ПВЛ, 14 ПАЦИЕНТОВ), ФОКАЛЬНОЕ КОРТИКАЛЬНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ (15 ПАЦИЕНТОВ), ПОРОКИ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (1 ПАЦИЕНТ), ПОВРЕЖДЕНИЕ СТРУКТУР МОЗЖЕЧКА (2 ПАЦИЕНТА) ИЛИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА (15 ПАЦИЕНТОВ), А ТАКЖЕ НАРУЖНАЯ ИЛИ ВНУТРЕННЯЯ ГИДРОЦЕФАЛИЯ (15 ПАЦИЕНТОВ). ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗМЕНЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНЫХ ВП С ПОРАЖЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ ИХ ГЕНЕРАЦИИ - СИСТЕМЫ БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ - НЕ ПРОВЕДЕНО ВВИДУ ЕДИНИЧНОЙ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ТАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВНОЙ ГРУППЕ. ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА, КАК ОСНОВНОЙ СВЯЗУЮЩЕЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СТРУКТУРЫ, И ГИДРОЦЕФАЛЬНОГО СИНДРОМА НА ПАРАМЕТРЫ КВП. В ТАБЛ. 4 И 5 ОТРАЖЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КВП У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА И ГИДРОЦЕФАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ. СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА НА ПАРАМЕТРЫ КВП НЕ ВЫЯВЛЕНО, ТОГДА КАК У ДЕТЕЙ С ГИДРОЦЕФАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ ОТМЕЧАЛОСЬ ЗНАЧИМОЕ УДЛИНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДЛИННОЛАТЕНТНЫХ СЛУХОВЫХ ВП. В ЭТОЙ СВЯЗИ ПОИСК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОРРЕЛЯТОВ ВОЗМОЖЕН ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ВЫБОРКИ ДЕТЕЙ С ЦП И ОПИСАНИИ БОЛЬШЕГО ЧИСЛА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ОБСУЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ АНАЛИЗУ КОГНИТИВНЫХ ВП У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ОТСУТСТВУЮТ В ДОСТУПНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТАХ ПОКАЗАНО ЗНАЧИМОЕ УДЛИНЕНИЕ ЛАТЕНТНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ДЛИННОЛАТЕНТНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ ВП У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СИНДРОМА ДАУНА [6, 7]. КРУПНОМАСШТАБНЫЙ МЕТААНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКЕ КОМПОНЕНТА Р300 У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (2811 УЧАСТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 6-87 ЛЕТ) ВЫЯВИЛ СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ СНИЖЕНИЕ ЛАТЕНТНОСТИ ПИКА В ВОЗРАСТЕ ДО 22 ЛЕТ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕЕ ПЛАВНЫМ РОСТОМ, И УВЕЛИЧЕНИЕ ЕГО АМПЛИТУДЫ ДО 16 ЛЕТ, С ПОСЛЕДУЮЩИМ МЕДЛЕННЫМ ЕЕ СНИЖЕНИЕМ [12, 13]. ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОЕ В РАМКАХ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТСУТСТВИЕ ЗНАЧИМОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ПАРАМЕТРОВ КВП, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛАТЕНТНОСТИ Р300, С ВОЗРАСТОМ ДЕТЕЙ С ЦП ПО СРАВНЕНИЮ С КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППОЙ, МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА ОБЪЕКТИВНОЕ ЗАМЕДЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ОБЪЕМ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ И КОНЦЕНТРАЦИЯ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ), ОБУСЛОВЛЕННОЕ СЛУХОВОЙ ДИЗАФФЕ-РЕНТАЦИЕЙ НА КОРКОВОМ УРОВНЕ. ВЫЯВЛЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОСТИ КОРКОВЫХ СЛУХОВЫХ ВП И ПОСЛЕДУЮЩИХ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ У ДЕТЕЙ С ЦП БЕЗ КЛИНИЧЕСКИ ВЫРАЖЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ, ПО СРАВНЕНИЮ С КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППОЙ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДАННОЙ ГРУППЫ ПАЦИЕНТОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КВП С ГЛУБИНОЙ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИФИЧНОСТИ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКУ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВП ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУТИННОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЦП. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ, АДАПТИРОВАННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МОТОРНЫМ И СЕНСОРНЫМ ДЕФИЦИТОМ, НАПРИМЕР, ШКАЛЫ MMFC ИЛИ АДАПТИРОВАННОГО ОПРОСНИКА БЭЙЛИ [9]. ПОКАЗАНО ТАКЖЕ ЗНАЧИМОЕ УДЛИНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДЛИННОЛАТЕНТНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ ВП У ДЕТЕЙ С ЦП В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ И С НАЛИЧИЕМ СОПУТСТВУЮЩИХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. ПОСКОЛЬКУ ГРУППА ДЕТЕЙ С ЦП БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА ПАЦИЕНТАМИ С ЛЕГКИМ МОТОРНЫМ ДЕФИЦИТОМ (УРОВЕНЬ GMFCS 1), ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИИ ПАРАМЕТРОВ КВП С ГЛУБИНОЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ И СТЕПЕНЬЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФИЦИТА НЕОБХОДИМЫ ПОВТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С БОЛЬШЕЙ ВЫБОРКОЙ ПАЦИЕНТОВ. ПОКАЗАННАЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВИДЕ ГИДРОЦЕФАЛЬНОГО СИНДРОМА И ЛАТЕНТНОСТЬЮ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЛИННОЛАТЕНТНЫХ СЛУХОВЫХ ВП ВВИДУ ОГРАНИЧЕННОГО РАЗМЕРА ВЫБОРКИ ТАКЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНА В ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ВЫЯВЛЕНО СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ЗАМЕДЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ, ВЕДУЩЕЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ КОРКОВЫХ СТРУКТУР ПО СРАВНЕНИЮ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ. МЕТОДИКА РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА КВП ПОТЕНЦИАЛЬНО ПРИМЕНИМА ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА У ДЕТЕЙ С ЦП. ПОЛУЧЕННЫЕ СУБКЛИНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАННЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕАБИ- CLINICAL MEDICINE КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ■■ ЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО ОТСТАВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ОТ СВЕРСТНИКОВ (РАЗРАБОТКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПАТТЕРНОВ, МЕТОДИКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ), И, СООТВЕТСТВЕННО, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЧТО ТРЕБУЕТ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ОТСУТСТВУЕТ.×
Об авторах
В. В Дульнев
ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: mouzer09@gmail.com
очный аспирант кафедры нервных болезней и восстановительной медицины ФДПО и ординатуры; врач-невролог Центра детской неврологии и медицинской реабилитации Тверь, Россия
Л. А Аврасина
ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: palada08@mail.ru
заочный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом менеджмента ФДПО и ординатуры; врач-невролог, врач функциональной диагностики ГБУЗ ДОКБ Тверь, Россия
Список литературы
- Гнездицкий В.В., Корепина О.С. Атлас по вызванным потенциалам мозга (практическое руководство, основанное на анализе конкретных клинических наблюдений). - Иваново: ПресСто, 2011
- Торопина Г.Г. Вызванные потенциалы: руководство для врачей. - М.: МЕДпресс-информ, 2016
- Немкова С.А. Детский церебральный паралич: со временные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. -М.: Медпрактика, 2013
- cpup.se [Internet]. Assessment form Pediatric Neurology. CPUP 2013 [cited 06 Aug 2019]. Available from: http:// cpup.se/wp-content/uploads/2014/08/Assessment_ formCPUP_Pediatric_Neurology140804.pdf.
- Delacy MJ, Reid SM. Australian Cerebral Palsy Register G. Profile of associated impairments at age 5 years in Australia by cerebral palsy subtype and Gross Motor Function Classification System level for birth years 1996 to 2005. Dev Med Child Neurol. 2016;58 Suppl 2:50-56.
- Gregory L, Rosa RFM, Zen PRG, Sleifer P. Auditory evoked potentials in children and adolescents with Down syndrome. Am J Med Genet A. 2018;176(1):68-74
- Leite RA, Wertzner HF, Goncalves IC, et al. Auditory evoked potentials: predicting speech therapy outcomes in children with phonological disorders. Clinics. 2014;69(3):212-218
- Lidbeck C, Bartonek A, Yadav P, et al. The role of visual stimuli on standing posture in children with bilateral cerebral palsy. BMC Neurol. 2016;16(1):151
- Morgan C, Honan I, Allsop A, et al. Psychometric Properties of Assessments of Cognition in Infants With Cerebral Palsy or Motor Impairment: A Systematic Review. J Pediatr Psychol. 2019;44(2):238-252
- Rosenbaum P, Paneth N, Leviton A, et al. A report: the definition and classification of cerebral palsy April 2006. Dev Med Child Neurol Suppl. 2007;109:8-14.
- Spittle A, Orton J, Anderson PJ, et al. Early developmental intervention programmes provided post hospital discharge to prevent motor and cognitive impairment in preterm infants. Cochrane Database Syst Rev. 2015(11):CD005495.
- Tsai ML, Hung KL, Tao-Hsin Tung W, Chiang TR. Age-changed normative auditory event-related potential value in children in Taiwan. J Formos Med Assoc. 2012;111(5):245-252
- van Dinteren R, Arns M, Jongsma ML, Kessels RP. P300 development across the lifespan: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2014;9(2):e87347
Дополнительные файлы
