Особенности аккомодационной функции у современных школьников с прогрессирующей миопией
- Авторы: Махди А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 20, № 5-6 (2020)
- Страницы: 58-62
- Раздел: 14.01.00 Клиническая медицина
- Статья опубликована: 15.07.2020
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/84466
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2020.20.3.58-62
- ID: 84466
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью настоящего исследования является изучение состояния аккомодативной функции у современных школьников с помощью метода компьютерной аккомодографии.
Исследовано 50 детей (10–16 лет): 40 — с разными степенями миопии и 10 детей (контрольная группа) с эмметропией. Аккомодацию исследовали на компьютерном аккомодографе Righton Speedy-K ver. МФ-1.Определяли силу аккомодационного ответа на предъявляемый аккомодационный стимул путем вычисления показателя коэффициента аккомодационного ответа (КАО) и характер сокращения волокон цилиарной мышцы путем определения микрофлуктуационного коэффициента (КМФ).
Установлено, что в группах пациентов с эмметропией и миопией слабой степени показатель коэффициента аккомодационного ответа и микрофлуктуационного коэффициента превышают средние нормальные значения. Особенно выражены изменения в группе детей с миопией слабой степени. В группах детей с миопией средней и высокой степени КАО значимо ниже, чем при миопии слабой степени и эмметропии, при этом КМФ также превышает нормальные значения.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Миопия — наиболее распространенная аномалия рефракции у школьников. В младших классах ее частота составляет 6–8 %, в старших классах — не менее 25–30 %. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50 %, что связано с более интенсивными зрительными нагрузками [2, 7]. Пусковым механизмом и одним из важнейших патогенетических факторов в возникновении и развитии прогрессирующей близорукости являются нарушения аккомодации. Причем большинство исследователей описывает слабость аккомодации, имеющую место у детей-миопов [1, 8]. В настоящее время нарушениям аккомодации при миопии уделяется большое внимание. С появлением такого прибора, как авторефрактометр с функцией компьютерной аккомодографии, офтальмологи могут объективно количественно и качественно исследовать аккомодационную функцию [6]. Компьютерная аккомодография позволяет определить как величину аккомодационного ответа на стимул в диоптриях, так и частоту аккомодационных микрофлуктуаций волокон цилиарной мышцы в процессе их сокращения. Профессором В.В. Жаровым и соавт. [4] были предложены коэффициенты для количественной оценки полученных аккомодограмм, такие как коэффициент аккомодационного ответа (КАО), коэффициент роста аккомодограммы, коэффициент устойчивости, микрофлуктуационный коэффициент (КМФ) [4, 5]. Наиболее часто при анализе аккомодограмм используются КАО и КМФ. По данным литературы КАО у здоровых эмметропов в норме не достигает величины аккомодационного стимула, а отстает от него на 20–40 % и в норме равняется 0,6–0,8. КМФ в норме колеблется от 50 до 62 микрофлуктуаций в минуту [3]. Распространение в последние годы электронных носителей информации привело к тому, что современные дети не только во время школьных занятий, но и в свободное время занимаются интенсивной зрительной работой, что без сомнения негативно сказывается на состоянии их аккомодации.
Цель исследования — изучить состояние аккомодативной функции у современных школьников с помощью метода компьютерной аккомодографии.
Материалы и методы
Было обследовано 50 школьников (100 глаз): 23 мальчика и 27 девочек в возрасте от 10 до 16 лет. По характеру аномалий рефракции дети распределились следующим образом: миопия слабой степени — 10 человек (20 глаз), миопия средней степени — 31 человек (62 глаза), миопия высокой степени — 9 человек (18 глаз). В качестве группы сравнения были обследованы 10 детей (20 глаз) с эмметропией. Острота зрения с коррекцией у всех обследованных была равна 0,9–1,0; астигматический компонент был в пределах 0,25–1,25 D. Все дети учились в общеобразовательных школах со стандартной школьной программой. У всех имелись смартфоны или планшетные компьютеры, которыми они пользовались на переменах, а также в свободное от занятий время. Общее время пользования электронными гаджетами помимо школьной нагрузки составляло не менее 2 ч в день. Всем детям было проведено стандартное офтальмологическое обследование, включавшее визометрию на проекторе знаков Huvits CCP-3100, субъективное определение рефракции, авторефрактометрию в состоянии циклоплегии, компьютерную аккомодографию на аппарате Righton Speedy-K ver. MF-1.
Полученные аккомодограммы оценивались визуально и количественно. Количественная оценка аккомодограмм выполнена по методике Жарова – Егоровой. Проводился подсчет коэффициента аккомодационного ответа, характеризующего соотношение силы аккомодационного ответа по отношению к величине аккомодационного стимула, а также микрофлуктуационного коэффициента, характеризующего частоту аккомодационных микрофлуктуаций волокон цилиарной мышцы в процессе их сокращения.
КАО вычисляли по формуле
КАО = АО/АС,
где АО — величина аккомодационного ответа в диоптриях, АС — величина аккомодационного стимула в диоптриях.
КАОср = ∑КАО/n,
где КАОср — средняя величина КАО аккомодограммы, ∑КАО — сумма КАО всех столбцов измерений, n — количество столбцов измерений.
КМФ вычисляли по формуле
КМФ = HFCср = ∑HFCn/n,
где HFCn — частота микрофлуктуаций каждого измерения, n — количество столбцов измерений (Жаров, Егорова). Результаты были обработаны статистически с помощью программы Microsoft Exel 2010 с вычислением критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Обследование показало, что аккомодационные функции у современных школьников-миопов несколько отличаются от традиционно описываемых в литературе. Полученные средние значения КАО и КМФ в группах обследованных школьников представлены в таблице.
Таблица. Средние значения коэффициента аккомодационного ответа и микрофлуктуационного коэффициента в группах обследованных школьников / Table. The average values of the coefficient of accommodation response and the coefficient of microfluctuation in the groups of examined schoolchildren
Рефракция | Коэффициент аккомодационного ответа | Микрофлуктуационный коэффициент, мкф/мин |
Миопия слабой степени | 1,03 ± 0,19 | 65,66 ± 5,14 |
Миопия средней степени | 0,658 ± 0,79 | 63,781 ± 0,54 |
Миопия высокой степени | 0,664 ± 0,13 | 65,529 ± 0,74 |
Эмметропия | 0,943 ± 0,27 | 63,811 ± 1,26 |
В группе пациентов с эмметропией (контрольной) средние значения КАО и КМФ превышали средние литературные данные и составляли 0,943 ± 0,27 (при норме 0,6–0,8) и 63,811 ± 1,26 (при норме 50–62) соответственно. На аккомодограммах у большинства детей отмечается высокий аккомодационный ответ и преобладание высокочастотных аккомодационных микрофлуктуаций (диаграммы оранжевого и красного цвета). При этом у большинства детей отмечается устойчивый аккомодационный ответ и равномерное его повышение с увеличением значения аккомодационного стимула (рис. 1).
Рис. 1. Аккомодограмма здорового глаза с эмметропической рефракцией / Fig. 1. Accomodogramm of healthy eyes with emmetropic refraction
Еще более необычным оказался аккомодационный ответ в группе детей с миопией слабой степени. У большинства этих пациентов отмечалось превышение величины аккомодационного ответа над величиной аккомодационного стимула: средний КАО составил 1,03 ± 0,19. На аккомодограммах также отмечалось преобладание высокочастотных аккомодационных микрофлуктуаций (КМФ = 63,781 ± 0,54 мкф/мин), однако аккомодограммы демонстрировали неустойчивость аккомодационного ответа и неравномерное его нарастание, что свидетельствует о спастическом состоянии мышечного компонента аккомодационного аппарата (рис. 2).
Рис. 2. Аккомодограмма здорового глаза со слабой миопической рефракцией / Fig. 2. Accomodogramm of healthy eyes with weak myopic refraction
В группе детей с миопией средней степени аккомодационный ответ был слабее, чем у миопов слабой степени и эмметропов. Величина аккомодационного ответа в этой группе пациентов составляла 60–70 % величины аккомодационного стимула (0,658 ± 0,79). Аккомодационный ответ характеризовался неравномерным и недостаточным ростом при увеличении стимула и неустойчивостью. При увеличении аккомодационного стимула до 2,0 D и выше на аккомодограммах появлялись «провалы», показывающие отсутствие аккомодационного ответа на предъявляемый стимул. Что касается частоты аккомодационных микрофлуктуаций, то она также превышала нормальные средние значения и составляла 63,781 ± 0,54 мкф/мин (рис. 3).
Рис. 3. Аккомодограмма здорового глаза со средней миопической рефракцией / Fig. 3. Accommodogram of healthy eyes with medium myopia
У пациентов с высокой близорукостью характер аккомодационного ответа был таким же, как и в группе пациентов с близорукостью средней степени. КАО составил 0,664 ± 0,13, КМФ = 65,529 ± 0,74 мкф/мин. Аккомодограммы у детей с высокой миопией также характеризовались сниженным аккомодационным ответом и неустойчивостью при высокой частоте аккомодационных микрофлуктуаций (рис. 4).
Рис. 4. Аккомодограмма здорового глаза с высокой миопической рефракцией / Fig. 4. Accommodogram of a healthy eye with high myopic refraction
Статистическая обработка результатов показала, что показатель величины аккомодационного ответа (КАО) не различался в группах с миопией слабой степени и эмметропией, а также в группах с миопией средней и высокой степени. Статистически значимыми при p ≤ 0,05 оказались различия величины КАО между группами с эмметропией и миопией слабой степени, с одной стороны, и миопией средней и высокой степени — с другой. Статистически значимых различий показателя КМФ во всех группах обследованных детей обнаружено не было. У всех имело место повышение частоты аккомодационных микрофлуктуаций по сравнению с нормальными значениями.
Проведенное исследование показало, что в целом прогрессирование близорукости сопровождается ослаблением аккомодационной функции, о чем свидетельствует уменьшение величины аккомодационного ответа у детей с миопией средней и высокой степени. Однако в патогенезе прогрессирующей миопии у современных школьников все большее значение приобретает спастический аккомодационный компонент. По-видимому, это связано с высокой зрительной нагрузкой, обусловленной не только интенсивными школьными занятиями, но и с бесконтрольным использованием детьми электронных устройств (смартфонов и планшетов).
Выводы
У современных школьников, использующих электронные гаджеты, значительно выражен спастический компонент аккомодации, что выражается в усилении аккомодационного ответа по отношению к аккомодационному стимулу и патологическом увеличении частоты аккомодационных микрофлуктуаций.
Благодарность. Автор приносит благодарность О.В. Жуковой, А.Е. Синеоку, В.Е. Потемкиной за помощь в подготовке и оформлении данной статьи.
Об авторах
Абида Махди
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: dr.abida.mahdi@yandex.ru
очный аспирант кафедры офтальмологии
Россия, СамараСписок литературы
- Аветисов Э.С. Близорукость. – М.: Медицина, 1986. – 239 с. [Avetisov ES. Myopia. Moscow: Meditsina; 1986. 239 p. (In Russ.)]
- Волков В.В. О вероятных механизмах миопизации глаза в школьные годы // Российский офтальмологический журнал. – 1988. – № 3. – С. 129–132. [Volkov VV. The probable mechanisms of ocular myopization in the school years. Russian Ophthalmological Journal. 1988;(3):129–132. (In Russ.)]
- Жаров В.В., Егорова А.В., Конькова Л.В. Комплексное лечение аккомодационных нарушений при приобретенной миопии. – Ижевск, 2008. – С. 45–52. [Zharov VV, Egorova AV, Konkova LV. Complex treatment of accommodation disorders in acquired myopia. Izhevsk; 2008:45–52. (In Russ.)]
- Жаров В.В., Егорова А.В. Методические рекомендации по компьютерной аккомодографии. – Уфа, 2007. – С. 1–8. [Zharov VV, Egorova AV. Methodological recommendations for computer accommodography. Ufa; 2007:1–8. (In Russ.)]
- Жаров В.В., Никишин Р.А., Егорова А.В. и др. Клиническая оценка состояния аккомодации с помощью метода компьютерной аккомодографии // Ерошевские чтения. – Самара. – 2007. – С. 437–440. [Zharov VV, Nikishin RA, Egorova AV, et al. Clinical assessment of the state of accommodation using the method of computer accommodography. Eroshevsky readings. Samara; 2007:437–440. (In Russ.)]
- Жукова О.В., Егорова А.В. Компьютерная аккомодография // Аккомодация: Руководство для врачей. М., 2012. С. 63–66. [Zhukova OV, Egorova AV. Computer accommodography. Accommodation: A guide for doctors. Moscow; 2012:63–66. (In Russ.)]
- Тарутта Е.П., Иомдина Е.Н., Тарасова Н.А. и др. Комплексный подход к профилактике и лечению прогрессирующей миопии у школьников // Клиническая офтальмология. – 2018. – № 2. – С. 70–76. [Tarutta EP, Iomdina EN, Tarasova NA, et al. Complex approach to prevention and treatment of progressive myopia in schoolchildren. Clinical ophthalmology. 2018;(2):70–76. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21689/2311-7729-2018-18-2-70-76.
- Weber НА, Martin H. Finite Elements Simulation of Accommodation. In: Guthoff R, Ludwig K., eds. Current aspects of human accommodation. Kaden Verlag, 2001. P. 135.
Дополнительные файлы
