Социокультурные детерминанты репродуктивного поведения этнических групп

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению социокультурных детерминант репродуктивного поведения этнических групп. Социокультурные детерминанты — это те условия (обстоятельства), которые влияют на характер репродуктивного поведения этнических групп. К ним относятся социальные, экономические и мировоззренческие факторы. В зависимости от того, как меняется культура этнической общности, изменяется содержание этих факторов. Немалое значение в этом случае имеют гендерный и региональный аспекты.

Полный текст

Регулирование демографических процессов на региональном уровне всегда было одним из наиболее острых вопросов и остается актуальным сегодня в связи с тем, что в развитых странах на региональном уровне наблюдается снижение рождаемости, а следовательно, и снижение численности различных этнических групп, проживающих в конкретном регионе.

Для решения этих вопросов необходимо детально изучать репродуктивное поведение как социально-философское и социокультурное явление, как систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности в браке или вне его. Его обусловленность теми или иными факторами позволяет определить рычаги, с помощью которых можно контролировать процесс рождаемости.

Известно, что репродуктивное поведение зависит не только от социально-экономических, но и от социально-психологических факторов, среди которых выделяются этнические и религиозные традиции. Первые отражают в себе все стороны жизни конкретного этноса — социальную, экономическую, культурную, политическую, хозяйственную, определяют правила и особенности жизнедеятельности в каждой из отмеченных областей и опираются преимущественно на реальные материи. Вторые затрагивают преимущественно духовную сторону жизни, отражают особый код культуры народа, его видение и понимание мира.

Воспитание в конкретном этносе накладывает отпечаток на отношение женщин и мужчин к появлению детей и заключению брака. Это же касается и репродуктивного поведения конкретной этнической группы. В целом, за последние годы наблюдаются существенные изменения, связанные с увеличением влияния социально-экономического фактора, в результате чего этнические и религиозные традиции отходят на второй план и уступают место стремлению к материальному благополучию, что приводит к снижению рождаемости. В российских регионах, так же как и в других странах, велико влияние процессов глобализации и поглощения культур этнических меньшинств группой большинства — русскими. Несмотря на это, некоторые этнические группы сохраняют и численность, и традиции (например, татары), другие — сокращаются, а культура теряется (например, мордва, чуваши).

При этом остается малоизученным вопрос, что именно влияет на воспроизводство и сохранение одной этнической группы в регионе и сокращение другой, в частности, вопрос о социокультурных детерминантах репродуктивного поведения.

Под детерминантой репродуктивного поведения мы понимаем наличие обстоятельств, способствующих чему-либо, определяющих особенности репродуктивного поведения [6].

С точки зрения социальных наук репродуктивное поведение представляется как весьма сложное явление, определяемое совокупным действием разного рода причин: экономических, социальных, психологических и др. Например, В.А. Литовка отмечает, что важную роль играет ценностный аспект и влияние традиций на репродуктивную культуру и репродуктивное поведение, а социально-экономические условия не всегда определяющие [4]. Последние могут служить факторами или мотивами, которые, с одной стороны, образуют потребность в детях, а с другой, препятствуют её реализации.

Внешними стимулами репродуктивного поведения являются его социальные ценности и нормы, а также политические, экономические и социальные факторы, а внутренними — потребности и мотивы людей. Именно они составляют основные его социокультурные детерминанты.

Культура — вторая природа человека, во многом определяющая его реакцию на происходящее и его потребности. Соответственно, детерминантами человеческого поведения, в том числе репродуктивного, считаются социальные и культурные ценности и нормы, поскольку общество и каждый отдельно взятый человек — это продукты культуры.

Каждая конкретная культура в совокупности экономических, социальных и мировоззренческих факторов формирует свойственное именно ей репродуктивное поведение. В процессе социализации и инкультурации человек включается в эту систему и начинает мыслить и действовать на её основе. Так, в рамках большинства культур определяющими являются архетипы Матери и Отца, а также ценность продолжения рода, которые способствуют формированию нормы многодетности. Изменение культуры и вместе с тем изменение данных архетипов создают условия для обратного влияния, при котором нормой становится малодетность.

Например, в большинстве доиндустриальных культур репродуктивное поведение было направлено на многодетность. Этому способствовали существующие тогда аспекты культуры, которые определяли факторы влияния на данное поведение и их содержание. Так, экономический фактор включал необходимость обеспечения стариков через их собственных детей и благосостояния общества и семьи через наличие определённого количества её членов в условиях натурального хозяйства. Социальный фактор, в свою очередь, состоял в том, что обществом поощрялись семейные связи и развитие рода. Мировоззренческий — в отношении к родительству как к ценности. В сознании людей в то время божества плодородия, земли и неба ассоциировались с рождающей женщиной и оплодотворяющим её мужчиной. Как всякий культурный паттерн или ценность, это закреплялось в обрядах, праздниках, фольклоре, мифах, табу и поверьях. В целом в традиционных обществах именно традиции и поверья являлись одновременно транслируемой субстанцией и механизмом передачи и закрепления той культуры, которая формировала направленность человека и социума на многодетность. Таким образом, мировоззренческий фактор можно рассматривать как оказывающий влияние на поведение человека в соответствии с присущими его народности традициями и поверьями [5].

Эти факторы являются детерминантами репродуктивного поведения и сегодня, но изменились их внутреннее содержание и результат их влияния.

Во многом особенности репродуктивного поведения определяются гендерными различиями. Мужчины стремятся найти в семье эмоциональную поддержку и взаимопонимание, а также возможность регулярно удовлетворять потребность в физической близости, при этом потребность в признании и успехе они реализуют в ходе профессиональной деятельности, вопрос рождения ребёнка не является для них первоочередным. Более того, многие из них либо вообще не хотят детей, либо видят их появление в качестве дальней перспективы, поскольку это подразумевает отказ от частой физической близости, отсутствие возможности получать в должном объёме эмоциональную поддержку и заботу от жены.

Женщины в своём большинстве признание и реализацию находят именно в семье даже при условии наличия материальной независимости и перспектив карьерного роста. В соответствии с этим рождение ребёнка для них, как правило, является первоочередным вопросом, который решается в первые годы семейной жизни. Появление ребёнка, по мнению женщин, позволяет им закрепиться в семье, занять более влиятельную позицию, а также получить от мужа ожидаемые поддержку и защиту. Изменения в отмеченных установках происходят у мужчин и женщин после рождения первенца, в то время как до рождения ребёнка общая картина репродуктивного поведения является именно такой.

Естественно, что такой подход к вопросу зачатия, рождения и воспитания детей не относится ко всем мужчинам и женщинам. Существуют мужчины, для которых семья, прежде всего, ассоциируется с рождением детей, и женщины, видящие семью только как союз двух взрослых людей без включения в него третьих лиц. Между тем сегодня преобладающим по-прежнему остаётся традиционное отношение женщин и мужчин к семье.

Г.Б. Дикке и Л.В. Ерофеева отмечают, что в целом современная молодёжь независимо от половой принадлежности нацелена на повышение своего материального благополучия, а не на создание семьи и рождение детей, что во многом определяет её репродуктивное поведение [3]. Гендерные взаимоотношения молодых людей при этом определяются в большинстве своём удовлетворением сексуальных потребностей при низком использовании современных средств контрацепции на фоне недостаточного полового образования [6]. Таким образом, общество получает мужчину и женщину, не готовых к рождению детей и не стремящихся к созданию семьи, но в итоге вынужденных обретать и первое, и второе ввиду безответственного отношения к предохранению. Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на широкое распространение различных средств контрацепции, у современных молодых людей отсутствует осознание и понимание серьёзности последствий создания семьи и появления ребёнка, что формирует у них безответственное репродуктивное поведение. Это во многом обуславливается достаточно демократичным отношением современного общества к вопросу половых отношений.

По мнению М.А. Беляевой, причиной тому также является отсутствие достаточно эффективного механизма трансляции репродуктивной культуры среди современной молодёжи. Под репродуктивной культурой в данном случае понимается «совокупный культурный опыт регулирования способности продолжения рода, складывающийся в ходе эволюционного развития человечества» [2]. Автор отмечает, что большинство молодых людей к моменту своего совершеннолетия и вступлению в репродуктивные права обладают репродуктивной культурой фрагментарно. По мере накопления жизненного опыта, проходя через ошибки, разочарования и аборты, они обретают новый уровень знаний, приоритет их жизненных ценностей меняется. В соответствии с этим современные молодые люди независимо от их половой принадлежности нуждаются в оказании помощи в процессе репродуктивного самоопределения.

В качестве механизмов трансляции репродуктивной культуры М.А. Беляева выделяет семью и средства массовой информации, которые, по её мнению, действуют стихийно и фрагментарно, а также церковь, общественные организации, социальные и медицинские службы, оказывающие узконаправленное влияние, фокусируемое на определённых группах населения [2]. Автор отмечает, что данные механизмы характеризуются отсутствием какой-либо преемственности и последовательности в своих действиях, что негативно влияет на качество репродуктивной культуры населения и способствует депопуляции.

Кроме того, на качество репродуктивной культуры могут оказывать влияние такие социальные детерминанты репродуктивного поведения, как этнические и религиозные традиции. М.С. Абдуллина, рассматривая репродуктивное поведение, отметила, что причинно-следственный ряд рождаемости нельзя объяснить одними только этническими особенностями, хотя они так же оказывают влияние на указанный тип поведения у населения [1]. Это обусловлено тем, что в этничности неизбежно присутствует субъективное, например, определение человеком собственной этнической принадлежности. На основе анализа статистических данных М.С. Абдуллина выделила различия в репродуктивном поведении этнических групп, но отметила, что данные различия не носят радикального характера и в будущем, вероятно, могут исчезнуть.

А.С. Мишукова пишет, что в современной культуре наличие традиций и реликтов не имеет значения в плане передачи ценностей и паттернов в сравнении с остальными её компонентами [5]. Иными словами, традиции — этнические и религиозные — не играют сегодня той существенной роли в формировании репродуктивного поведения мужчин и женщин, как ранее, хотя и оказывают определённое влияние на него.

Это определяется влиянием тех изменений, которые произошли в обществе за последние годы. Ослабление института семьи на фоне усиления позиции других институтов общества снизило в общественном сознании ценность материнства, отцовства и детства. Оно стимулирует внесемейные ценностные ориентации личности на успех во внесемейной сфере и следовательно уменьшает потребность в детях. Таким образом, изменение самой культуры народных общностей, в результате чего снизилась значимость этнических и религиозных традиций, привело к тому, что их трансляция через те или иные каналы стала менее динамичной и эффективной [8]. Всё это привело к общему снижению репродуктивной культуры населения.

Говоря о детерминантах репродуктивного поведения, нельзя не согласиться с мнением О.В. Семеновой и М.Л. Бутовской, которые отмечают, что репродуктивное поведение мужчин и женщин во многом определяется условиями их проживания [7]. В частности, к малодетной модели репродуктивного поведения склонны супруги, проживающие в городах, тогда как многодетной модели придерживаются семьи, проживающие в деревнях, сёлах и кишлаках. Фактор урбанизации, согласно исследованию авторов, значим в формировании репродуктивного поведения как мужчин, так и женщин, но при этом образование выступает фактором снижения рождаемости для женщин, а материальное благосостояние — для мужчин. Переезжая в город, семья обретает больше удобств и возможностей, появляются условия для комфортного проведения личного времени. В то время как жизнь в деревнях, селах и кишлаках сопряжена с необходимостью ежедневного тяжёлого труда, не приносящего должного уровня дохода и лишающего свободного времени. В таких условиях рождение детей — это способ получить помощника в семью, а впоследствии и дополнительный источник дохода.

Подводя итоги нашему анализу, следует отметить, что на репродуктивное поведение оказывает влияние достаточно большое количество социокультурных детерминант, к которым относятся социальные, экономические и мировоззренческие факторы. В зависимости от того, как меняется культура этнической общности, изменяется содержание этих факторов. Немалое значение в этом случае имеет и гендерный аспект. Нельзя однозначно заявлять, что мужчины и женщины по-разному относятся к проблеме построения семьи в целом и к вопросу рождения детей в частности. Между тем наблюдается общая тенденция, при которой большинство женщин готовы к рождению как минимум одного ребёнка, несмотря на отсутствие нужных условий, поскольку видят своё первоочередное предназначение именно в реализации себя как матери. Мужчины, в свою очередь, в семейных взаимоотношениях ищут физическую близость с партнером и получение эмоциональной поддержки и понимания от него, что исключает появление детей в первые годы брака или их появление вообще.

Во многом это обусловлено различием в содержании системы ценностных ориентаций у мужчин и женщин. При значимости таких ценностей, как «семейная жизнь», что чаще наблюдается у женщин, человек будет настроен на создание семьи и рождение детей, тогда как преобладание ценности физической и психологической близости с партнером, а также собственной свободы, что, как правило, свойственно мужчинам, приводит к отсутствию стремления создать семью и родить ребёнка. Ещё одна детерминанта — это преобладание ценности материально-обеспеченной жизни, которая расходится с возможностью рождения детей. Данная причина становится одной из определяющих для современных людей, не стремящихся к семейным отношениям. Между тем наблюдается повсеместное отсутствие репродуктивной культуры, в результате чего молодые люди плохо контролируют свою половую жизнь, что приводит к появлению нежелательных для них брачных отношений и детей.

В этом случае имеет значение снижение ценности традиций, являющихся одним из основных детерминантов репродуктивного поведения. Передаваемые из поколения в поколение правила и нормы поведения формируют у человека отношение к семье и рождению детей. В частности, если традициями предусмотрена многодетность, именно этого будет придерживаться человек, выросший в обществе, ориентирующемся на них. Однако сегодня этнические и религиозные традиции не рассматриваются в качестве важных для всех членов современного общества, а только для тех, кто причисляет себя к конкретной этнической группе и соблюдает этнические традиции.

Репродуктивное поведение независимо от половой принадлежности также определяется местом проживания супругов или молодых людей. Как правило, проживание в городской среде ведёт к снижению количества детей в семьях, в то время как семьи, живущие в деревнях, селах и кишлаках придерживаются многодетной модели. Это также обусловлено и ранее отмеченным социально-экономическим фактором — между возможностью больше зарабатывать и иметь личное время и возможностью завести ещё одного ребёнка супруги выбирают первое. Отдалённость от городской среды, напротив, позволяет дольше сохранять этнические традиции, в соответствии с которыми, в большинстве случаев, приветствуется многодетность.

×

Об авторах

Анна Александровна Пустарнакова

ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва»

Автор, ответственный за переписку.
Email: apustarnakova@gmail.com

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Абдуллина М.С. Репродуктивное поведение этнических групп населения в полиэтничной социально-территориальной общности // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 3. С. 814–819.
  2. Беляева М.А. Гендерные аспекты репродуктивной культуры // Грани познания. 2010. № 2(7). С. 55–57.
  3. Дикке Г.Б., Ерофеева Л.В. Особенности репродуктивного поведения молодёжи // Акушерство и гинекология. 2013. № 12. С. 96–101.
  4. Литовка В.А. Теоретические основы анализа репродуктивного поведения // Общество и право. 2012. № 5(42). С. 286–290.
  5. Мишукова А.С. Репродуктивное поведение как культурологический термин // Дискуссия. 2012. № 8(26). С. 26–29.
  6. Морозова И.С., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Отт Т.О. К проблеме детерминации репродуктивного поведения молодёжи // Вектор науки ТГУ. 2014. № 1(27). С. 130–134.
  7. Семенова О.В., Бутовская М.Л. Рождаемость в современном российском обществе: роль экономических и культурных факторов в условиях растущей урбанизации // Урбанистика. 2019. № 2. С. 49–63. doi: 10.7256/2310-8673.2019.2.28966
  8. Шрайбер А.Н. Этническая принадлежность как фактор репродуктивного поведения // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020. № 12. С. 86–88.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пустарнакова А.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах