«CITIZEN» AS A TRANSDISCIPLINARY CONCEPT
- Authors: BURLINA EY1, NAUMOVA OS2, GRANKINA EA3
-
Affiliations:
- Samara State Medical University
- Samara State Technical University
- Samara State Regional Academy (Nayanova)
- Issue: Vol 16, No 7-8 (2016)
- Pages: 17-19
- Section: Articles
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/24127
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2016.0.7-8.17-19
- ID: 24127
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to two transdisciplinary concepts: “city” and “citizens”. The empirical part of the paper presents portraits of outstanding professionals: an architect, who initiated the revival of the «old» city; a philosopher and a famous stage director. They confirm the relevance and validity of the chosen approach.
Keywords
Full Text
Трансдисциплинарность - современная научная методология. Приставка транс- обосновывает многоуровневые перемещения: от теорий к практикам, от моделирования целой эпохи, в которой живёт горожанин, к его повседневности. Город как предмет научного исследования также предполагает подобные мыслительно-практические перемещения. Особенно актуальны, как показывают исследования, трансдисциплинарные процедуры для определения российского горожанина. С одной стороны, горожане России кардинально отличаются в зависимости от места и времени проживания (горожанин современной Москвы, Магнитогорска 1930-х гг. и т.п.). С другой стороны, в любом городе просвечивает сложнейший комплекс историко-культурных традиций и эстафет, которые через века и поколения наследуют современные горожане. Тотальная миграция, присущая современным городам, постоянно обновляет и взрывает накопление горожан. Как сформулировал выдающийся режиссёр и деятель культуры А.С. Кончаловский, «население есть, а горожан нет». Многоуровневая трактовка понятия «горожанин» постоянно присутствует не только в науке, но и в актуальных культурных практиках. Накопление городских традиций, по мнению многих авторов, является едва ли не ключевым для динамичного и устойчивого развития. Комплекс названных проблем позволяет квалифицировать понятие «горожанин» как трансдисциплинарное. Уточним, что трансдисциплинарность подразумевает не только «междисциплинарность», как пишут Л.П. Киященко и В.И. Моисеев [5], но и «формирование второго типа знаний» (М. Гиббонс, К. Лимож, Х. Новотны, С. Шварцман, П. Скотт, М. Троу.), открывающее связь между повседневностью и прошлым; поворот к развитию и будущему. Трансдисциплинарность стремится к общественному резонансу, публичному вниманию, диалогу с социогуманитарными науками, а также с искусством, литературой и поэзией [4]. Это даёт обоснования предмета статьи: город и горожане - трансдисциплинарные понятия. Приведём простой пример трансдисциплинарности: кабинет чиновника и крепкого хозяйственника завален альбомами, представляющими лучшие улицы мира. Альбомы тщательно изучаются. Как свидетельствует элитный критик архитектуры Г.И. Ревзин, в кабинете вице-мэра Москвы «целая библиотека, и каждую книгу он закладывает разноцветными бумажками. Есть, например, английское издание книги «Великие улицы», все в синих закладочках» [7]. Практик и управленец, изучающий зарубежную урбанистику, как и мольеровский мещанин, может не подозревать о своей трансдисциплинарной деятельности, однако, она явно просматривается. Приведём более сложные модусы движения «через» дисциплинарные рамки в пространстве современного города. Архитектор Самары Ваган Гайкович Каркарьян (1934-2014) оказал уже в конце жизни огромное, можно сказать, влияние на формирование своих земляков. Будучи ещё в советское время востребованным архитектором и автором значимых для Куйбышева-Самары проектов, директором проектного института и профессором Архитектурно-строительного университета, Каркарьян начал планомерно воссоздавать «старую Самару» с конца 1980-х гг. [1]. Это был новый уровень его деятельности. Ваган Гайкович лично нарисовал сотни (!) портретов старых домов, особняков, улиц и площадей города, опубликовал десятки альбомов старого города. На страницах созданных им альбомов и книг воскресала «Атлантида дореволюционного города», исчезнувшая в 1930-е гг. На улицах эти сооружения стояли грязными, полуразрушенными и безымянными. На рисунках Каркарьяна романтически возносились итальянские палаццо и дома в стиле модерн. Не только как архитектор-производственник, но как горожанин и историк культуры, он одним из первых открыл стильность старых построек (домов в стиле модерн, деревянных особняков, старых вилл и дач «а ля рюсс» на Волге). Ваган Гайкович Каркарьян, как писали чуткие журналисты, увидел неизвестную ранее «душу города». Подобные типажи в 1990-е гг. оказались востребованы во многих городах России. Они захватывали горожан новыми идеями, теориями, практикой научных и журналистских публикаций, новыми планами и образами городов, которые были представлены в чертежах, планах, газетных публикациях, в совсем скромно изданных тогда книгах и альбомах. Пространство города расширялось. На городскую сцену выходил новый тип горожан, консолидированных на истории своего старого города. Позднее возникли целые библиотеки популярных медийных ресурсов, проектов, изданий, коллекционеров. Их направленность чутко зафиксировало название Самарского интернет-журнала «Другой город» [2]. Другим примером будет трансдисциплинарная трактовка учёного: известный социолог и философ Д.Г. Горин, концептуируя отношение российского обывателя к модерности, неожиданно обращается к сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Надо ли напоминать, что Буратино - один из самых популярных персонажей нескольких поколений детей и взрослых в России: «Кто не знает, как его зовут». Простак, выходящий сухим из испытаний и достигающий, несмотря ни на что, своей заветной мечты. Расширительные интерпретации известнейшей сказки в большом разнообразии появляются на пороге 2000-х гг. Новые трактовки и раньше предпринимались разными авторами, среди которых были, в том числе, известные знатоки: М.С. Петровский, Е.Д. Толстая, М.Н. Липовецкий. Но только в 2000-е гг. Д.Г. Горин связывает сказку о простофиле, который не подчиняется общепринятым законам и живет в иллюзорном пространстве, с «иллюзорной модерностью» отечественной культуры [3]. Подобная связка имеет, несомненно, трансдисциплинарный характер. Примечательны сопоставления горожан в сказке А.Н. Толстого и в книге итальянского писателя К. Коллодио «Приключения Пиноккио» (по которой, как известно, А.Н. Толстой строил свой опус, изменив имена и частично фабулу). Пиноккио - прототип Буратино - житель реального города по всем приметам. Прежде всего, он вынужден отвечать за свои поступки. Когда из-за беспечности и лени у бедного Пиноккио вырастают ослиные уши, он превращается в осла и ему требуется много усилий, чтобы вернуть свой облик. Город таким образом наказывает Пиноккио. Буратино же, выйдя из странного и малореального города, легко преодолевает плохое пространство (жуликов и Поле чудес) и открывает дверцу в счастливое, то есть вымышленное пространство (Золотой ключик и волшебная дверца). Горин Д.Г. так определяет механизм манипуляций: «Российский вариант модерности, прораставший в условиях «закрытого общества» и вытеснения индивидуальной активности, ориентирован на снятие напряжения между сущим и должным не во временной перспективе, а в пространственном… Необходимо лишь радикально сменить декорации» [3]. Подчеркнём, что подобный взгляд на Буратино как «не горожанина» (в отличие от «горожанина Пиннокио») носит трансдисциплинарный характер. Он строится на концепциях о городе как машине, производящей культуру, «недогородах» и «безответственных горожанах», которые являются болезненными диагнозами всей культуры в целом, и других «больших» объектах. В качестве третьего примера объёмной трактовки понятий «город» и «горожане» сошлёмся на знаменитого режиссёра и, несомненно, мыслителя: А.С. Кончаловский предложил «разгадать культурный код России» [6]. Народный артист России А.С. Кончаловский, известный режиссёр, сценарист и один из протагонистов цивилизационных и культурных концепций ХХ века, обыгрывает свой взгляд на города и горожан в разных вариантах. Многие из них опубликованы на его сайте [6]. В данном случае мы ссылаемся на особую сцену и особых зрителей: Совет Федерации, формат «Время эксперта», 2015 г. В своём монологе Оратор оперировал идеями, имеющими значительный общественный резонанс. Среди них угадывались концепции А.С. Ахиезера, Д.С. Лихачёва, а также И.М. Клямкина, Ю.С. Пивоварова, И.А Яковенко и других. Кончаловский А.С. описывал российские города в духе современных урбанистов и культурологов: молодые города закладывались как военные крепости и индустриальные посёлки, население имело минимум свободы. Эти молодые города не успели сформировать ответственных горожан: «Город - это республиканский институт, который добился самостоятельности от сюзерена, от императора. Самостоятельность - это когда мы, горожане, сами решаем, каким законам следовать, договариваемся, платим налоги. Гражданское общество возникает там, где существуют города» [6]. Монолог содержал острые и актуальные формулировки, мастерски впаянные в текст и рассчитанные на диалог с аудиторией. Например: «В сегодняшнем российском обществе буржуазией называют класс зажиточных предпринимателей. Но это ложное определение. Ибо потребительская корзина, «мерседес» и дом на Рублёвке не делают человека буржуа…» [6]. Следовательно, высший состав законодателей должен был согласиться с тем, что потребительская корзина ещё не гарантия гражданственности. В финале монолога режиссёр выразил признательность за приглашение и комплименты в адрес зала, что соответствовало официальному формату высшего законодательного органа страны. Сопоставляя представленные выше примеры, можно было бы выделить следующие наиболее активные точки понятия «горожанин», приведённые выше: - население - это ещё не горожане и не граждане; - горожане развиваются в реальном, а не в вымышленном пространстве; - современные российские горожане с энтузиазмом подхватили практики возрождения «старого города». Они развивались благодаря «гениям места», нашедшим в этой деятельности благородный, принятый разными слоями населения, способ выхода из вымышленного пространства.×
About the authors
E Y BURLINA
Samara State Medical University
Email: bis17@mail.ru
O S NAUMOVA
Samara State Technical University
Email: naumovaos@mail.ru
E A GRANKINA
Samara State Regional Academy (Nayanova)
Email: evgeniagrankina@gmail.com
References
- Внукова С.А. В.Г. Каркарьян не просто видит Самару так, как мало кто нынче видит. Он её душу понимает // Самарская газета: сетевой журнал. - 2016. - URL: http://news.samaratoday.ru/news/176829/ (дата обращения: 05.09.2016); Архитектор Ваган Каркарьян // Самарские судьбы: сетевой журнал. - 2016. - URL: http://samsud.ru/journal/samsud/vagan-karkariyan.html (дата обращения: 14.09.2016).
- Восемь проектов, созданных Ваганом Каркарьяном / Другой город. Интернет-портал. - URL: http://drugoigorod.ru
- Горин Д.Г. Чувство истории в культуре «другой модерности», или Буратино как зеркало русской эволюции // Неприкосновенный запас. - 2013. - № 89. - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/10g-pr.html (дата обращения: 21.06.2014).
- Динабург С.Р. Скромная зрелость трансдисциплинарности в кругу друзей и родственников // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - № 3. - С. 58-68.
- Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. - М.: ИФ РАН, 2009. - С. 205.
- Михалков-Кончаловский А.С. В России нет граждан, а есть население. - 2016. - URL: www.rg.ru/2015/04/09/konchalivsky.html (дата обращения: 05.09.2016).
- Хозяйствующий субъект. Как вице-мэр Москвы Петр Бирюков управляет благоустроительными миллиардами. - 2016. - URL: https://meduza.io/feature/2016/09/09/hozyaystvuyuschiy-sub-ekt (дата обращения: 09.09.2016).