ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИА НА СОЦИАЛЬНУЮ КОММУНИКАЦИЮ ИНДИВИДА В ОБЩЕСТВЕ РИСКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В рамках выбранной тематики автор обращается к проблеме социальной коммуникации индивида, механизм которой нарушен агрессивным воздействием масс-медиа, в результате чего возникает необходимость поиска новых методов аккумуляции и трансляции социокультурного опыта и функционирования личности. Автор делает акцент на негативных способах адаптации, среди которых выделяет консюмеризм, виртуализацию, отчуждение, превращение личности в товар, работу агентов массовой культуры. Актуальность рассматриваемых вопросов обосновывается тем, что сегодня существование и социальная активность индивида попадают в зависимость от масс-медиа, жёстко регулирующих его деятельность. Это приводит к отрицательным последствиям, так как ключевые для индивида механизмы идентификации, репрезентации, социализации нарушены, а его сознание и творческий потенциал подвергаются процессам унификации и стандартизации.

Полный текст

<…> люди считают себя свободными, так как свои желания и своё стремление они сознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне ни грезят, ибо не знают их [8, c. 395]. Современный мир функционирует в крайне непростых условиях и порой крайне враждебен для отдельно взятого индивида; общество подвержено хаотичным трансформациям и кризисным явлениям, находится в состоянии открытого выбора, что в целом характеризует его как общество риска, в котором различные процессы социальной интеграции, а также ценности и нормы, нестабильны и переменчивы. «Жить в эпоху «поздней современности» (late modernity) значит жить в мире случайностей и риска - неизменных спутников системы, стремящейся к установлению господства над природой и рефлексивному творению истории» [2, с. 107]. На общество риска оказывает воздействие комплекс факторов: экономическая система и непостоянство её рынка, смена культурных кодов, норм поведения и традиций, тенденции виртуализации, глобализации, информатизации, мультикультурализма, сложная политическая обстановка в мире и многое другое. В результате включение человека в современные социальные механизмы нарушается, количество информации и сложность её восприятия в условиях медиареальности (основная задача современных СМИ - сделать информацию как можно более легко усвояемой потребителем) требуют от индивида непрекращающегося поиска новых способов адаптации к реальности и форм взаимодействия с её элементами. Эти условия актуализируют проблемы самоидентификации, репрезентации, сложности социальной интеграции индивида, его одиночества и фрустрации в массовом обществе. Целью данной работы является анализ современных социокультурных трансформаций и исследование их влияния на личность с позиций социальной философии. В спектре своих задач автор исследования видит выявление и определение механизмов социальных коммуникации и адаптации, их осмысление и рассмотрение в качестве конструктов, формирующих социальную реальность личности в обществе риска. В условиях сетевого общества формируются новые реальности и техники репрезентации, реализуются особая эстетика и телесность, приёмы социализации и способы коммуникации, трансформируются поведенческие практики и мировоззрение человека в целом. В нём актуализируются интерактивные компьютерные технологии и возникает необходимость поиска новых методов аккумуляции и трансляции социокультурного опыта. Мощнейший канал виртуальной коммуникации - Интернет с его социальными сетями, информационными агентствами, магазинами, теле- и радиотрансляциями, платформами для обучения, общения, творчества, обмена опытом - создаёт целый социокультурный код, с возникновением которого рождается новая, развивающаяся по собственным законам, информационная среда, дающая толчок развитию новых способов идентификации и репрезентации индивида в обществе. Репрезентация себя в соцсетях - это популярный сегодня способ самоидентификации и доказательства собственной витальности. Размещение личных фотографий, историй из жизни, рекомендаций - это символ, который значит «Я существую! Если меня заметили, значит, я не только существую, но и имею значимость в обществе, и чем больше людей видит и оценивает меня, тем большее влияние и популярность я приобретаю». Однако человеку приходится вновь и вновь подтверждать своё существование таким образом, поскольку эта виртуальная популярность преходяща, она являет собой только симулякр витальности. Любое сколько-нибудь значимое событие (путешествие, праздник, встреча с друзьями, даже приготовление еды или прогулка на свежем воздухе), не нашедшее визуального доказательства в сети, считается упущенными, никем не замеченным и прожитым впустую. «Если смысл жизни стал сомнителен, если отношения с другими и с самим собой не дают уверенности, то слава становится одним из средств, способных избавить человека от сомнений» [9, c. 51]. Когда такое виртуальное позиционирование выходит за рамки дружеского общения и собирает большую аудиторию в сети и за её пределами, можно говорить о превращении личности в бренд, о её маркетинге. Образ человека и сам человек приобретают категорию товара, за которым скрывается целая маркетинговая компания и вложения капитала, и который покупается потребителями наряду с обычными вещами. По сути, этот процесс есть перемещение личности в сферу медиа и превращение её в симулякр, когда она существует лишь в определённых - виртуальных - условиях, вне экрана компьютера являя совсем иной образ жизни и реализуя другие поведенческие коды. Автор полагает, что подобная трансформация есть результат коммерциализации нашего общества и его товарного фетишизма, когда всё продаётся и покупается. Потребляя товары, мы встраиваемся в очень простую схему консюмеризма, прочно связывая себя с рынком и превращаясь в один из винтиков его механизма. Можно сказать с уверенностью, что существовать вне социума и, соответственно, вне рынка современному индивиду невозможно (даже если мы откажемся от гаджетов, интернета, средств массмедиа, то или иное достижение цивилизации нам всё-таки понадобится, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни; рассуждать о полном отказе от благ капитализма утопично). Саморазвитие, образование, рефлексия, сомнение и критика - это попытки человека думающего мыслить самостоятельно. Важно отметить, что потребление в этом случае - это один из механизмов встраивания в существующую картину мира, с целью стать полноценным членом общества, найти в нём своё место, влиться в ритм жизни, пользоваться достижениями цивилизации и - по возможности - извлекать из них пользу. Потребляя, мы принимаем законы рынка и массмедиа, формирующие нашу повседневность: от семейных взаимоотношений до проведения досуга. «Игру потребления можно интерпретировать как способ вписывания в господствующий порядок и достижения человеком - социальным агентом собственной отнологической безопасности без нарушения правил, задаваемых господствующим порядком» [4, с. 99-100]. Чрезмерное потребление товаров - это негативный для личности, но социально легальный механизм социальной коммуникации индивида с господствующим порядком. Избыточной консюмеризм опасен тем, что он разрушает ценности традиционной культуры, разрывает межличностные связи и ставит индивида в ситуацию риска в социокультурном и аксиологическом аспектах. Перечислим несколько целей такого способа социальной коммуникации. Во-первых, это необходимость избавиться от чрезмерного напряжения, связанного с мощным и практически не контролируемым потоком информации, и всепроникающего давления медиа; во-вторых, это стремление замаскировать (от других и от самого себя) ощущения беспомощности, изоляции и одиночества, которые сопровождают каждого человека в той или иной мере. В-третьих (и это, на наш взгляд, наиболее важная цель), это обретение чувства коллективности, социальной общности в массе людей, которые делают «то же, что и я». Любая коллективная форма существования - это защита, убежище, сила, в которых так нуждается современный индивид. «Индивид, принимающий участие в массовом безумии, теряет ощущение своей полной изоляции, обособленности и избегает, таким образом, интенсивного страха, от которого он страдал бы в более прогрессивном обществе» [10, с. 190]. Сегодня он всё чаще ищет уверенности, помощи, поддержки в виртуальном пространстве, так как часто его идентификация с нацией, культурой, религией - тем, что могло бы дать ему чувство братства и единения, нарушена или вовсе сведена на нет. Вследствие воздействия современных средств коммуникации на его жизнь это искомое чувство частно-социального (в отличие от обще-социального, т.е. государственной, национальной, религиозной общности) он всё чаще ищет в виртуальной реальности. К тому же интернет-пространство - это своеобразная коммуникативная «подушка безопасности» между Я и Другим, когда у человека есть множество способов уйти от ответа, исключить пользователя из своих контактов, «стереть историю сообщений»: то есть стереть память и забыть о прошлом. Соблазнительная доступность и простота этих механизмов очень опасна, потому что появляется серьёзный риск их переноса в реальную коммуникацию с реальными собеседниками. Виртуальное пространство, будучи масштабным социокультурным кодом, функционирующим согласно собственным законам, побуждает пользователя следовать определённому алгоритму действий не только в сети, но и в объективной действительности. Это приводит к тому, что виртуальность выходит далеко за пределы экранов компьютеров и изменяет поведенческие коды человека, его сознание и принципы мышления. Иллюстрацией такого поведения может служить фантастический роман Станислава Лема «Солярис» [5], в котором мощный интеллект, неподвластный понимаю его исследователей, управляет сознанием людей с помощью тонких манипуляций, вторгающихся в их частную жизнь. Один из способов противодействия последствиями технологизации общества и повсеместного распространения массмедиа - это отчуждение от него, или эскапизм. Это явление имеет своей причиной чрезмерное давление на человека со стороны реальной жизни и вызванный этим стресс, и в таких условиях, не выдерживая социокультурных и экономических запросов, некоторые предпочитают отказ от борьбы и уход в себя. Это может выражаться как в пассивном бездействии, так и в отчуждённой творческой самореализации для восполнения того, чего человеку не хватает в повседневности, или доходить до крайних форм - полного ухода от социальной жизни или даже самоубийства. Эскапизм тесно связан с проблемой индивидуального нарциссизмом, когда собственное Я затмевает остальной мир, «<…> нарциссичный человек обретает чувство идентичности посредством своего возвеличения. Внешний мир не является для него проблемой, поскольку ему самому удалось стать миром, в котором он приобрёл чувство всезнания и всемогущества» [10, с. 136]. В какой бы форме эскапизм ни был выражен, он не оказывает позитивного воздействия на личность, потому что усиливает её разобщённость с социумом, и она не находит в себе сил и средств претворять свои желания в реальность в рамках полноценного функционирования в обществе. Для достижения реальных задач и целей человеку помимо максимального задействования собственных ресурсов необходим и потенциал общества, а отчуждение и уход в себя - это одно из заболеваний современности, мешающих полноценному развитию индивида. Проблема эскапизма и нарциссизма личности также тесно связана с вопросами идентичности и маргинализации. Идентичность современного человека крайне динамична и находит разное выражение во множестве его социальных ролей, количество которых постоянно увеличивается за счёт влияния массмедиа: он одновременно выполняет функции руководителя и подчинённого, наблюдателя и актора, производителя и потребителя, автора и критика, игрока и наставника, принадлежит к нескольким социальным группам одновременно, отождествляет себя с определёнными конфессией, нацией, ментальностью, спортивным клубом, музыкальным направлением, является гражданином одного или нескольких государств. Если средневековый человек с рождения и до смерти исполнял одну предначертанную ему роль, то сегодня мы соотносим себя с множеством общностей, а, следовательно, и ведём себя по-разному, демонстрируя разные грани своей личности и осуществляя разные поведенческие паттерны в каждой из них. Проблема кроется в сложности «переключения» между множеством своих ролей, в их смешении и выявлении определяющей стратегии поведения в социуме. Так, например, мы переносим семейные неурядицы в рабочую атмосферу, забываем «выйти» из образа виртуальной игры в обыденной жизни, наш аккаунт в социальны сетях сильно расходится с личностью своего владельца. В борьбе с одиночеством и изоляцией человек стремится отождествлять себя с миром и социумом посредством практик, наиболее доступными и популярными из которых оказываются, к сожалению, деструктивные: консьюмеризм, интернет-аддикция, игромания, агрессия, эротизация, просмотр сериалов и теле-шоу, экстремальный нарциссизм. К позитивным механизмам можно отнести деятельность высших учебных заведений, армии, творческие площадки и объединения, спортивные секции. Таким образом, ссылаясь на Э. Фромма [9], можно выделить два пути, по которым идёт индивид в поисках гармонии с социумом: регрессивный, когда он отбрасывает интеллектуальные достижения цивилизации и регрессирует к более архаичному, варварскому сознанию, состоянию пре-индивидуации и усреднённым интересам и способностям; прогрессивный, когда он задействует весь свой интеллектуальный ресурс для гармоничного единения и соответствия с постоянно развивающимся окружающим миром (философия как раз старается справиться с этой сложной задачей). Конечно, прогрессивный путь более тернист, требует воспитания в себе воли и характера, полноценного всестороннего развития и творчества, саморефлексии и критического суждения. Однако, несмотря на то, что современный мир, казалось бы, благоволит тем, кто тянется к знаниям (общедоступность информации, межкультурная диффузия, открытость культур и сообществ), и многие исследователи называют его «обществом знаний» [3], истинное знание далеко не так доступно. Нельзя не вспомнить слова, которыми начинает Никлас Луман свою значимую работу «Реальность массмедиа» [7]: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря массмедиа. Данное утверждение справедливо не только в отношении нашего знания об обществе и истории, но и в отношении познания природы» [7, c. 2]. Под «массмедиа» автор подразумевает «все общественные учреждения, использующие технические средства для распространения сообщений» [7, c. 13] - масштаб их влияния тотален. Социальное пространство, созданное государством и формирующееся подвластными ему структурами и почти полностью контролируемое медиа, функционирует в определённых рамках. «Техническим противоречием между немногочисленными производственными центрами и рассредоточенным потреблением обусловливается необходимость организации и планирования со стороны распорядителей, а стандарты якобы изначально ведут своё происхождение от потребностей потребителей - поэтому-то они и принимаются почти что без сопротивления. На самом деле тут имеет место замкнутый круг между манипуляцией и являющейся реакцией на неё потребностью, делающий всё более плотным и плотным единство системы» [11, с. 150]. Люди, существуя внутри этого пространства и пользуясь его благами, редко выходят за границы дозволенного, за которыми как раз и открывается истинное знание и доступны творчество, мышление, рефлексия; в английском языке существует меткое иллюстративное выражение thinking outside the box, которое можно перевести как «творческое мышление вне шаблонов». «Таланты являются собственностью индустрии ещё задолго до того, как выставляются ею напоказ <…>» [11, с. 151]. Государство создаёт иллюзию свободы, атмосферы творчества и созидания под маской демократии и заботы о личности, на самом деле образуя интеллектуальный вакуум, интериоризирующий консюмеризм, установку на развлечения и гедонизм, псевдоценности, моральный релятивизмо, эстетизирующий насилие, массовую продукцию киноиндустрии и современного искусства. И мощнейшим средством в осуществлении этих процессов является массмедиа: речь идет «о втором смысле реальности массмедиа, а именно, о смысле того, что для неё или благодаря ей для других выглядит как реальность». Современный человек живёт в эпоху, когда ему в своём творчестве, интеллектуальной деятельности и даже в повседневности приходится оперировать уже существующими и кем-то до нас созданными материалами - во время, по выражению Р. Барта, «смерти Автора» [1], которую более широко можно назвать «смертью Творца». «Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов <…>, но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. Писатель <…> может лишь вечно подражать тому, что написано прежде и само писалось не впервые; в его власти только смешивать их друг с другом, не опираясь всецело ни на один из них» [1, c. 387-388]. Индивид думает и творит в искусственно заданных рамках, его физические и мыслительные возможности чаще всего ограничены обычаями, менталитетом, шаблонами поведения, стереотипами, предрассудками, социокультурными условиями, формирование которых во многом находится во власти массмедиа. «Именно в силу ориентированности на предпочтения символически генерализированные медиа подходят для того, чтобы функционировать ещё и как медиа управления. Они выполняют свою управляющую функцию, фиксируя предпочтения и одновременно делая переменными кондиционирования» [2, с. 206]. И если прежде социокультурные, географические, климатические условия вели к разным путям ведения хозяйства, выращиванию местных культур, к уникальным обычаям, разнообразию в одежде и быте, то сегодня курс на интенсивную кросс-культурную диффузию и унификацию национального разнообразия к единым нормам и правилам приводи к примерно равным темпам и особенностям развития. Этот процесс «культурализации власти» [4, с. 105] едва ли можно назвать естественным; он навязан извне трансатлантическими корпорациями, действующими по законам глобального рынка и капиталистической этики, в интересах которых создание стандартизированного потребителя с интеллектом ниже среднего не способного к критическому анализу действительности, осознанному выбору, интеллектуальному творчеству.Современную эпоху можно охарактеризовать как время изменяющихся норм и ценностей, многообразия взглядов, каналов коммуникации и форм познания. Автор согласен с Э. Гидденсом в том, что общество, подверженное подобным социокультурным сдвигам, находится в состоянии неопределённости и риска, и ситуация постоянно открытого выбора предстаёт кризисной для индивида. Этот процесс требует глубокого философского анализа трансформаций, происходящих в социокультурном пространстве, и того, как они влияют на индивида. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда самость человека перестаёт быть самодостаточной, и он ищет подтверждение собственной витальности во внешнем мире, лишаясь экзистенциальности и выстраивая неэффективно функционирующие искусственные связи с обществом. В свете поставленных задач, автором была предпринята попытка выявления и определения механизмов социальных коммуникации и адаптации, а также комплексное рассмотрение их как факторов, формирующих социальную реальность личности в обществе риска. Социально-философский анализ рассматриваемой проблематики позволил автору проследить за данными социальными трансформациями и определить характер их влияния на личность, её сознание и механизмы идентификации и репрезентации в обществе.
×

Об авторах

А С ГУБАНОВА

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: gubanovanna@gmail.com

Список литературы

  1. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогрес, 1989. - С. 384-391.
  2. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Альманах THESIS. - 1994. - № 5. - С. 107-135.
  3. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 70-100.
  4. Козлова Н.Н. Витальность как социально-философская проблема // Общественные наука и современность. - 1999. - №2. - С. 95-106.
  5. Лем С. Солярис. - М.: АСТ, 2011. - 300 с.
  6. Луман Н. Медиа коммуникации. Пер. с нем. А. Глубов, О. Никифоров. - М.: Логос, 2005. - 280 с.
  7. Луман Н. Реальность массмедиа. Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
  8. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: в 2-х тт. Т. 1 / Под общ. редакцией В.В. Соколова. - М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1957. - С. 359-618.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. Г. Швейник. - М.: АСТ, 2015. - 288 с.
  10. Фромм Э. Душа человека. Пер. с нем. В. Закса. - М.: АСТ:Астрель, 2011. - 251с.
  11. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М. Кузнецова. - М.: Медиум, 1997. - 312 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ГУБАНОВА А.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.