Theatre-studio” as special institutional process (case study of “Gran” in Novo-kuibyshevsk)



Cite item

Full Text

Abstract

City is the center of various practices. Some of them are designed for symbolic exploration of urban space. Theater «Gran» in Novokuibyshevsk has performed such a role.

Full Text

Город это не только простая сумма жителей или зданий, которые расположены в некоем пространстве. Одной из значимых характеристик города является сумма практик, которые помогают осваиваться горожанам в пространстве и времени, приспосабливаться друг к другу, к требованиям власти или экономики. Известный французский социолог и философ Анри Лефевр насчитывает три типа пространства практик: «1) пространственные практики (они создают повседневность, ибо именно за их счёт воспроизводятся общественные отношения), 2) репрезентации пространства (упорядочивающие пространство виды знания, репрезентаций и дискурсов) и 3) пространства репрезентации (или репрезентационные пространства)»1. Первый тип тогда оказывается зоной рутинных практик жителей города, охватывающей всех и вся, второй - зоной управленцев и технократов, которые определяют «стратегии» развития города, а третий вмещает в себя деятельность учёных, философов, художников и вообще всех тех, кто хочет как-то объяснить и, главное, символически освоить пространство. В Новокуйбышевске третий вид практик был представлен в деятельности авторского театра Эльвиры Анатольевны Дульщиковой, прошедшего достаточно длительное становление. Каждый этап этого пути сегодня можно охарактеризовать как с поэтико-творческого ракурса, так и с формального. Это интересно и важно не только с точки зрения постижения режиссерской индивидуальности, но и с осознания определённой типичности бытования различных форм любительского театра в последнее тридцатилетие XX столетия. Приехав в Новокуйбышевск в 1970 г., Э. А. Дульщикова возглавила драматический коллектив, который, по сути, являлся драмкружком в местном Дворце культуры. Семидесятые годы ХХ века были отмечены особой любовью к драматическому театру, и подобные самодеятельные коллективы весьма часто возникали в культурных учреждениях малых российских городов. Быстрая смена художественных руководителей, непостоянство любительского актёрского состава, недостаточность выделяемых материальных средств на постановки - их отличительная особенность. Актриса театра-студии «Грань» А. Смирнова-Юнина вспоминает: «Осень, Дворец культуры, первый этаж, кабинет под названием «Детский сектор», идёт прослушивание ребят, которых новый режиссер, возможно, возьмёт в свою работу… В коридоре стайка ребят обсуждает появление очередного руководителя детского театрального коллектива, спорят о вероятности настоящей творческой работы. Я помню, что одна девчонка доказывала, что в нашем городе никогда не будет настоящего спектакля, не будет театра, что это всё слова взрослых людей…»2. О том же пишет Н. Антипина, прошедшая с «Гранью» весь путь её формирования и развития: «До Дульщиковой здесь были художественная самодеятельность и драмкружок. Только когда пришла Эльвира Анатольевна, у нас появился, родился театр не только в городе, но и в нас, для нас»3. Спустя годы очевидно, что первый этап формирования будущего театра хронологически растянулся на три года: 1970-1973. В это время Дульщиковой были поставлены спектакли «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Дипломат» С. Алешина, «Девочка и апрель» Т. Ян, причём два из них - «Двадцать лет спустя» и «Дипломат» - являлись дипломными постановками режиссёра, заканчивающего в 1972 г. Московский институт культуры. Со всеми тремя работами коллектив участвовал в фестивале «Куйбышевская театральная весна», два спектакля - «Дипломат» и «Девочка и апрель» - получили дипломы Лауреата фестиваля соответственно в 1972 и 1973 гг. Для драматического коллектива под руководством Э.А. Дульщиковой 1973 г. стал рубежным Театру присвоили звание «Народного» и начался следующий этап в творчестве режиссёра. Он совпал со своеобразным расцветом любительского театрального движения в отечественной культуре. В семидесятые годы в стране работало свыше двух тысяч Народных театров4. Известно, что звание «Народный театр» присваивалось в отечественной культуре в конце 1960-х - 1980-х гг. любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей. В Большой советской энциклопедии статусу «Народный театр» посвящена отдельная статья, в которой театровед И.К. Сидорина констатирует, что в советское время он соответствовал «высшей форме театральной художественной самодеятельности, её новой и более высокой ступени развития»5. Главными отличительными особенностями Народного театра И. К. Сидорина считает, во-первых, творческую зрелость драматического или музыкального любительского коллектива, во-вторых, постоянную, обладающую профессиональными навыками труппу, в-третьих, полноценный в идейном и художественном отношении репертуар. Один из важных критериев получения звания - «необходимые условия для подготовки спектаклей, выступлений и учебно-педагогической работы»6. В статье определена и роль Народного театра в отечественной культуре советского времени. В небольших поселениях - сёлах, рабочих посёлках, районных центрах, городах, где нет профессионального театра, - Народный театр должен знакомить зрителей с театральным искусством, развивать их художественный вкус, обогащать культурную жизнь. Кроме того, «деятельность Народного театра способствует расширению культурного кругозора их участников, воспитанию эстетического вкуса, повышению исполнительского мастерства»7. Народный театр под руководством Э.А. Дульщиковой в целом соответствовал всем критериям, оговорённым в статье. Уже на этом этапе режиссёром была сформирована преданная театру труппа, спектакли ставились на большой сцене Дворца культуры, практически всегда им сопутствовал зрительский успех, они активно освещались в городской и областной прессе. Но главное, что, начиная с первых дней своего существования, Народный театр имел свои особенности, которые повлияли на структуру труппы и, в конечном итоге, на выбор репертуара и творческое воплощение задуманного режиссёром. Театральный коллектив состоял, с одной стороны, из двух полноценных самостоятельных и в то же время объединённых воедино одним художественным руководителем и режиссёром-постановщиком трупп: взрослой и детско-юношеской. Это соответствовало творческому кредо Э. А. Дульщиковой: ежегодно она ставила спектакли, рассчитанные как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Вторая немаловажная особенность, касающаяся функционирования театра в малом моногороде, каким и являлся Новокуйбышевск, - контакт со зрительской аудиторией. Он начал налаживаться с самого основания театра как самим режиссёром, так и его актёрами. Путь воспитания своего зрителя не прекращался на протяжении всех лет существования «Грани». Не секрет, что на первых шагах, в качестве основного зрителя выступали родственники, друзья, знакомые актёров. Затем к ним прибавились школьники и, наконец, в театр поверили заинтересованные любители-театралы. Завоевать зрителя было трудно - всего в нескольких километрах уже давно сложившаяся театральная среда Самары с известными в Поволжье и России театрами: Драматическим, Оперы и балета, Кукольным, Театром юного зрителя. Однако желание моногорода иметь свой театр, а, главное, целеустремлённость, талантливость и полная профессиональная самоотдача художественного руководителя коллектива сделали своё дело. Постепенно у театра-студии «Грань» сложилась «своя» большая зрительская аудитория, отслеживающая не только событийные, премьерные показы, но и репертуар в целом и привлекающая к знакомству с театром всё новых и новых зрителей. Таким образом, деятельность театра «Грань» предстала как особый вид практики, которая была направлена на формирование интереса населения Новокуйбышевска к искусству, к которому оно не могло прикоснуться в своей повседневности. Театр «Грань» и его руководитель Э.А. Дульщикова оказались отдушиной для многих тех, кто стремился расширить свои культурные горизонты.
×

About the authors

D S Bokuradze

Email: bokuradze@gmail.com

N Y Lysova

References

  1. Цит. по: Трубина Е. Видимое и невидимое в повседневности городов // Визуальная антропология: городские карты памяти. - М., 2009. - С. 32.
  2. Лысова Н.Ю. Театр как мир Эльвиры Дульщиковой. - Новокуйбышевск, 2012. - С. 15.
  3. Игнашов А. Эльвира Дульщикова. Её авторский театр // Самарские судьбы. - Самара, 2014. - № 2. - С. 67.
  4. Сидорина И.К. Народный театр // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия,. 1969-1978. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112485/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4% D0%BD%D1%8B%D0%B9 (Дата обращения: 11.10.2015).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Bokuradze D.S., Lysova N.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies