Роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель – провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания по В.В. Бойко среди медицинских работников и определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19.

Материал и методы. В исследовании приняли участие медицинские работники COVID-госпиталей (n=201); медицинские работники амбулаторно-поликлинической службы (n=186); медицинские работники многопрофильных стационаров (n=195); группа контроля (n=190). В качестве методов исследования применялись анкетный опрос, позволяющий оценить отношение медицинских работников к ситуации в период пандемии COVID-19; опросник В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

Результаты. Выявлен высокий уровень эмоционального выгорания в общей выборке медицинских работников по сравнению с группой контроля. Наиболее выраженные фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистентность, истощение обнаруживаются у медицинских работников COVID-госпиталей по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров и медицинскими работниками амбулаторно-поликлинической службы. К профессиональным факторам формирования эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19 относятся высокая рабочая нагрузка, вводимые ограничительные меры, страх перед болезнью, отсутствие и нехватка СИЗов, угроза и риск заражения новой коронавирусной инфекцией, длительный период изоляции, финансовая нестабильность, недостаточность (на первом этапе) накопленных знаний о новом малоизученном заболевании, ощущение дискриминации и / или стигматизации.

Полный текст

Введение

Среди профессионально обусловленных психических феноменов особое место отводится синдрому эмоционального выгорания [1–4]. К. Маслач определяет выгорание как разновидность рабочего стресса. «Выгорание, –пишет она, – в большей мере продукт плохих ситуаций, чем плохих людей» [5]. В то же время эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6, 7].

Пандемия коронавирусного заболевания оказала серьезное психологическое давление на медицинских работников (МР), перестроила обычный распорядок их повседневной жизни и работы. Согласно отечественным и международным данным, высокий уровень нагрузки и угрозы заражения значительно повышают риск профессионального выгорания и эмоциональной дезадаптации [8, 9]. Повышенная нервно-эмоциональная нагрузка сопряжена с риском соматических и психических расстройств [10–13].

Исследования показывают, что МР испытывают значительный стресс во время крупномасштабных вспышек, а также хронический стресс после них [14–16]. Такой вспышкой был, например, тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) в Торонто [17].

Выгорание среди врачей приводит к повышенному риску врачебной ошибки, ухудшению прогноза лечения, желанию сократить число часов работы вплоть до ухода из профессии [18]. При этом важно подчеркнуть, что уровень профессионального выгорания у МР был самым высоким среди специалистов помогающих профессий и до пандемии [19, 20]. Деятельность врача напрямую связана с вопросами жизни и смерти, определяющими высокую степень ответственности за другого человека. Недаром девизом врачей Средневековья было выражение «Светя другим, сгораю сам» [21, 22].

Цель исследования

Провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания и определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников.

Материал и методы

Исследование выполнено на кафедре профессиональных болезней и клинической фармакологии им. з.д.н. проф. В.В. Косарева Самарского государственного медицинского университета и отделения профпатологии Областного центра профпатологии Самарской медико-санитарной части №5 Кировского района. Согласно поставленной цели и задачам, в качестве объектов исследования были выбраны следующие группы.

Группа 1 – медицинские работники COVID-госпиталей (работающие в «красной зоне»). Выборку составил 201 человек в возрасте от 25 до 64 лет.

Группа 2 – медицинские работники амбулаторно-поликлинической службы, оказывающие медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и COVID-19. Выборку составили 186 человек в возрасте от 25 до 64 лет.

Группа 3 – медицинские работники стационаров, оказывающие медицинскую помощь по своему основному профилю и периодически выявляющие пациентов с заболеванием COVID-19. Выборку составили 195 человек в возрасте от 25 до 64 лет.

Группа 4 – группа контроля (190 человек в возрасте от 25 до 64 лет). В контрольную группу вошли работники инженерно-технических и экономических специальностей, не связанных по профилю деятельности с работой в медицинских организациях (здоровые).

Участники исследования были проинформированы о целях и задачах исследования и подписали информированное согласие.

В качестве методов исследования применялись опросник В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», представляющий собой анкету из 84 вопросов; анкетный опрос, позволяющий оценить отношение медицинских работников к ситуации, связанной с пандемией COVID-19.

Результаты и их обсуждение

После обработки результатов анкетирования медицинских работников (МР) нами были проведены оценка и анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания (таблица 1).

 

Таблица 1 / Table 1

Формирование фаз эмоционального выгорания в исследуемых группах медицинских работников

Phases of emotional burnout in the studied groups of medical workers

 

1 группа

2 группа

3 группа

Группа контроля

panova

p1-2

p1-3

p2-3

Общий балл фазы напряжения

50,24±0,96 p1-4≤0,001

43,49±1,11 p2-4≤0,001

39,47±0,98 p3-4≤0,001

31,58±0,88

≤0,001

≤0,001

≤0,001

0,041

Общий балл фазы резистентности

52,89±0,81 p1-4≤0,001

47,65±0,90 p2-4≤0,001

44,05±1,03 p3-4≤0,001

37,71±0,76

≤0,001

≤0,001

≤0,001

0,051

Общий балл фазы истощения

47,92±0,95 p1-4≤0,001

44,24±1,21 p2-4≤0,001

38,31±1,01 p3-4=0,005

34,44±1,04

≤0,001

0,098

<0,001

<0,001

 

При анализе общего балла фазы напряжения определяется его достоверное увеличение в группе МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») (p1-4≤0,001), МР многопрофильных стационаров (p3-4≤0,001) и МР амбулаторно-поликлинической службы (p2-4≤0,001) по сравнению с контрольной группой. В то же время выявлено, что общий балл фазы напряжения достоверно повышен у МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») по сравнению с МР многопрофильных стационаров (p1-3≤0,001) и МР амбулаторно-поликлинической службы (p1-2≤0,001). Это может быть связано с тем, что высокий уровень нагрузки и угроза заражения COVID-19 значительно повышают балл фазы напряжения у МР во время пандемии. В то же время общий балл фазы напряжения у МР многопрофильных стационаров достоверно ниже по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинической службы (p2-3=0,041). Это можно объяснить тем, что поликлиники оказались не готовы и недостаточно хорошо оснащены для того, чтобы столкнуться с новой коронавирусной инфекцией (нехватка персонала, нехватка средств индивидуальной защиты (СИЗ), отсутствие возможности быстрого тестирования при появлении симптомов COVID-19 и другие).

При анализе общего балла фазы резистентности определяется его достоверное увеличение в группе МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») (p1-4≤0,001), МР многопрофильных стационаров (p3-4≤0,001) и МР амбулаторно-поликлинической службы (p2-4≤0,001) по сравнению с контрольной группой. В то же время выявлено, что общий балл фазы резистентности достоверно повышен у МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») по сравнению с МР многопрофильных стационаров (p1-3≤0,001) и МР амбулаторно-поликлинической службы (p1-2≤0,001). Противодействие усиливающемуся стрессу начинается с момента возникновения тревожного напряжения. Человек сознательно или неосознанно устремляется к психологическому комфорту, к уменьшению давления внешних ситуаций с помощью имеющихся у него средств. Одновременно не было выявлено достоверных различий при сравнении группы МР многопрофильных стационаров и медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы (p2-3=0,051).

При оценке общего балла фазы истощения определяется его достоверное увеличение в группе МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») (p1-4≤0,001); МР многопрофильных стационаров (p3-4=0,005); МР амбулаторно-поликлинической службы (p2-4≤0,001) по сравнению с контрольной группой. При этом общий балл фазы истощения достоверно повышен у МР COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») по сравнению с МР многопрофильных стационаров (p1-3<0,001), но не было выявлено достоверных различий по сравнению с МР амбулаторно-поликлинической службы (p1-2=0,098). Это можно объяснить тем, что МР в период эпидемии COVID-19 испытывают огромную физическую нагрузку, длительную усталость, высокий риск заражения. Они постоянно сталкиваются с тревогой и другими негативными эмоциями со стороны пациентов и в ряде случаев со стороны членов их семей. Одновременно общий балл фазы истощения у МР многопрофильных стационаров достоверно снижен по сравнению с МР амбулаторно-поликлинической службы (p2-3≤0,001). Результаты нашего исследования совпадают с результатами исследования, которое было проведено с целью оценки распространенности эмоционального выгорания в области здравоохранения у специалистов, работающих в больницах Северной Италии. Анализ результатов опроса показал, что существуют умеренные и тяжелые уровни эмоционального выгорания более чем у 60% участников выборки (Guisti, 2020).

После обработки результатов анкетирования медицинских работников COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне»); медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы, оказывающих медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и COVID-19, и медицинских работников стационаров, оказывающих медицинскую помощь по своему основному профилю и периодически выявляющих пациентов с заболеванием COVID-19, нами проведены оценка и анализ полученных данных (таблица 2).

 

Таблица 2 / Table 2

Результаты анкетных данных в исследуемых группах

The results of analysis of survey data in the studied groups

Вопрос анкеты

Положительный ответ МР

COVID-госпиталь

Поликлиника

Стационар

Вы сталкивались с нехваткой медикаментов в период пандемии COVID-19?

143 (71,1%)

111 (59,68%)

145 (74,36%)

Вы сталкивались с нехваткой СИЗов в период пандемии COVID-19?

124 (61,7%)

139 (74,73%)

139 (71,28%)

Вы сталкивались с нехваткой мест в COVID-госпитале?

154 (76,6%)

56 (30,11%)

63 (32,31%)

Вы беспокоитесь о передаче от Вас COVID-19 близким людям?

179 (89,1%)

159 (85,48%)

148 (75,90%)

Вы предпринимали меры самоизоляции от семьи и пожилых родственников?

180 (89,6%)

144 (77,42%)

139 (71,28%)

Вы соблюдаете масочный режим вне работы?

72 (35,8%)

65 (34,94%)

67 (34,36%)

Ваши друзья и родственники когда-либо избегали встречи с Вами в период пандемии COVID-19, зная, что Вы медицинский работник?

52 (25,9%)

41 (22,04%)

44 (22,56%)

Вам хватает знаний для оказания качественной медицинской помощи для лечения больных с новой коронавирусной инфекцией?

161 (80,1%)

143 (76,88%)

169 (86,66%)

Желаете ли Вы большей помощи (включая надлежащее обучение по заболеванию COVID-19), чтобы чувствовать себя уверенно в борьбе с новой инфекцией?

180 (89,6%)

165 (88,71%)

174 (89,23%)

Вы имеете проблемы со сном?

54 (26,9%)

38 (20,43%)

22 (11,28%)

Вы принимаете снотворные и / или успокаивающие препараты?

37 (18,4%)

27 (14,52%)

14 (7,17%)

Употребляете ли Вы в 2020 году больше алкоголя по сравнению с 2019?

48 (23,9%)

31 (16,67%)

27 (13,84%)

 

Выводы

При исследовании фаз эмоционального выгорания выявлено, что все исследуемые группы МР имеют, по данным теста В.В. Бойко, повышенные баллы выгорания. При этом у медицинских работников COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») достоверно более высокие баллы фазы напряжения, фазы резистентности по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров и медицинскими работниками амбулаторно-поликлинической службы. Таким образом, лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией является фактором, влияющим на психологическое здоровье и профессиональное выгорание медицинских работников во время пандемии COVID-19. Общий балл фазы истощения достоверно повышен у медицинских работников COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров, но не было выявлено достоверных различий по сравнению с медицинскими работниками амбулаторно-поликлинической службы. По нашему мнению, это объясняется тем, что медицинские работники амбулаторно-поликлинической службы в период эпидемии COVID-19 имеют повышенную рабочую нагрузку и постоянный контакт с пациентами с неверифицированными диагнозами.

На эмоциональное выгорание МР может оказывать негативное влияние множество факторов: смертность, сложные этические ситуации, ведение многочисленной документации, эмоциональные и физические нагрузки и другие. В период распространения COVID-19 к этому длинному списку добавилось следующее: ограниченный доступ к средствам индивидуальной защиты; нехватка мест в COVID-госпитале; недостаток информации; риск заболеть самому и / или заразить свою семью; неуверенность в том, что организация поддержит / позаботится о личных и семейных потребностях в случае заражения. Медицинские работники также сообщили о наличии чувства стигматизации. Некоторые специалисты отмечали, что члены семей и друзья избегали их, опасаясь заразиться вирусом. Перечисленное способствует тому, что медицинские работники чувствуют себя изолированными, и это негативно сказывается на их психическом здоровье.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

×

Об авторах

Ольга Викторовна Сазонова

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: o.v.sazonova@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4130-492X

д-р мед. наук, доцент, заведующая кафедрой гигиены питания с курсом гигиены детей и подростков

Россия, Самара

Михаил Юрьевич Гаврюшин

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: m.yu.gavryushin@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0897-7700

канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены питания с курсом гигиены детей и подростков

Россия, Самара

Наталия Юрьевна Кувшинова

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: n.yu.kuvshinova@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0780-7336

канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики

Россия, Самара

Наталья А. Острякова

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: kosm-90@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5459-691X

ординатор кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии им. з.д.н. РФ профессора В.В. Косарева

Россия, Самара

Сергей Анатольевич Бабанов

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.babanov@samsmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1667-737X

д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональных болезней и клинической фармакологии им. з.д.н. РФ профессора В.В. Косарева

Россия, Самара

Список литературы

  1. Formanyuk TV. Syndrome of emotional burnout as an indicator of professional maladjustment of a teacher. Questions of psychology. 1994;6:57-63. (In Russ.). [Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии. 1994;6:57-63].
  2. Boyko VV. Burnout syndrome in professional communication. SPb., 2015. (In Russ.). [Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 2015].
  3. Ronginskaya TI. Burnout syndrome in social professions. Psychological journal. 2002;23(3):85-95. (In Russ.). [Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. Психологический журнал. 2002;23(3):85-95].
  4. Vodopyanova NE, Starchenkova ES. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. SPb, 2016. (In Russ.). [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2016].
  5. Maslach C. Burned-out. Human Behavior. 1976;5(9):16-22.
  6. Babanov SA. Burnout syndrome. Emergency doctor. 2012;10:59-65. (In Russ.). [Бабанов С.А. Синдром эмоционального выгорания. Врач скорой помощи. 2012;10:59-65].
  7. Mikov DR, Kulesh AM, Muravyev SV, et al. Features of the syndrome of emotional burnout in medical workers of a multidisciplinary hospital. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2018;1:88-97. (In Russ.). [Миков Д.Р., Кулеш А.М., Муравьев С.В., и др. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018;1:88-97].
  8. Suroegina AYu, Mikita OYu, Roy AP, Rachmanina AA. Burnout, symptoms of emotional distress and distress among healthcare workers during the COVID-19 epidemic. Counseling psychology and psychotherapy. 2020;28(2):8-45. (In Russ.). [Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28(2):8-45]. doi: 10.17759/ cpp.2020280202
  9. Kisely S, Warren N, McMahon L, et al. Occurrence, prevention, and management of the psychological effects of emerging virus outbreaks on healthcare workers: rapid review and meta-analysis. BMJ. 2020;5;369:m1642. PMID: 32371466 doi: 10.1136/bmj.m1642
  10. Pryazhnikov NS. Ozhegova EG. Emotional burnout and personal deformations in psychological and pedagogical activity. Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. 2014;4:33-43. (In Russ.). [Пряжников Н.С., Ожегова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014;4:33-43].
  11. Grevtsova EA. Teacher's work: socio-medical and psychological-pedagogical aspects. Ryazan, 2010. (In Russ.). [Гревцова Е.А. Труд учителя: социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты. Рязань, 2010].
  12. Schonfeld IS, Bianchi R. Burnout and depression: Two entities or one? J Clin Psychol. 2016;72(1):22-37.
  13. Ravalier JM, Walsh J. Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine. 2018;68(2):129-134. PMID: 29471468 doi: 10.1093/occmed/kqy017
  14. Shanafelt T, Ripp J, Trockel M. Understanding and addressing sources of anxiety among health care professionals during the COVID-19 pandemic. JAMA. 2020;323(21):2133-2134. doi: 10.1001/jama.2020.5893
  15. Shah K. Focus on mental health during the coronavirus (COVID-19) pandemic: applying learnings from the past outbreaks. Cureus. 2020;12:e7405. doi: 10.7759/cureus.7405
  16. Lee SM, Kang WS, Cho AR, et al. Psychological impact of the 2015 MERS outbreak on hospital workers and quarantined hemodialysis patients. Compr Psychiatry. 2018;87:123-127.
  17. Maunder R, Lancee W, Rourke S, et al. Factors associated with the psychological impact of severe acute respiratory syndrome on nurses and other hospital workers in Toronto. Psychosom Med. 2004;66:938-942. doi: 10.1097/01.psy.0000145673.84698.18
  18. Han S, Shanafelt TD, Sinsky CA, et al. Estimating the attribu-table cost of physician burnout in the United States. Annals of Internal Medicine. 2019;170(11):784-790. doi: 10.7326/M18-1422
  19. Govorin NV, Bodagova EA. Mental health and quality of life of doctors. Tomsk, Chita, 2013. (In Russ.). [Говорин Н.В., Бодагова Е.А. Психическое здоровье и качество жизни врачей. Томск, Чита; 2013].
  20. Matyushkina EYa, Mikita OYu, Kholmogorova AB. Burnout rate for resident physicians undergoing internship in an emergency hospital: evidence prior to the pandemic situation. Counseling psychology and psychotherapy. 2020;28(2):46-69. (In Russ.). [Матюшкина Е.Я., Микита О.Ю., Холмогорова А.Б. Уровень профессионального выгорания врачей-ординаторов, проходящих стажировку в скоропомощном стационаре: данные до ситуации пандемии. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28(2):46-69]. doi: 10.17759/cpp.2020280203
  21. Babanov SA. Profession and stress: emotional burnout syndrome. Energy: economics, technology, ecology. 2010;10:74-79. (In Russ.). [Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания. Энергия: экономика, техника, экология. 2010;10:74-79].
  22. Ostryakova NA, Babanov SA. Predicting factors affecting mental health and burnout of health care workers during the novel coronavirus pandemic. Samara, 2020:10. (In Russ.). [Острякова Н.А., Бабанов С.А. Прогнозирование факторов, влияющих на психическое здоровье и эмоциональное выгорание медицинских работников во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Самара, 2020:10].
  23. Boyko VV. Methodology for diagnosing the level of emotional burnout. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Ed. D.Ya. Raigorodsky. Samara, 1998. (In Russ.). [Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю., Кувшинова Н.Ю., Острякова Н.А., Бабанов С.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах