ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО БАЗИСА ФИННО-УГОРСКОЙ И ТЮРКСКОЙ ЭТНОМЕДИЦИНЫ В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВЕЩЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Задачей исследования является выделение и системное представление общих научно-методологических оснований, потенциала и степени социальной востребованности практического опыта этномедицины в современности в развитии региональных традиций и духовной культуры; демонстрация общей значимости проблемы метода медицинского познания в исторически сложившейся структуре традиционной медицины Поволжья. Показана мировоззренческая и методологическая важность развития теоретической базы соединительнотканной медицины как платформы системной интеграции аллопатического, альтернативного, интегративного лечения в XXI в. в информационной парадигме.

Полный текст

Терапевтический потенциал мировоззрения [3] имеет отношение к таким его параметрам, как инструментальность и эффективность в процессах индивидуальной и групu и и и и повой самоорганизации социума. Изменения в восприятии научных знаний, описанные в синергетике в конце прошлого столетия [18, с. 11], коснулись широкого круга вопросов: отношения естественного и социального, особенностей объекта и субъекта познания и деятельности, отношений религии и науки [19; 20, с. 276]. Эти процессы актуальны и в отношении медицины, сформировавшейся в виде разнообразия традиционных и нетрадиционных, научных и вненаучных направлений, противоположных по своим теоретикометодологическим представлениям, формам и методам деятельности, многие из которых демонстрируют свою практическую эффективность в настоящем. В настоящем исследовании когнитивнометодологического потенциала медицины как совокупности различных направлений с позиции практической эффективности её метода, то есть степени влияния на реальность, теоретическое значение имеет исследование процессов воздействия различных проявлений идеального, то есть мировоззрения, теории, идеологии и «веры» на человеческую индивидуальность, её эмоциональные аффекты. Они эмпирически выявляются и используются медициной. Первые системные описания традиций народной медицины финно-угорских и тюркских народов, их мировоззренческой базы как основания терапевтического воздействия и профилактики, причинности болезней и путей передачи врачевания оформились в 2000-х гг. [6, 9-12] как опытная база, этнокультурный архив исследований проблемы метода в медицинском познании вообще. Традиционная медицина исторически происходит из народной медицины. Она появляется вместе с письменностью в центрах мировой цивилизации. Главным её отличием от народной медицины является, во-первых, закрепление большего объёма информации и, во-вторых, превращение врачевания в профессию. На традиционную медицину постоянно влияла религия, делая её своим естественным продолжением с чёткой структурой системы профилактики, диагностики и лечения, терминологии и научным подходом. Народная медицина, как традиционная для какого-либо из этносов, представляет собой совокупность средств и методов лечения различных заболеваний, применяемых в быту лицами без медицинского образования. За многовековой период своего развития она аккумулировала огромный эмпирический материал, который нуждается в теоретическом осмыслении. Народная медицина берет своё начало в первобытном обществе и сочетает в себе рациональное, иррациональное и религиозное знание. Её особенностью становится работа не с болезнью, а с её симптомами. Все средства применяются только в сочетании с вербальным (словесным) воздействием, усиливающим целебный эффект. Характер формирования методов и задач здесь проявляется в таких чертах, как: а) важность мировоззрения; б) выраженность идеологичности методологической базы, в которой доминирует не стремление к адекватному отражению мира, а проявление традиционализма; в) требование веры как условия достижения лечебных целей; г) использование мероприятий по укреплению веры; д) использование приёмов вербального и невербального воздействия; е) авторитарность воздействия [15, с. 123]. Как показывает мировая практика, в XX в. концепция народной медицины популяризована среди медиков и антропологов, которые эффективно использовали её термины в описании средств оздоровления без участия профессионалов. Термины употреблялись и для описания оздоровительных практик аборигенов в различных частях мира с акцентом на их натуралистические знания как базисные для отдельных фармакологических практик. Это бросило вызов системе отношения науки и религии, сложившейся на Западе. Медики стремились научно обосновать медицинское направление для определения культурных рамок медицины биологической. Поэтому в первой половине ХХ в. антропологами обсуждалась концепция «народной медицины» при дифференциации магических практик, медицины и религии и при исследовании роли целительства. Народную медицину они воспринимали как специфическую культурную особенность отдельных сообществ, отличную от правил биомедицины. Медицинские системы без синкретических особенностей европейской народной медицины названы примитивной медициной. Системы с задокументированными методами (традиционная тибетская, китайская медицина и аюрведическая) названы систематическими. Сравнительное изучение систем медицинской помощи известно под названием «этномедицина». Согласно данной концепции, медицинские системы суть специфический продукт культурной истории каждой этнической группы. Научная медицина и её базис, таким образом, представляют собой одну из множества медицинских систем. На этом основании она может рассматриваться как форма культуры и как самостоятельный объект исследования. Такая позиция, базирующаяся на присущем культурной антропологии культурном релятивизме, вела к обсуждению следующих фундаментальных вопросов: сравнительное влияние гено- и фенотипических факторов по отношению к личности и определённым формам психосоматической патологии; влияние культуры на общеизвестные представления о норме и патологии; сравнительное изучение степени общности медицины категорий применительно к культурам; идентификация и описание болезней в отдельных этнокультурах, не описанных клинической медициной. ISSN 2072-2354 34 Аспирантский вестник Поволжья № 3-4 / 2018 Социальные практики, связанные со здоровьем и болезнью, оказанием медицинской помощи, уходом, и их культурная представленность в медицинской антропологии, углубленно осмысливаются с конца XX в. Здесь выработан универсальный подход с разными локальными формами осуществления процедур, представление о том, что научно-методологические основания народной и нетрадиционной медицины основываются на концепции понимания мира А. Эйнштейна, согласно которой материя взаимосвязана с полями и энергиями: электромагнитными, гравитационными, квантовыми. Человек здесь понимается как единство материи и энергий, гармоничные связи которых обусловливает здоровье, а нарушение их вызывает болезнь. В таком единстве он рассматривается не изолированно, как отдельный материальный объект (как в классической медицине), а во взаимосвязи с природой и космосом. Научная и философская основы народной и нетрадиционной медицины обращены к подобной интерпретации и естественно-научным концепциям, её подтверждающим [3, с. 126]. Такое понимание человека существует в рамках конкретных школ народной и нетрадиционной медицины, играя методологическую роль одного из базовых направлений развивающейся практической медицины, которое находит своё научное объяснение в современных синергетических представлениях [7, с. 60, 215] и теории информации. В период перехода к информационному обществу распространяются иррациональные концепции человека, холистское понимание [13, с. 43] его природы и мира. Объединение пантеистических представлений о человеке в древних восточных подходах (философских, психологических) и знаний западной науки порождает модель человека в трансперсональной психологии, где человек и его существование мыслятся как «поток», переходная фаза в эволюции нервной системы. В настоящем этот подход исключает одностороннее рациональное понимание человека, предполагая вклад религии, искусства, культуры и философии в его целостное постижение. Предложенная на этой основе С.И. Некрасовым синергетическая модель человека в философии начала XXI в. [8] характеризует человека с междисциплинарных позиций как «самоорганизующуюся суперсистему», сущность которой представляет взаимосвязь изменяющихся её космологической, биологической, социальной, духовно-нравственной и экологической составляющих. Настоящая модель носит инструментально-практический характер для развития медицинской методологии. В истории цивилизации интерес к этномедицине был всегда, поскольку именно она выполняла задачу адаптации человека к меняющимся условиям социальной среды, что позднее породило понятие этносоциальных аспектов понимания здоровья. Структура традиционной медицины и её особенности у народов различных регионов отличаются друг от друга пониманием причинности. У народов Волго-Уральского региона сложилась своя система представлений о появлении и источниках заболеваний, в которых особое место занимает душа. С её состоянием связывают физическое здоровье и все воплощения жизненных сил: имени, тени и др. Мифологические представления о взаимосвязях конкретных болезней с конкретными духами и с нарушением норм поведения положены в основу лечебных обрядов и заговоров у марийского, башкирского народа, у татар и чувашей. В мировоззрении этих этносов исторически укоренились представления о том, что действия злых духов либо опосредованы, либо непосредственны. Онтологические представления о болезни в этнографии и фольклорных традициях считаются изначальной формой взаимодействия медицины и философии. Описано лечение патологий посредством ритуально-мистических способов, распространившихся и сохранившихся среди населения европейской части России и Сибири. До начала XX столетия они использовались наиболее активно и массово, а в крестьянской среде России доминировали даже над христианскими представлениями о болезни [15, с. 34], укоренившись среди великорусского населения европейской части России [15, с. 35]. Варианты врачебных обрядов передавались по наследству, разделяясь на профилактические и лечебные; суть их явления - также обращение к духам и стихиям. Сегодня они являются ярким образцом народного творчества. Так, мордва и коми причины болезни видят в непочтении предков, которые насылают болезни на последующие поколения; в несоблюдении гигиенических правил. Башкиры находят причины в нарушении питания, связывают их с природно-климатическими факторами и наследственностью. Наряду с представлеи и и и и ниями о причинах и сущности заболеваний складывалась и своя прогностика. У чувашей и других народов региона причины разделились на сверхъестественные и естественные. Истолковывать их помогает языческая и религиозная вера, опыт этноса. Только сверхъестественные причины признают татары: это активизация мифических существ в природе и организме. В существующей классификации заболеваний среди представлений коми, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир, татар, чувашей просматриваются определённые причинно-следственные связи. В способах лечения болезней с характерными внешними признаками (например, кожных) народная медицина рациональна, а в лечении внутренних (инфекционных и других) заболеваний - иррациональна: здесь применяется мистикомагический подход и характерные для него способы лечения. Когнитивным базисом каждой процедуры лечения в народной медицине становятся исторически сформированные конкретные образы мира и феномен веры. Подобная когнитивная модель осуществляет мировоззренческое разделение традиционно сложившихся методов лечения на допустимые и не допустимые в рамках конкретной школы. Вторым придаётся признак суеверия, несмотря на достаточную степень проявления и реализации их непосредственного лечебного эффекта. Отметим, что в постижении объективной истины, в частности, человекомерной медико-физиологической истины [15, с. 160], в данном случае в равной степени ценными становятся как знание, так и «элементы незнания (в том числе осмысленного отказа знания того или иного рода), способные выступать в качестве инструментов позитивного преобразования природных и общественных явлений» [15, с. 27]. В структуре традиционной медицины доклассовых обществ функционируют два её уровня: бытовой и профессиональный, представленные знахарями, шаманами, колдунами. Разделение распространяется на все финно-угорские и татарские народы, у которых передача информации происходила устно-зрительным путём по наследству и с наложением этических обязательств. Собственно, процесс подготовки лекаря включает те или иные формы актуализации соответствующих свойств личности [15, с. 91], связанные с соответствующей культурологической средой, вне которой теряют свою эффективность [15, с. 92]. Комплекс подготовки в целом отличается от обучения врача в официальной медицине. Набор традиционных лечебных средств у народов обусловлен общим состоянием материальной и духовной культуры, особенностями быта. В целом представители этномедицины знают пределы своих возможностей (они не лечат инфекционные болезни, острый период и переломы). Как это показано в исследованиях по этнической экологии, одним из ключевых принципов в этномедицине поволжских и приуральских народов стал индивидуальный подход к больному, проявившийся в требованиях к личности и практике врачевателя, в приготовлении лекарственных средств и рекомендациях по уходу [6, с. 139]. Системно-структурный анализ процессов трансформации в обществе отражает специфические черты и социальность каждого его уровня [5, с. 85]. Проекция концепции уровневости, представленная в социогуманитарном познании [21, с. 325], при распространении на социокультурные системы и преобразования в них позволяет методологически последовательно исследовать процессуальные характеристики каждого уровня для анализа конкретных социальных систем и процессов, сущности и природы собственно диагностических систем, понимание которых сформировано в общей теории познания [15] для социального анализа оснований медицины. Без понятия диагностической системы представление о процессуальности диагностики как о сложной социальной и феноменальной целостности [16, с. 26-28] остаётся незавершённым. Диагностическая система - базовая составляющая диагностического процесса в любом направлении медицины, феномен, подразумевающий «дифазное процессуальное взаимодействие, в котором первая фаза протекает „до“ и „вне“ диагноста» [16, с. 147], формируясь на фоне развития конкретного социума и его медицины как системного целого, а вторая фаза непосредственно связана с деятельностью конкретного специалиста. Свойство открытости этой целостности проистекает из особенностей природы социальных систем, включенности в них личности. Социальная реальность органично переплетается с реальностью психофизической, и потому методологическое поле для рассмотрения последней всегда социокультурно детерминировано. Культурологическая сторона этномедицины и вся сложившаяся духовная культура этноса заключается в том, что в её содержании главным методом лечебного воздействия у всех финно-угорских народов традиционно является заговор с элементами язычества и религии. Заговоры сочетаются с магическими действиями в процессе обрядов. Ритмика и рифма слов в этих действиях имеют особое значение. Они практически направлены на наступление психотерапевтического эффекта в сочетании с другими лекарственными средствами и приёмами. По этой причине отдельное внимание исследователей [15, c. 46, 91, 93-94, 123-124] уделяется познанию природы собственно целительных действий, в том числе рефлексии. Весь познавательный процесс в данном случае есть поиск медико-физиологической истины - продукта субъектно-объектных отношений. Собственно, медицинское мировоззрение - когнитивная основа медицинского познания и лечебных процедур, существующего в качестве теорий, верований и взглядов - в аспекте синергетики здесь становится связанным с понятием когнитивного действия. Медицинское мировоззрение выступает как инструмент терапевтического воздействия и «взаимодействия» [авт.], то есть становится непосредственным «средством лечения», обладающим различной эффективностью в различных направлениях медицины [18, с. 12]. В частности, в когнитивных моделях, разработанных для изучения особенностей и специфики человеческой телесности, человеческого действия, а также его природы в сложившихся медицинских школах, целесообразно применение категории информации как методологически связующей и пригодной для системного анализа. Это связано с тем, что информация суть «вероятностный конструкт, создающий когнитивный диссонанс и порождающий эмоциональные аффекты познания личности» [4, с. 351]. Научная практика использования категории интегрирующей информации просматривается в исследовании социальных феноменов как открытых систем (личности, коллективов и др. объектов), где видное место занимает концепция социального взаимодействия как информационного обмена. Межакторный обмен социальной информацией интерпретируется как базовый механизм социального взаимодействия, аналогичный другим видам взаимодействия в природе. Информация - суть явления субстанции энергии, взаимосвязанные в ходе самоорганизации и продуцирования разнообразия, свободы конструирования и творчества человека. ISSN 2072-2354 36 Аспирантский вестник Поволжья № 3-4 / 2018 Источником психотерапевтического воздействия является вербальное взаимодействие врача и больного, которое удовлетворяет экзистенциальную потребность больного в представлениях о сущности болезни, особенностях собственного организма, механизмах воздействия предлагаемых методов лечения. Взаимодействие осуществляется на уровне социометафизических представлений. В частности, утверждая, что болезнь обусловлена нарушением химизма биологических сред организма в аллопатии, «жизненного принципа» в гомеопатии и т. д., лечащий врач конструирует конкретные картины мира, выступающие когнитивными основаниями конкретных лечебных процедур. Когнитивная конструкция осуществляет идеологическую сепарацию методов в рамках конкретного направления медицины и мировоззрения. В итоге это способствует их элиминации из практики, определяя спектр практического арсенала того или иного направления медицины как сложившейся синтетической науки. Методологически категория информации снимает противоречие понятий материального и идеального в мировоззрении, в изучении природы когнитивного действия, в трактовке эволюции социоприродных феноменов. Категория объединяет естественно-научную и гуманитарную парадигмы в решении проблемы когнитивного потенциала мировоззрения, его инструментальной сущности в социальном конструировании [14]. Структура традиционной медицины и её особенности у народов различных регионов отличаются друг от друга пониманием причинности. Этническая медицина народов Поволжья и Приуралья опосредованно, через вторую сигнальную систему связана с физиологическим уровнем индивида и его биологической организацией. В ней есть общее и специфическое - это комплекс средств и методов лечения, определяемый природно-климатическими и хозяйственно-бытовыми условиями, народными традициями и отдалённостью поселений от лечебно-профилактических центров. Народная медицина отличается от традиционной арсеналом эффективных, но разрозненных рецептов без последовательной системы и научно-методической базы, а также системы обучения с едиными принципами. Опыт её востребован в современных условиях, когда этническая и научная медицина следуют по пути взаимообогащения. Анализ работ по альтернативной медицине указывает на содержание вариаций воздействия на субстратную основу организма как соединительную ткань с целью устранения болезни (но понятие «соединительная ткань» как одного из ключевых в описании человеческой целостности здесь фактически отсутствует). Разработка теоретической основы соединительнотканной медицины как платформы для системной интеграции аллопатического, альтернативного и интегративного лечения с 90-х гг. XX в. А.А. Алексеевым [1] представлена в современи и и и и ной классической медицине в качестве инновационной. Это становится шагом к глубинному пониманию сущности и причинности болезни, которые связываются с нарушением единства жизненно важного мотивационно-соединительнотканного механизма человеческой субстратности, определяющим состояние всех функциональных комплексов организма или функциональной сферы в целом. Системная интегративная медицина в современном варианте представлений о природе болезни исходит из дезорганизации многоуровневой сути человеческого сознания (структурированной из сознания, подсознания и сверхсознания как надбиологического компонента), гармонизация которого приводит к выздоровлению. Согласно системному соединительнотканному пониманию сути жизни, врач формирует в личности пациента инстинкт самосохранения и его жизненную нишу соответственно полу, возрасту, влиянию наследственных и средовых факторов. В контексте общей теории жизни [1, с. 1406] суть поддержания индивидуального здоровья и адаптивного потенциала индивида сводится к тому, чтобы инстинктом самосохранения, высоким уровнем культуры, интуитивностью повысить порог чувствительности соединительнотканной адаптивной системы к восприятию жизненной информации, уменьшить нагрузку на соединительнотканные системы жизнеобеспечения факторов негативного воздействия (речь, давление, лучевая, магнитная и другая энергия) [1, с. 1404]. Информационную медицину можно характеризовать как необходимое дополнение и развитие области действия классической медицины в той её части, где последняя не обозначила своих интересов, возможностей и направлений. Информационная медицина в настоящем - совокупность исследований на стыке медицинских и информационных построений. Именно она поддерживает и совершенствует взаимодействие процессов сигнального общения на всех уровнях живого организма как внутри его, так и на уровне взаимодействия этих потоков с живыми составляющими внешнего мира [17]. В настоящем в медицине активно используется моделирование как ведущий принцип математического подхода, в создании модели для последующего изучения конкретно-научной сигнальной модели Природы, в данном случае информационной. Смысловое значение изучения информации и информационной медицины такое же, как и математики: инструментальный и постановочный подходы на первом этапе своего образования и практической работы и системный и общенаучный - в последующей деятельности. Этим путём, в пределах возможностей познания и терминологии времени, сквозь постановочные проблемы фундаментальных наук, ради становления инструментальной полезности их метода, прошли биологи и медики конкретных направлений: Д.И. Атаев [2], А.О. Поляков [17]. Показано, что порождение информации, её феноменальность обеспечивают существование Природы и человека как открытых (квантовых) систем в контекстном взаимодействии. Болезнь толкуется согласно информационной парадигме как информационный сбой в работе систем организма, и, таким образом, информационная медицина играет роль основы психосоматической адаптации и психофизиологической гармонизации человеческой индивидуальности к стихийной информатизации общества, в котором парадигмой существования станет не столько излечение болезней, сколько конструирование здоровья индивида. В поле пересечения традиционной и нетрадиционной, классической и неклассической медицины и ряда их направлений располагается совокупность мировоззренческих и узкоспециальных ответов на вопросы о роли болезни в ряду разных проявлений жизнедеятельности, о контекстуальном характере, особенностях наиболее общих механизмов возникновения болезни, путях вмешательства в течение болезни, средств лечения, что составляют доктрину этномедицины как оперативную форму профессионально пригодной философии. Медицина финно-угорских и тюркских народов, как сфера активности научного и вненаучного познания, воплотившегося в практически действенные направления, является уникальной сферой, позволяющей исследовать сущность, потенциал взаимодействия научного и вненаучного знания, истории и культуры этносов в современном социуме. При сопоставлении теоретического и эмпирического поля этномедицины можно изучать двойственность процесса познания и телесно-духовного бытия. Эта проблематика имеет этнокультурную направленность и определяет социально-медицинскую перспективу для региона, для создания адаптивно-терапевтических концепций, соответствующих современному этапу развития социума.
×

Об авторах

С В Аксенова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия

Email: aksenova05@rambler.ru
доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии с курсами травматологии и ортопедии, глазных болезней Медицинского института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.

Е Н Песоцкая

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия

Email: pesotskaya@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Историкосоциологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Список литературы

  1. Алексеев А.А. Интегративная (системная, семейная) соединительнотканная медицина. - Т. 3. - М.: ЛЕНАНД, 2005. - 528 с
  2. Атаев Д.И. Золотые лепестки информационной медицины. Методы и аппаратура для лечения цветом, звуком, ароматом и тонкими физическими полями / Научно-медицинский центр «Элита». - М., 2000. - 320 с
  3. Бинат С.Г. Народная и нетрадиционная медицина сегодня и в перспективе // Сб. докладов Международного Конгресса комплиментарной, холистической и натуропатической медицины. - Ч. 1. -Самара: Путь к Солнцу, 2006. - С. 126
  4. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Эстетика: В 2 т. - Т. 2, ч. 3-5. - Саранск, 2011. - 608 с
  5. Ирхен И.И., Ремизов В.А. Социально-культурная регионализация современной России как глобализационный процесс // Современные социально-политические процессы в регионах России и мира. -Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований “Премьер”», 2011. - С. 78-108
  6. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. - М., 1991. -С. 14-21
  7. Князева Е.А., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М.: КомКнига, 2007. - 272 с
  8. Некрасов С.И. Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума (коэволю-ционный подход): Автореф. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. -35 с
  9. Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья / Под ред. В.А. Юрчёнков, Г.А. Куршева, А.В. Чернов. - Серия «Современные исследования». - Саранск: Ковылк. тип., 2005. -213 с
  10. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. - Рузаевка: Рузаевский печатник, 2000. - 160 с
  11. Никонова Л.И. Народная медицина мордвы Самарского края // Финно-угроведение. - 1997. -№ 4. - С. 57-67
  12. Никонова Л.И. Традиционная культура сохранения здоровья народов, проживающих в Республике Мордовия: историко-этнографический аспект / Под ред. Л.И. Никонова, И.А. Кандрина, Л.Н. Щанкина. -Саранск; Пенза: Социосфера, 2011. - 528 с
  13. Песоцкая Е.Н. Эволюция методологии социального анализа человека в истории науки (антропофило-софский аспект). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. - 112 с
  14. Песоцкая Е.Н., Слесарев В.О., Белова Л.А., Макарова Ю.А. Проблема инактивации когнитивного потенциала мировоззрения личности и проблемы общей патологии в свете теории самоорганизации систем // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - URL: http://www.science-edu-cation.ru/122-20668
  15. Песоцкая Е.Н. Теоретические основы интеграции медицины и философии / Под ред. Е.Н. Песоцкой, А.В. Зорькиной, Л.А. Беловой; МГУ им. Н.П. Огарёва. - Саранск, 2017. - 186 с
  16. Песоцкая Е.Н., Инчина В.И., Зорькина А.В. Теоретико-методологические перспективы формирования модели диагностического процесса в современной медицине // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: Материалы Международной заочной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Вострецова. - Т. 3. - Прага: Vy-davatel “Osvicent”; Нефтекамск: Мир науки, 2017. -С. 24-37.
  17. Поляков А.О. Введение в основы информационной медицины. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского госуд. педиатрического ин-та, 2005. - 40 с
  18. Пригожин И. От существующего к возникающему. -М.: Наука, 1985. - 327 с
  19. Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Познание человека и пути воздействия философии на медицину // Философия и медицина: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. - С. 3-38.
  20. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 24-34
  21. Pesotskaya EN. Leveling globalization & personal development humanitarian knowledge // Инновационное развитие современной науки: Сборник статей Международной научно-практич. конф. (31 января 2014 г.) / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - Ч. 1. - С. 235-236

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аксенова С.В., Песоцкая Е.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах