ОНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ АУТОПОЙЕЗИСА: СОЦИОПОЛОВОЙ ВЗРЫВ СЕТИ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается применимость концепции аутопойезиса к объяснению механизмов функционирования гендерной системы общества и формирования гендерной идентичности в современных условиях, где информационные технологии реализуются в качестве одного из главных факторов социальной динамики. С точки зрения концепции аутопойезиса, гендерная система предстаёт как постоянно меняющаяся и развивающаяся структура, конструирующая себя через собственный, присущий только ей, тип системных операций - различение значений маскулинности и феминности. При таком подходе меняется статус субъекта, иначе рассматривается взаимосвязь системы и окружающей среды, производятся новые интерпретации устоявшихся гендерных понятий, что даёт основание автору обосновать конструктивистскую модель гендерной онтологизации, а именно возможности корректировки процессов формирования гендерных значений через применение гуманитарных технологий.

Полный текст

Появление качественно новой среды Интернет как открытого пространства коммуникаций создало новый онтологический тип экзистенциального мира человека, в котором отсутствуют чёткие границы между реальным и виртуальным. Человек цифровой эпохи вынужден жить в условиях «гибридной онтологии», когда в повседневную реальность индивида «встроен кусок электронного проживания» [6, с. 300]. Более того, высокая социальная мобильность и постоянная подключенность к Сети формирует новый социокод человека - «цифрового кочевника» [2]. Это проблематизирует процесс идентификации индивида, усиливающийся вследствие разрушения привычных гендерных практик и трансформации традиционных моделей маскулинности и феминности, обусловленных стиранием гендерных границ, десакрализацией семейных отношений, возрастающей женской эмансипацией и другими явлениями. Таким образом, кризис гендерной идентичности в условиях глобального развития сети Интернет есть та ключевая проблема, которая инициирует постановку темы данной статьи, и её цель - исследование принципов функционирования гендерной системы и механизмов формирования гендерной идентичности в принципиально новом пространства Интернета. При работе над данной темой важно понимать, что до распространения электронных средств коммуникации существовала вертикальная иерархия, т.е. возможно было определённые модели гендерного поведения и сознания «приговорить» или «оправдать» посредством символических репрезентаций в средствах массовой информации и механизмов государственного регулирования. В этом контексте достаточно вспомнить советский контракт работающей матери, реализуемый на уровне государственной политики СССР, или конструирование в годы перестройки «рационально-рыночного» типа феминности, когда женщина в силу социальной напряжённости вынуждена была формировать свою идентичность по мужской модели» [4, с. 2757]. С появлением Интернет-технологий и включением индивида в непрерывную сеть электронных коммуникаций вертикальная иерархия исчезает. Наоборот сеть предполагает полифонию голосов. Множественность контекстов взаимодействия, практики самодостраивания текстов относительно друг друга (интернет-блоги, социальные сети), мгновенная обратная связь, вариативность схем коммуникативных отношений - всё это изменяет специфику гендерных отношений в Интернет-среде и соответственно механизм идентификации индивида, превращая его в процесс непрерывного наполнения структур идентичности существующими в рамках электронной коммуникации значениями. И для объяснения процессуальности формирования гендерных конструктов и отношений, а не устойчивой предметности их содержания, автор предлагает применить концепцию аутопойезиса. Термин «аутопойезис» (допускаются следующие варианты обозначения данного термина: аутопоэзис, аутопойесис, автопоэзис) ввели чилийские нейробиологи У. Матурана и Ф. Варела в начале 1970-х годов и определили его как «способ организации живых систем» [1, с. 234]. Учёные исследовали способность органических систем вновь и вновь воссоздавать свои структуры, несмотря на влияние внешней среды. Исходя из этого, они делали вывод, что аутопойетические системы посредством внутренних операций, закрытых по отношению к окружающей среде, порождают как внутренние структуры, так и сами элементы, из которых они состоят. Авторы подчёркивали, что такая самоорганизация характерна для всех живых систем, которые хоть и отличаются по своей структуре, но сходны по своей аутопойетической организации. Базовой единицей аутопойезиса, согласно этим учёным, является живой организм как целое, существование и функционирование которого и составляет суть жизни. «Жизнь есть эмерджентное, а не априорное свойство системы, свойство, порождаемое способом её организации, а не каким-то особым биологическим, живым, витальным свойством или элементом, через который феномен жизни может быть определён и объяснён» [8, c. 32]. Данную теорию Н. Луман применил к объяснению принципов функционирования общества, единство которого осуществляется через аутопойезис коммуникации. «Коммуникация - это самая малая из возможных единиц социальной системы, аутопойезис общества возможен только как коммуникация» [7, с. 86]. При этом саму коммуникацию учёный интерпретировал не как передачу смыслового содержания, а как «некое историческое, протекающее во времени событие» [10, с. 112]. Таким образом, акцент в понимании социальных процессов сместился от структуры к функции. Ранее констатация связи структур являлась достаточным условием для признания объекта в качестве системы. В новой системной теории Н. Лумана на первый план выходит функциональное объяснение - воспроизводство любой системы через собственные, присущие только ей операции, через которые происходит различение самой системы и её окружения. Применительно к теме нашего исследования на основании данных тезисов можно предположить, что конструирование гендерной идентичности как процесс её непрерывного воспроизводства в Интернет-среде реализуется через сеть электронных коммуникаций по гендерной тематике: в них происходит связывание и освобождение значений маскулинности и феминности. Данные понятия являются базовыми в гендерной теории и определяются как совокупность социально и личностно обусловленных значений, практик, характеристик, формирующих мужскую и женскую идентичность в конкретном обществе. Соответственно различение значений маскулинности и феминности это и есть та внутренняя операция (системный код), определяющая воспроизводство как в целом гендерной системы общества, так и в более узком смысле - воспроизводство гендерной идентичности в Интернет-среде. При этом гендерные связи и отношения в пространстве электронных коммуникаций не проходят бесследно, а оформляются в целостную систему, где получают возможность рекурсивно обращаться друг к другу, поскольку схемы связываний значений маскулинности и феминности фиксируются в гендерных нормах. В отличие от операций, значения маскулинности и феминности в гендерных нормах характеризуются отношениями статики. Обладая устойчивостью, они составляют структурную основу гендерной системы общества. Благодаря наличию сложного комплекса гендерных норм, в общей форме системы обеспечивается рекурсивность операций, когда каждая последующая коммуникация учитывает результаты предыдущей, в результате коммуникации протекают не произвольно, а по определённым сценариям. Так развитая гендерная система задаёт пределы действия воли субъекта в гендерных коммуникациях. Однако коммуникации всегда предполагают вариативность: она обеспечивается за счёт отклонения от нормативных сценариев её течения. Социальный субъект может не согласиться с существующими гендерными нормами. В таком случае гендерная коммуникация будет развиваться по другому сценарию и потребует производства системой новых операций, т.е. задействования новых схем связывания значений маскулинности и феминности. Таким образом, гендерная система общества является самоконструируемой системой, которая воспроизводит себя изнутри. Ни государство, ни отдельные люди не управляют гендерной системой, а она сама конструируется как целостность. «Человек элиминируется социальной системой и помещается вовне, её внешнее окружение», являясь источником раздражений-событий, на которые система реагирует [9, с. 15]. Это обеспечивает контингентный характер её воспроизводства. При этом закрытый характер гендерных операций и открытость гендерной системы в обществе вполне совместимы: гендерные нормы функционально зависят от операций системы (замкнутый характер, т.к. система не может оперировать за своими пределами), а социокультурно - от окружения (открытость к воздействиям среды). Сеть Интернет как неотъемлемая часть повседневной реальности современного человека выступает как внешнее окружение гендерной системы и оказывает непосредственное влияние на вариативность её развития, увеличивая комплексность окружения. В рамах электронных коммуникаций гендерные нормы фиксируются на уровне различных дискурсов, при этом структура дискурсивного ядра интернет-ресурсов по исследуемой тематике постоянно меняется и включает разнообразные дискурсы: телесности, науки, феминистской направленности, квир-тематики и многих других [3, с. 23]. Таким образом, «индивид становится определим через различные значения, которые начинают конституировать его как «призрачное целое» за счёт своеобразного «окружения», при этом образующаяся структура индивида оказывается принципиально «пустой» по своему характеру» [11, с. 154]. Так, с одной стороны, человек получает широкие возможности примерять разные гендерные роли и тем самым конструировать свою идентичность, но с другой стороны, чем больше он экспериментирует, попадая в разноплановые тематические поля и дискурсы электронных коммуникаций, ориентируясь на ценностные установки других пользователей, тем дальше он уходит от своей естественной природы. В этом смысле сеть Интернет отчуждает самость от человека, заменяя личностную идентичность её превращёнными формами. И каждый из нас является свидетелем того, как в настоящее время происходит синкретическое замещение форм межличностного общения совершенно новыми форматами онлайн-взаимодействия, что обуславливает формирование интернет-идентичности - качественно нового явления, возникающего вследствие аутопойезиса гендерной идентичности в сети непрерывных потоков электронных коммуникаций. Наряду с этим в Интернете создаётся так называемый виртуальный тип общения, характеризующийся интерактивностью, гипертекстуальностью, глобальностью, анонимностью и мозаичностью. В виртуальном мире формируются новые нормы поведения, «сетевой» этикет. В силу соединения аудио и видео каналов восприятия информации и соответствующих им форматов представления контента, когда «образы становятся самостоятельной, сверхзначимой реальностью», интернет-технологии активно воздействуют на сознание индивида [13, с. 34]. Всё это даёт основания сделать вывод, что мы имеем дело с объект-центричной социальностью, когда сложный технический объект опосредует человеческие отношения, создавая интер-техно-субъективное коммуникативное поле социальных отношений [5, с. 99]. Можно сделать вывод, что по отношению к гендерной системе общества сеть Интернет, как её внешнее окружение, является пространством более высокой комплексности: она создаёт избыток возможностей и выступает как источник событий (раздражений) для гендерной системы, инициирующих её воспроизводство. Событием может быть любая актуальная информация, связанная с системным гендерным кодом, т.е. различением значений маскулинности и феминности. Так, например легализация однополых браков на всей территории США в июне 2015 года вызвала целый шквал публикаций в интернет-сети: многочисленные комментарии, фотоматериалы, стихийно-организованные флеш-мобы были посвящены данной теме. Это создало возможности для вариаций дальнейшего развития гендерной системы, а именно производства новых гендерных операций, т.е. задействования иных схем связываний значений маскулинности и феминности и формирования на их основе новых нормативных канонов (тип эмоционально-чувственного мужчины, распространение (типизация) конструкций идентичностей субъектов негетеросексуальной ориентации). Таким образом, комплексность гендерной системы связана с избытком возможностей, которые создаёт интернет-среда, и «нарабатывается через постоянные переходы потенциального в актуальное» [12, с. 21]. Это определяет нелинейный сценарий развития гендерной системы в современных условиях. Подведём итоги данного теоретического исследования. Рассмотренная концепция аутопойезиса, образующаяся на стыке конструктивистской эпистемологии и теории систем, представляет иной способ объяснения функционирования гендерной системы в стремительно меняющемся мире, где информационные технологии реализуются в качестве глобального фактора социальной динамики. С точки зрения концепции аутопойезиса, гендерная система предстаёт как постоянно меняющаяся и развивающаяся структура, конструирующая себя через собственный, присущий только ей, тип системных операций (системный код) - различение значений маскулинности и феминности. Операции по связыванию и освобождению данных гендерных значений, протекающие в рамках электронных коммуникаций, определяют непрерывное воспроизводство гендерной идентичности в среде Интернет. Аутопойетическое понимание гендерной системы позволяет по-новому осмыслить традиционные гендерные темы, а именно проблемы идентификации индивида, степени влияния современных информационных технологий на формирование гендерных отношений. Учитывая специфику функционирования гендерной системы в интернет-среде (их структурные сопряжения), а также инаковость новой формы социальной реальности интернет-пространства, автор предлагает конструктивистский вариант интерпретации процесса гендерной онтологизации. Введённый термин обозначает управляемое формирование моделей гендерного сознания и поведения, их возможную корректировку через применение социогуманитарных технологий сетевого взаимодействия, обеспечивающих встроенность в современный гендерный порядок, высокие скорости передачи актуальной информации, её тиражируемости и применяющих новые культурные практики и форматы социального взаимодействия.
×

Об авторах

А М ГЛАЗЫРИНА

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Email: romanna-88@yandex.ru

Список литературы

  1. Варела Ф. Аутопоэзис как способ организации живых систем; его характеристика и моделирование / Ф. Варела, У. Матурана, Р. Урибе, С. Цоколов // Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. - Мюнхен: Phren, 2000. - С. 234-244.
  2. Галажинский Э., Кужелева-Саган И. Цифровые кочевники: они уже среди нас. - URL: http://tsu.ru/university/rector_page/tsifrovye-kochevnkiki-oni-uzhe-sredi-nas/
  3. Глазырина А.М. Конструкты феминности и маскулинности в интернет-дискурсе: методологический анализ // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - Н. Новогрод, 2015. - № 2. - С. 19-24.
  4. Глазырина А.М. Социокультурный контекст как основание поиска гендерной идентичности // Фундаментальные исследования. - № 11, ч. 12. - Академия естествознания, 2014. - С. 2754-2758.
  5. Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Аутопоейзис «эпистемических вещей» как новый горизонт построения социальной теории // Вопросы социальной теории. - 2013-2014. - Т. VII, вып. 1-2. - С. 96-106.
  6. Исаев А. Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 464 с.
  7. Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновского. - М.: Логос, 2004. - 232 с.
  8. Михайлова Т.Л. Аутопойезис как способ моделирования психических и социальных систем // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного университета. - Т. 4, № 3. - 2009. - С. 30-35.
  9. Михайлова Т.Л. Новая системная парадигма как методологическая основа управления социальными и информационно-коммуникативными системами // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2009. - № 1. - С. 6-20.
  10. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.
  11. Обухов К.Н. Модели конструирования идентичности в сетевых структурах коммуникации // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2010. - № 1. - С. 153-164.
  12. Синяков Д.К. Концепция правового аутопойезиса. Теоретическое обоснование: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 175 с.
  13. Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное… (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2012. - № 2. - С. 29-35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ГЛАЗЫРИНА А.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах