ЯЗЫКИ ПУТЕШЕСТВИЙ: ОТ ПОВСЕДНЕВНОГО КОНСЮМЕРИЗМА ДО ГУМАНИТРАНОГО ПРОСТРАНСТВА БУДУЩЕГО
- Авторы: ГРАНКИНА ЕА1, БУРЛИНА ЕЯ2
-
Учреждения:
- Самарская государственная областная академия (Наяновой)
- Самарский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 16, № 3-4 (2016)
- Страницы: 41-43
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 15.06.2016
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/24233
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2016.0.3-4.41-43
- ID: 24233
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена гуманитарным аспектам текстуальности путешествия. Авторы полагают, что конструирование любого туристического опыта связано с особой ценностной, символической реальностью, таки образом «язык» путешествия обуславливается определённым культурным кодом, некоторые вариации которого представлены в данной работе.
Ключевые слова
Полный текст
Современные разновидности туристических практик едва ли возможно осмыслить в контексте той культурной традиции, которая была сформирована «архаическими» формами путешествий (военный поход, странствие купцов, паломничество, освоение земель) [19]. В настоящее время туристическая сфера, как никакая другая, зависит от нематериальных, гуманитарных факторов: «путешествие - это способ измерения пространства культуры» [18]. Следуя за мыслью Ю.М. Лотмана о том, что всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык, а это означает, что она образует определённую систему знаков - элементов, которые имеют значение (курсив Ю.М. Лотмана) и, таким образом, могут служить средством передачи смысла [15, с. 5], мы утверждаем, что в настоящее время одной из таких структур может быть путешествие. Оно представляется культурно-философской категорией, определённой знаковой системой, т.е. текстом. Таким образом, «язык» путешествия обуславливается неким культурным кодом - совокупностью символов и значений, заключенных как в способе совершения поездки, так и в текстуальности самого пространства путешествия. «В непрерывном процессе символической репрезентации места формируется более или менее стабильная сетка семантических констант» [1, с. 11], таким образом, формируется локальный текст, определяющий восприятие места и отношение к нему. И этот текст зачастую становится текстом путешествия. У В.С. Вахштайна есть меткая метафора: говоря о каком-либо городе, он выделяет в его бытии «хард» (городское пространство и инфраструктуру) и «софт» (городские нарративы, идеологии, дискурсы и прочее) [10], таким образом утверждая неразделимость самого места и говорения о нём. В связи с чем появляется необходимость в дополнительном понятии «гуманитарное пространство», позволяющее уловить и рационализировать такие метафоры как «душа места» [3], его genius loci, ментальное пространство. Это понятие подразумевает ценностную и смысловую наполненность, отражённую в фундаментальных представлениях о пространстве-времени. Гуманитарное пространство появляется тогда, когда «возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии» [9]. Задолго до того, как была высказана эта мысль, иллюстрацию её обнаруживает Н. Бор. Показывая гостю замок, в котором Шекспир «поселил» своего Принца Датского, он замечает: «Люди науки, мы уверены, что эти камни, эта зелёная крыша с патиной времени, эта деревянная резьба в часовне - всё это в единстве и образует Кронборг. И ничто из всего этого не должно было бы становиться иным оттого, что Гамлет тут жил, а меж тем всё становится. Стены и крепостные валы сразу начинают говорить другим языком» [11]. Подобную закономерность взаимодействия человека не только с объектами культуры, но и с природными пространствами, описал американский культуролог С. Шама: «Ландшафты - это скорее явления культуры, чем природы. Модели нашего воображения проецируются на лес, и воду, и камень, и как только какая-либо идея, миф или образ воплотится в месте сем, они сразу становятся способом конструирования новых категорий, создания метафор более реальных, чем их референты, и превращающихся в часть пейзажа» [20, с. 61]. Итак, конструирование любого туристического опыта связано с особой ценностной, символической реальностью места, «софтом». Пространство путешествия, представляющее собой информационно-знаковую систему, - это своеобразное сообщение для человека, который готов его «прочитать». Замечание О.А. Лавреновой о том, что «путешественник, перемещаясь по лицу планеты, выбирает сам, насколько богаты и полисемантичны будут его наблюдения» [14], наталкивает на размышления о разнородности «языков» путешествия. Не претендуя на полноценный обзор, обозначим некоторые аспекты «туристической» текстуальности. Изменение характера общественного развития выводит туризм на одно из первых мест в потребительских практиках, где объектом потребления выступают впечатления [13]. Таким образом, путешествие становится модусом консьюмеризма в постиндустриальном обществе. Туристическая индустрия, как никакая другая, зависит от таких нематериальных факторов как иллюзии: представления об отдыхе, как о факторе саморепрезентации, социального престижа, символики амбиций и т.п. [5]. Известный британский социолог Д. Урри объясняет это так: «Если люди не путешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаками статуса» [17]. Необходимый для его поддержания туристический продукт представляет собой текст определённого рода, оформляющий соответствующий тип коммуникации. Цели потребительского туризма - отдых и развлечения - диктуют свои ценностные характеристики, обуславливая тем самым «язык путешествия». Так, Е.И. Арсеньева выделяет наличие заранее согласованной программы, импорт стиля жизни в регион путешествия, самоощущение туристом хозяином, центрирование вокруг достопримечательностей, пассивность, незначительный характер предварительной интеллектуальной подготовки к поездке и другие признаки, обуславливающие смысловое наполнение события [4, с. 18]. Совсем иной культурный код заключается в так называемых «глубоких турах» - относительно новом для России, но вполне состоявшемся в Западной Европе и США туристическом феномене. Заявленные как «экспедиционные», «научные», «исследовательские», «альтернативные», такие туры утверждают принципиально иной дискурс путешествия, который предполагает обязательное наличие особой целевой установки туриста. «Язык», знакомый самодеятельным и самостоятельным путешественникам, будь то паломники или альпинисты, «автостопщики» или «бэкпекеры», постепенно становится доступным для всех желающих. Его экспедиционная, приключенческая, исследовательская компонента создаёт «особую эстетическую форму духовного переживания» [16, с. 153]. «Носителями языка», т.е. проводниками в этом виде туризма, выступают исследователи (часто это профессиональные географы, этнографы, геологи, краеведы и др.), для которых путешествия даже не профессия, а скорее образ жизни [12, с. 492]. Одним из направлений таких новых гуманитарных проектов является формат Science and travel. В основе идеи лежит взаимодействие учёных и путешественников, которое позволяет исследователям сократить свои расходы на доступ к объекту исследований, а туристам - принять участие в настоящей научной экспедиции, оказавшись, таким образом, в особых ценностно-смысловых координатах, которые не могут сформировать турфирмы, ориентированные на массового потребителя. В российской практике примером служит проект «Russian travel geek» [2], предлагающий научно-популярные экспедиции, возглавляемые молодыми сотрудниками Российской академии наук. Маршруты проекта разработаны таким образом, чтобы объединить уникальные природные ландшафты или исторические территории с процессом популяризации разных областей науки (этнографии, истории, астрономии, биологии и др.) Научный дискурс путешествия обуславливают лекции, мастер-классы и научно-популярные беседы, связанные с целью экспедиции, будь то орнитологические исследования, наблюдение за звездами в астрофизической обсерватории или изучение эпоса малочисленных коренных народностей севера. Таким образом, феномен потребительской коммерциализации путешествий, многократно описанный специалистами, сосуществует с новыми формами туризма, которые представляются уже не «маркерами современного потребления» [6], но методами постижения пространства природы и культуры в широком смысле. Конструктивная сила творческого, а также научного воображения вносит символические структуры в реальность, конструируя, таким образом, особый дискурс путешествия. Разнообразие объектов «аттракции» [8] и семиотических пространств предоставляют каждому возможность написать свой текст на доступном ему языке путешествия. Или создать новое гуманитарное поле ландшафта или города, основанное на «выявлении и анализе смыслов, закреплённых и окристаллизованных в его пространстве» [7, с. 4].×
Об авторах
Е А ГРАНКИНА
Самарская государственная областная академия (Наяновой)
Email: evgeniagrankina@gmail.com
Е Я БУРЛИНА
Самарский государственный медицинский университет
Email: bis17@mail.ru
Список литературы
- Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с
- Акшинцев А.А. Манифест экспедиции. - URL: http://russiantravelgeek.com (дата обращения: 25.03.2016)
- Арсеньева Е.И., Кусков А.С., Феоктистова Н.В. Основные концепции и направления современного экотуризма: компаративный анализ // Туризм и культурное наследие: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. - Вып. 3. - 404 с
- Банников К.Л. Антропология туризма. Постановка проблемы. - URL: http://www.travel-journal.ru/cultural-antropology/10/254 (дата обращения: 26.03.2016)
- Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. - М: Весь Мир, 2004. - URL: http://www.diplomplus.ru/doc/stat/bauman.pdf (дата обращения: 25.03.2016)
- Бурлина Е.Я. Введение в проблему диагностики города и хронотопию // Полифония городских пространств. Философско-культурологические теории и хронотопия: Сб. науч. ст. В 2-х тт., Т. 2. - Самара: Медиа-книга, 2014. - С. 3-19
- Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учебное пособие / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарики, 2005. - 160 с
- Вайль П.Л. Гений места / П.Л. Вайль. - М.: Астрель, 2010. - 443 с
- Вахштайн В.С. Пересборка города: между языком и пространством / В.С. Вахштайн // Социология власти. - 2014. - № 2. - С. 9-38
- Данин Д.С. Нильс Бор (вместо предисловия). Необязательные признания / Д.С. Данин. - URL: http://lib.rus.ec/b/180187/read. (дата обращения: 25.03.2016)
- Каменский С.Ю. Глубокий туризм: от тур-продукта к тур-приключению // Современная Россия; путь к миру - путь к себе: Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Гуманитарного университета, 10-11 апреля 2008 года: Доклады / Редкол.: Л.А. Закс и др. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2008. - В 2-х тт., Т. 2. - С. 491-494
- Карпова Г.А., Хорева Л.В. Туристическое потребление в сфере социально-экономических отношений / Университетский научный журнал ВШЭ. - 2012. - № 2. - С. 37-47
- Лавренова О.А. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха: философия и семантика путешествия. - URL: http://lib.icr.su/node/1785 (дата обращения: 24.03.2016)
- Лотман Ю.M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб.: «Искусство - СПБ», 1994. - 758 c
- Сафатова Е.Ю. Сакральная география Руси-России: семиотика пространства (на материале «Путешествия по святым местам русским» А.Н. Муравьёва) // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 9. - С. 151-155
- Урри Д. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования: Сборник статей. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 136-150
- Черепанова Н.В. Путешествия как феномен культуры. - Автореф. дисс. … канд. филос. наук, 09.00.13. - Томск, 2006. - 19 с
- Чулков О.В. Туризм как феномен визуальной культуры // Материалы междун. науч.-практ. конф. «Перспективы развития туризма на водном транспорте: проблемы и возможности / Под ред. Л.И. Смирновой. - СПб.: СПГУВК, 2011. - URL: http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1559&pop=1&page=0&Itemid=6 (дата обращения: 26.03.2016)
- Shama S. Landscape and Memory. - New York, 1996. - 672 p
Дополнительные файлы
