УЧАСТВУЮЩИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТСТВА: ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена теоретическим основаниям участвующего подхода и специфике его применения в изучении детства как социального явления. Обозначены истоки участвующей перспективы. Акцент сделан на проекции данного подхода на пространство детства. Доказывается значимость исследования повседневной жизни детей, в которой они признаются её «экспертами». Утверждается субъектность, активность, социальная компетентность детства. В качестве значимой рассматривается способность детей участвовать в жизни общества. Указана необходимость изучать детство через самих детей и для них, обоснован подход к детям как к участникам и со-исследователям. Обозначены проблемы участвующего подхода в исследовании детей.

Полный текст

Ама идея участвующего (партисипаторного) исследования состоит в том, чтобы наделить людей способностью, властью предпринимать эффективные действия с целью улучшить их жизненную ситуацию на основе вовлечения в исследования в качестве участников или даже со-исследователей. Ключевыми принципами участвующего подходя являются принципы соблюдения прав человека и достижение социальной справедливости. Участвующая перспектива по своей сути имеет гуманистическую, социальную направленность, поскольку она рассматривается как средство для передачи исследовательских возможностей в руки тех, кто депривирован и бесправен, чтобы они могли изменить свою жизнь самостоятельно ради самих себя; этот подход основывается на понимании того, что простые люди так же, как и профессионалы, способны к критическому мышлению и анализу, что их знания содержательны и ценны, а также необходимы, чтобы изменить ситуацию к лучшему [4, с. 363]. Участвующий подход предполагает мобилизацию, активизацию ресурсов простых людей, их потенциала, вовлечение в процесс производства знания и наделение их ответственностью за получаемые знания, за дальнейшее их использование. Истоки партиципаторного подхода можно увидеть в критической теории франкфуртской школы, прежде всего работах Ю. Хабермаса, теории социальных изменений П. Штомпки, также участвующий подход перекликается с идеей М. Буравого о роли публичной социологии для изменения социальной реальности. Участвующий подход базируется на идеях критического знания Ю. Хабермаса, учёный говорит о социально обусловленном знании, о том, что критический тип знания позволяет поставить вопрос справедливости существующего социального порядка, побуждает человека занять активную ценностную позицию [2]. П. Штомпка утверждает значимость принципа рефлексии, согласно которому в человеческом обществе знания имеют прямые и непосредственные практические следствия. То, что люди думают о социальных изменениях, принципиально важно для того, чтобы подвигнуть их к действиям [3, с. 14-15]; происходит взаимное влияние институциональных и организационных уровней и личностного уровня [3, c. 108]; люди всегда принимают в расчёт свои убеждения и действуют соответственно им, а в итоге из их действий и слагается общество [3, c. 88]. Таким образом, П. Штомпка говорит о том, что социальные субъекты обладают способностью изменять социальные структуры, в которые они вписаны. В контексте идеи включенности в социальную реальность и необходимости её изменения, важна точка зрения М. Буравого, утверждающего значимость деятельности «органических» публичных социологов, фокусирующих внимание на потенциале, имеющемся у общественности в деле решения разного рода социальных проблем [1]. Участвующий подход получил развитие в феминистских и гендерных исследованиях, в исследованиях социальных проблем и, прежде всего, бедности, в практике социальной работы с социально незащищёнными категориями населения. В данной работе мы доказываем значимость применения участвующего подхода в исследовании детства как социального явления. Современное понимание детства отказывается от определения его как биологического состояния незрелости. Оно исходит из признания детства социальным конструктом, структурным и культурным компонентом различных обществ, в которых дети рассматриваются как активные социальные агенты. Активность их выражена в том, что дети включены в структуры и процессы, которые окружают их, и они моделируют их в свою повседневную жизнь и повседневность близких им людей. Сегодня те учёные, которые занимаются изучением детства, признают компетентность детей в качестве участников социального взаимодействия, понимают, что детские социальные отношения и культуру необходимо изучать через самих детей и для детей. Подчеркнём, эти же принципы являются базовым и для участвующей перспективы, которая в проекции на пространство детства воодушевляет принципом утверждения участия ребенка в его/её собственной жизни, в принятии решений, касающихся его/её, свободного выражения им/ею мнения и идеей необходимости консультаций самих детей, когда принимаются решения, касающиеся его/её жизни. Участвующий подход основан на правах детей, на понимании того, что дети исходят из своих интересов в своих отношениях со взрослыми, они способны понимать, где они живут, каковы их потребности и каковы возможные решения их проблем. Однако отметим, что в практике исследований детства сосуществуют разные подходы. Pia Christensen и Alan Prout акцентируют внимание на четырёх подходах к феномену детства, которые представлены в социологических исследованиях детства [5]. Ребенок - объект исследования. Этот подход основан на зависимости ребёнка от взрослых, что находит отражение в соответствующих описаниях последними детей. Он основан на патерналистических идеях, на защите ребёнка, на признании его как некомпетентного и уязвимого, здесь поддерживается и не ставится под сомнение авторитет позиции взрослых. Ребенок - субъект исследования. В рамках данного подхода осознаётся значение возможностей ребенка, которые подкреплены его субъективностью. Хотя субъективность ребенка, выражаемая в разных контекстах и в различных видах действия и взаимодействий (интеракций), принимается в расчёт, авторы говорят о том, что этот подход должен восприниматься с осторожностью в анализе данных, особенно, когда касается вопросов зрелости и развития детей. Так, например, авторы признают, что трудно полагаться исключительно на суждения бездомных детей, которые мы получаем во время интервью, так как они могут менять свои суждения относительно личной истории в зависимости от различных интересов и социального контекста. И интервьюируя эту категорию детей, необходимо проверять информацию, используя объективные данные и триангуляцию источников информации. Ребенок - социальный актор. Эволюция детства и подходов к детству в социальных исследованиях отражает изменения, происходящие в этике и идеологии, ценностях общества. В рамках этого подхода авторы интегрируют социальные действия, принимающие в расчёт детский опыт, и способность понимания детей. Хотя различные исследовательские методы рассматриваются как зависящие от соответствующих особенностей детей и взрослых, подход к ребёнку как к социальному актору фокусируется на значимости голоса самих детей. Ребёнок - участник или со-исследователь. Современное понимание детства смещает акценты в сторону данного подхода, в сторону актуализации возможностей для проявления большей детской субъективности и компетентности. Именно здесь будут реализованы идеи, лежащие в основе участвующего подхода, утверждающего субъектность, активность, социальную компетентность детей, их способность участвовать, в т.ч. в социологических исследованиях. Дети в современной социологии детства - это активные, компетентные социальные акторы со своими собственными правами, а не те, кто находятся в процессе становления взрослыми или «не взрослые». Изучать их правомерно именно с этих позиций, рассматривая специфику индивидуального детства с учётом гендерного, этнического, религиозного, классового, территориального и других измерений в контексте конкретной социальной и исторической ситуации. Отметим, что современная социология детства, в рамках которой детство изучается, прежде всего, как социальное явление, - это область знания для детей и с детьми, а не для взрослых и о детях, иначе это превращается в ситуацию «ребятам о зверятах», что в крайних вариантах характерно для «традиционной» социологии детства. Детей необходимо исследовать для них самих и в их интересах, а не просто с целью понимания взрослыми детского сообщества. Для этого на уровне эмпирических исследований предполагается использование так называемых «дружественных» по отношению к детям методов исследования, которые находят наибольшее развитие в методиках и техниках участвующей перспективы исследования детства. Их использование оправдано и делает исследования наиболее подходящими и приносящими удовольствие самим детям. Lesley-Anne Gallacher и Michael Gallagher приводят примеры техник исследования, отвечающих условиям участвующего подхода, которые бы отражали «сотни языков детства». Это картирование, экскурсии, организуемые и проводимые самими детьми, ролевые игры. Авторы отмечают, что многие исследователи используют такую популярную технику как инициирование детей на фотографирование чего-либо или более сложные, такие как создание коллажей, рассказывание историй, печатная журналистика и электронные публикации, радио продукция, драма, кукольный театр, музыка и танцы. С детьми школьного возраста часто используются техники, основанные на их навыках письма, включая рабочие листы, дневники, письменный рассказ, «spider diagrams» [6]. В заключение отметим, что участвующие методы и техники не лучше и не хуже, чем любые другие методы и техники, используемые в рамках партиципаторного подхода. Дело в том, что участвующая перспектива в исследовании детства при всех её достоинствах не менее проблематична, чем другие подходы, она содержит ряд противоречий. Например, это противоречия, касающиеся того, насколько в принципе возможно сокращение дистанции между исследователем, чаще всего взрослым по возрасту человеком, и исследуемыми - детьми. Это проблематизация степени участия детей: можно ли говорить о «полном» или «неполном» их участии в исследовании, что является критерием степени участия. Это вопрос сознательной волевой регуляции поведения детей в ситуациях участия в исследованиях: насколько осознанно дети принимают решение об участии или неучастии в исследовании, или это происходит под влиянием агентов, например, учителей или в силу привычки подчиняться взрослому авторитетному человеку. Одна из ключевых проблем участвующего подхода в исследовании детей - это соотношение и границы понятий: участие детей, их вовлечение в исследование, наделение властью и активность. Конечно, это далеко не весь «список» проблем, с которыми сталкивается учёный, работающий в этой исследовательской перспективе. Однако исследователь, придерживающийся идей, развивающихся в рамках этого подхода, призван отвечать на его «вызовы». Несмотря на все «краеугольные камни», в целом, участвующая перспектива в исследовании детства «работает» на реализацию прав детей, способствует поиску наиболее оптимальных способов утверждения интересов детей в практике их исследования.
×

Об авторах

С Ю МИТРОФАНОВА

Самарский государственный аэрокосмический универститет им. С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Email: mit_s@mail.ru

Список литературы

  1. Буравой М. За публичную социологию // Общественная роль социологии / Под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант»; ЦПГИ, 2008. - С. 8-51.
  2. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. - 1990. - № 1. - С. 90-97.
  3. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
  4. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология: учебное пособие. - М.: УМО вузов России по социальной работе. - 2004. - 387 с.
  5. Christensen P., Prout A. Working with ethical symmetry in social research with children // Childhood. - 2002. - Vol. 9. - P. 477-497.
  6. Gallacher L.-A., Gallagher M. Methodological Immaturity in Childhood Research: Thinking through participatory methods // Childhoodю - 2008. - Vol. 15. - Р. 499-516.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© МИТРОФАНОВА С.Ю., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.