Личность и требования информационного бщества



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья раскрывает сущность информационного общества, а именно принципы и условия взаимодействия личности с различными информационными ресурсами. Современное информационное общество диктует личности определённые требования, связанные с компьютерной грамотностью, умением быстро и продуктивно оперировать мощным потоком информации, который личность ежедневно получает из всевозможных информационных источников, а также качественно работать с компьютерными разработками и технологиями, применяя нестандартное мышление и творческий подход к решению определённых задач.

Полный текст

Современное общество в наши дни называют информационным, где главными источниками связи и коммуникации выступают информационные ресурсы. Информационное общество повлекло за собой изменения в экономических и социальных аспектах жизни, а также в области науки. Начали появляться такие науки и дисциплины как информационная культурология, информационный менеджмент и т.д.1. С одной стороны, развитие информационной культуры и ресурсов благоприятно способствует созданию новых изобретений, индустриальных достижений; с другой стороны, человек среди мощного потока различной информации превращается в порабощённое и податливое существо. Под влиянием новых информационно-технических характеристик общества меняются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. Осознавая все изменения и технические возможности современных информационных устройств, человечество пришло к пониманию того, что, во-первых, появляется потребность в новых знаниях относительно технических средств и методов их использования, а, во-вторых, необходимы поиск и создание новых средств и технологий для удовлетворения этой потребности. Информационные технологии полностью изменили жизнь миллионов людей, их образ жизни, мировоззрение и способы взаимодействия. Основным источником влияния выступают средства массовой информации2. Примерами новой технологической эры выступают компьютер, спутниковое и кабельное телевидение, IP-телефония, сотовая связь и т.д. Комфортное существование и продуктивная деятельность человека в информационном обществе во многом обусловлена его способностью эффективного использования получаемой информации и степени информированности о происходящих изменениях в социуме и на рынке индустрии. Кроме того, современному человеку важно знать верные способы сбора и переработки информации, её анализа и осмысления, рационального использования и обработки большого объёма информации, применяя технические средства. И поэтому более ценным в информационном обществе становится человек, способный к творчеству и большим умственным нагрузкам3. Творческая личность в эпоху информатизации имеет такие характеристики как самостоятельность, умение легко и быстро ориентироваться в огромном потоке информации, способность качественно преобразовывать и интерпретировать используемую информацию в зависимости от целей и собственных интересов, а также желание индивидуально изучать новые подходы и методики овладения компьютерными технологиями и информационными программами4. Человек с творческими способностями наделён талантом решать возникающие задачи креативным путём, учитывая как свои интересы, так и интересы третьих лиц. Человек с нестандартным, творческим мышлением имеет большое преимущество над своими коллегами, друзьями и даже родственниками. Ему не составляет труда побороть большие умственные нагрузки с помощью фантазии и знаний методик сортировки информации. Такой человек стрессоустойчив, благоприятно переносит нервные, умственные и физические нагрузки, потому что рационально применяет навыки владения компьютерными технологиями, решителен, поэтапно регулирует мощный поток поступающих вопросов, задач и проблем, благодаря чему он становится ценным сотрудником и человеком, в котором нуждается современное информационное общество. Исходя из достоинств творческой личности, результатом является то, что данная личность, легко и свободно адаптируется к новым условиям информационного общества, отвечает его потребностям и требованиям и, соответственно, имеет большое преимущество над остальными людьми. Одной из целей творческой личности является постоянное самообразование и мотивация развиваться и учиться применять на практике выпускаемые новинки компьютерной индустрии. Относительно вышеизложенного вспоминаются слова знаменитого учёного: «Образование, - писал А.В. Луначарский, - слагается из обучения и воспитания, причём и обучение, и воспитание между собой переплетаются. Обучение - это передача знаний, а воспитание - организация характера»5. Возникает проблема: во-первых, в современном информационном обществе наблюдается недостаток людей, наделённых творческой активностью; во-вторых, имеющиеся творческие люди не всегда могут передавать остальным членам общества свои умения и навыки по ряду причин. Причины подразделяются на несколько направлений: незнание методов передачи накопленной информации, недостаток технического оснащения, нежелание делиться опытом, опасаясь конкуренции, отсутствие интереса и мотивации обучаемых людей, особенно у младшего поколения, и т.п. Основным фактором, мешающим передавать и усваивать знания, выступают методы передачи знаний6. В действительности для того, чтобы обеспечить профессионализацию подрастающего поколения, необходимо иметь квалифицированную рабочую силу в области образования, наделённую знаниями об информационных технических новинках, обладающую навыками использования информационных систем и бегло ориентирующуюся среди различного рода информации, применяя творческий подход. В начале 70-хх годов в системе образования усилилась направленность на предмет информатики. Положительный аспект такого выбора - это акцент на индивидуализацию, предполагающую самостоятельное обучение ученика с помощью компьютера. Предполагалось, что такой метод обучения замотивирует и вызовет интерес учащихся, что приведёт к развитию науки и техники и будет полезен в политической, экономической и социальной структуре общества. Тем не менее, данная методика не учла скоростные темпы развития компьютерных технологий, а индустриальное общество очень скоро превратилось в информационное, потребности которого ежедневно продолжают увеличиваться7. Становится ясным, что требуется рационализировать содержание и структуру современного образования, заменить устаревшие методы преподавания на более эффективные с целью повышения уровня усвоения получаемых знаний, освоения методик пожизненного стремления самостоятельного обучения с использованием многочисленных информационных технологий. Но следует помнить, что негативным аспектом обучаемого типа «компьютер - человек» является полная сосредоточенность личности на компьютерных возможностях и полное погружение в информационный, виртуальный мир8. Личность попадает под влияние множества информационных ресурсов не только образовательных, но и развлекательных, и поэтому современное общество сталкивается с ещё одной сложностью - компьютерной зависимостью. В связи с увеличением и расширением рынка программного обеспечения и компьютерного бизнеса возрастает уровень количества людей, увлекающихся компьютерными играми, виртуальными развлекательными сайтами. Компьютерный мир негативно влияет на личность, где люди становятся психологически зависимыми от компьютерных технологий . Вследствие пагубной информационной перегрузки личность превращается в инфантильного индивида, который абстрагируется от внешнего мира и погружается в мир иллюзии и блаженства. Такой образ жизни ведёт к полной деградации личности, когда человек отказывается принимать ответственные решения, не хочет вникать в суть проблемной ситуации, ждёт помощи близких и в дальнейшем даже бросает работу, учёбу. Апатичное поведение данного типа личности приводит к дефициту реального общения. Воображаемые друзья по ту сторону компьютерного экрана, игрушечные машины и роботы заменяют личности настоящих коллег, родственников и друзей. Бесспорен тот факт, что длительное и регулярное нахождение человека в виртуальном мире вызывает эмоциональные отклонения у личности, снижает настроение, самочувствие и активность. Принимая во внимание этот факт, возникает вопрос об информационной безопасности. В связи с избытком как различного рода информации, так и всевозможных информационных технологий имеет место ограничение доступа детей и подростков к развлекательным сайтам, содержащим вредную и опасную информацию . Что касается взрослых людей, то для них большое значение имеет правильная организация собственных установок, правил и регламентов относительно их социальной жизни, деловой сферы, общения, семьи и быта. Мотивированная личность с высоким творческим потенциалом, нацеленная на достижение высоких результатов как в карьере, так и в духовном развитии, имеет гораздо меньше шансов попасть под пагубное влияние информационных ресурсов, несущих примитивную смысловую нагрузку . Навыки грамотного распределения времени на работу с компьютером и умелое применение в деловой и социальной сфере информационных устройств помогут личности адекватно воспринимать окружающую реальность, расставлять приоритеты в напряжённых ситуациях и придумывать алгоритмы решения сложных задач. Итак, информационное общество задаёт определённые нормы и стандарты для успешного существования личности в современном мире. С одной стороны, это активное применение человеком информационных технологий, овладение личностью различного рода гаджетами и девайсами - современными техническими устройствами, благодаря которым человек получает доступ к информации. Кроме того, чёткая стратегия сбора, отбора, интерпретации и анализа информации позволяет личности быть полезной и необходимой в социуме, а также легко адаптироваться в современных информационных новинках и плодотворно трудиться согласно требованиям современного мира. С другой стороны, попадая в круговорот информационных ресурсов, личность теряет контроль над качественным поиском и нахождением достоверной информации. Это происходит из-за того, что у человека нет сформированных умений и навыков работы с информационными технологиями и разнообразием информации. Задача формирования информационной осведомлённости личности и умение работать со средствами информатизации ставится, прежде всего, перед педагогами, школами, университетами и институтами повышения квалификации. С каждым годом в учреждения внедряют всё больше мультимедийных технологий для более продуктивной работы и коммуникации . Информационному обществу требуются люди, умело оперирующие информационными потоками для построения грамотного управления различного вида деятельностью и ресурсами. Ценными качествами личности, которые диктует информационное общество, становятся: умение определять полезность информации при её поиске, а именно человек, наделённый нестандартным мышлением, постоянно совершенствующийся в области информационной культуры. Вдобавок навык беглого и профессионального применения информационных технологий для продуктивной деятельности и мотивация к правильному социальному поведению личности в условиях постоянных перемен в информационной среде.
×

Об авторах

О А Гринева

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева

Список литературы

  1. Брановский Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А.Н. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 81-87.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов / П.С. Гуревич. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317 с.
  3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» /Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. - 2005. - № 8. - С. 40-46.
  4. Луначарский А.В. О народном образовании / А.В. Луначарский. - М.: Народное просвещение, 1958. - С. 86.
  5. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» /Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. - 2005. - № 8. - С. 40-46.
  6. Мозолин В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В.П. Мозолин // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 89-93.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гринева О.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах