Personality and requests of information society



Cite item

Full Text

Abstract

This article finds out the essence of information society, namely the principles and conditions of interaction of a person with different informative resources. Modern information society imposes certain requirements on the personality that are related to computer literacy, ability to operate quickly and efficiently with a powerful flow of information that a person receives daily from various sources and to work efficiently with computer innovations and technologies, applying unconventional thinking and creative approach to the solution of certain tasks.

Full Text

Современное общество в наши дни называют информационным, где главными источниками связи и коммуникации выступают информационные ресурсы. Информационное общество повлекло за собой изменения в экономических и социальных аспектах жизни, а также в области науки. Начали появляться такие науки и дисциплины как информационная культурология, информационный менеджмент и т.д.1. С одной стороны, развитие информационной культуры и ресурсов благоприятно способствует созданию новых изобретений, индустриальных достижений; с другой стороны, человек среди мощного потока различной информации превращается в порабощённое и податливое существо. Под влиянием новых информационно-технических характеристик общества меняются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. Осознавая все изменения и технические возможности современных информационных устройств, человечество пришло к пониманию того, что, во-первых, появляется потребность в новых знаниях относительно технических средств и методов их использования, а, во-вторых, необходимы поиск и создание новых средств и технологий для удовлетворения этой потребности. Информационные технологии полностью изменили жизнь миллионов людей, их образ жизни, мировоззрение и способы взаимодействия. Основным источником влияния выступают средства массовой информации2. Примерами новой технологической эры выступают компьютер, спутниковое и кабельное телевидение, IP-телефония, сотовая связь и т.д. Комфортное существование и продуктивная деятельность человека в информационном обществе во многом обусловлена его способностью эффективного использования получаемой информации и степени информированности о происходящих изменениях в социуме и на рынке индустрии. Кроме того, современному человеку важно знать верные способы сбора и переработки информации, её анализа и осмысления, рационального использования и обработки большого объёма информации, применяя технические средства. И поэтому более ценным в информационном обществе становится человек, способный к творчеству и большим умственным нагрузкам3. Творческая личность в эпоху информатизации имеет такие характеристики как самостоятельность, умение легко и быстро ориентироваться в огромном потоке информации, способность качественно преобразовывать и интерпретировать используемую информацию в зависимости от целей и собственных интересов, а также желание индивидуально изучать новые подходы и методики овладения компьютерными технологиями и информационными программами4. Человек с творческими способностями наделён талантом решать возникающие задачи креативным путём, учитывая как свои интересы, так и интересы третьих лиц. Человек с нестандартным, творческим мышлением имеет большое преимущество над своими коллегами, друзьями и даже родственниками. Ему не составляет труда побороть большие умственные нагрузки с помощью фантазии и знаний методик сортировки информации. Такой человек стрессоустойчив, благоприятно переносит нервные, умственные и физические нагрузки, потому что рационально применяет навыки владения компьютерными технологиями, решителен, поэтапно регулирует мощный поток поступающих вопросов, задач и проблем, благодаря чему он становится ценным сотрудником и человеком, в котором нуждается современное информационное общество. Исходя из достоинств творческой личности, результатом является то, что данная личность, легко и свободно адаптируется к новым условиям информационного общества, отвечает его потребностям и требованиям и, соответственно, имеет большое преимущество над остальными людьми. Одной из целей творческой личности является постоянное самообразование и мотивация развиваться и учиться применять на практике выпускаемые новинки компьютерной индустрии. Относительно вышеизложенного вспоминаются слова знаменитого учёного: «Образование, - писал А.В. Луначарский, - слагается из обучения и воспитания, причём и обучение, и воспитание между собой переплетаются. Обучение - это передача знаний, а воспитание - организация характера»5. Возникает проблема: во-первых, в современном информационном обществе наблюдается недостаток людей, наделённых творческой активностью; во-вторых, имеющиеся творческие люди не всегда могут передавать остальным членам общества свои умения и навыки по ряду причин. Причины подразделяются на несколько направлений: незнание методов передачи накопленной информации, недостаток технического оснащения, нежелание делиться опытом, опасаясь конкуренции, отсутствие интереса и мотивации обучаемых людей, особенно у младшего поколения, и т.п. Основным фактором, мешающим передавать и усваивать знания, выступают методы передачи знаний6. В действительности для того, чтобы обеспечить профессионализацию подрастающего поколения, необходимо иметь квалифицированную рабочую силу в области образования, наделённую знаниями об информационных технических новинках, обладающую навыками использования информационных систем и бегло ориентирующуюся среди различного рода информации, применяя творческий подход. В начале 70-хх годов в системе образования усилилась направленность на предмет информатики. Положительный аспект такого выбора - это акцент на индивидуализацию, предполагающую самостоятельное обучение ученика с помощью компьютера. Предполагалось, что такой метод обучения замотивирует и вызовет интерес учащихся, что приведёт к развитию науки и техники и будет полезен в политической, экономической и социальной структуре общества. Тем не менее, данная методика не учла скоростные темпы развития компьютерных технологий, а индустриальное общество очень скоро превратилось в информационное, потребности которого ежедневно продолжают увеличиваться7. Становится ясным, что требуется рационализировать содержание и структуру современного образования, заменить устаревшие методы преподавания на более эффективные с целью повышения уровня усвоения получаемых знаний, освоения методик пожизненного стремления самостоятельного обучения с использованием многочисленных информационных технологий. Но следует помнить, что негативным аспектом обучаемого типа «компьютер - человек» является полная сосредоточенность личности на компьютерных возможностях и полное погружение в информационный, виртуальный мир8. Личность попадает под влияние множества информационных ресурсов не только образовательных, но и развлекательных, и поэтому современное общество сталкивается с ещё одной сложностью - компьютерной зависимостью. В связи с увеличением и расширением рынка программного обеспечения и компьютерного бизнеса возрастает уровень количества людей, увлекающихся компьютерными играми, виртуальными развлекательными сайтами. Компьютерный мир негативно влияет на личность, где люди становятся психологически зависимыми от компьютерных технологий . Вследствие пагубной информационной перегрузки личность превращается в инфантильного индивида, который абстрагируется от внешнего мира и погружается в мир иллюзии и блаженства. Такой образ жизни ведёт к полной деградации личности, когда человек отказывается принимать ответственные решения, не хочет вникать в суть проблемной ситуации, ждёт помощи близких и в дальнейшем даже бросает работу, учёбу. Апатичное поведение данного типа личности приводит к дефициту реального общения. Воображаемые друзья по ту сторону компьютерного экрана, игрушечные машины и роботы заменяют личности настоящих коллег, родственников и друзей. Бесспорен тот факт, что длительное и регулярное нахождение человека в виртуальном мире вызывает эмоциональные отклонения у личности, снижает настроение, самочувствие и активность. Принимая во внимание этот факт, возникает вопрос об информационной безопасности. В связи с избытком как различного рода информации, так и всевозможных информационных технологий имеет место ограничение доступа детей и подростков к развлекательным сайтам, содержащим вредную и опасную информацию . Что касается взрослых людей, то для них большое значение имеет правильная организация собственных установок, правил и регламентов относительно их социальной жизни, деловой сферы, общения, семьи и быта. Мотивированная личность с высоким творческим потенциалом, нацеленная на достижение высоких результатов как в карьере, так и в духовном развитии, имеет гораздо меньше шансов попасть под пагубное влияние информационных ресурсов, несущих примитивную смысловую нагрузку . Навыки грамотного распределения времени на работу с компьютером и умелое применение в деловой и социальной сфере информационных устройств помогут личности адекватно воспринимать окружающую реальность, расставлять приоритеты в напряжённых ситуациях и придумывать алгоритмы решения сложных задач. Итак, информационное общество задаёт определённые нормы и стандарты для успешного существования личности в современном мире. С одной стороны, это активное применение человеком информационных технологий, овладение личностью различного рода гаджетами и девайсами - современными техническими устройствами, благодаря которым человек получает доступ к информации. Кроме того, чёткая стратегия сбора, отбора, интерпретации и анализа информации позволяет личности быть полезной и необходимой в социуме, а также легко адаптироваться в современных информационных новинках и плодотворно трудиться согласно требованиям современного мира. С другой стороны, попадая в круговорот информационных ресурсов, личность теряет контроль над качественным поиском и нахождением достоверной информации. Это происходит из-за того, что у человека нет сформированных умений и навыков работы с информационными технологиями и разнообразием информации. Задача формирования информационной осведомлённости личности и умение работать со средствами информатизации ставится, прежде всего, перед педагогами, школами, университетами и институтами повышения квалификации. С каждым годом в учреждения внедряют всё больше мультимедийных технологий для более продуктивной работы и коммуникации . Информационному обществу требуются люди, умело оперирующие информационными потоками для построения грамотного управления различного вида деятельностью и ресурсами. Ценными качествами личности, которые диктует информационное общество, становятся: умение определять полезность информации при её поиске, а именно человек, наделённый нестандартным мышлением, постоянно совершенствующийся в области информационной культуры. Вдобавок навык беглого и профессионального применения информационных технологий для продуктивной деятельности и мотивация к правильному социальному поведению личности в условиях постоянных перемен в информационной среде.
×

About the authors

O A Grineva

References

  1. Брановский Ю.С. Работа в информационной среде / Ю.С. Брановский, А.Н. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 81-87.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов / П.С. Гуревич. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317 с.
  3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» /Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. - 2005. - № 8. - С. 40-46.
  4. Луначарский А.В. О народном образовании / А.В. Луначарский. - М.: Народное просвещение, 1958. - С. 86.
  5. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» /Е.А. Караваева // Школьн. б-ка. - 2005. - № 8. - С. 40-46.
  6. Мозолин В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В.П. Мозолин // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 89-93.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Grineva O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies