Университетские фестивали как городской феномен: консолидация профессоров и студентов
- Авторы: Наумова ОС1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 3-4 (2013)
- Страницы: 38-45
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 15.06.2013
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/24738
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2013.0.3-4.38-45
- ID: 24738
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Университетские фестивали, родившиеся как внутренние, корпоративные праздники, обладают большим влиянием на город. Данная проблема рассматривается в широком историко-культурном контексте, начиная от праздников старейших университетов и кончая масштабными Универсиадами и университетскими фестивалями в городе-миллионнике- Самаре. Университетские фестивали интерпретируется как феномен культуры, влияющий на развитие города в целом. Внутренние функции университетских фестивалей трактуются как консолидация профессоров и студентов, внешние - как формирование духа города и горожан. Обсуждаются теоретические концепции, связывающие современнуюфестивализацию с формированием «человеческого капитала» и гуманизацией городской среды.
Полный текст
Обратим внимание на ёмкий календарь университетских праздников, которые появлялись и становились традицией в каждом университете Европы. Окидывая взглядом географию первых европейских университетов (сначала города по краям итальянского «сапога» - Неаполь, Болонья, Падуя; затем на север, через Фрайбург, Гейдельберг, Гёттинген, потом на восток Европы - Краков, Прага, а также на британские острова, Кембридж и Оксфорд, а далее российские университеты в Москве, Санкт-Петербурге и Казани), можно увидеть неизменно университетские фестивали музыки, театра;программные торжества, посвящённые вековому юбилею университета, юмористические празднества по поводу защиты диссертации; обязательные чтения стихов и хоры на торжествах по поводу выборов ректора или канцлера университета и т.п. Университеты рождались в наиболее развитых и обладающих транспортно-логистическими преимуществами городах и, несомненно, продвигали свои города. Этому способствовал не только учебный процесс, но и особый феномен культуры: формирование личности студента на университетских праздниках и фестивалях. Здесь складывалось особое, гуманитарное пространство и новый тип личности специалиста и горожанина. Именно в университетской среде и, в том числе, на университетских фестивалях рождались новые общественные идеи, формировалась роль науки. Выделим тот доказанный исторический принцип, что начиная с XI-XIVвв. и до XXI века, университетыбыли и остаются «градообразующим универсумом». Развитие города и региона, их престиж и имидж, кадры и деловые контакты центрируются на базе университетов. Ни один город мира, ни одна цивилизация не может расти и развиваться без идей, ценностей и кадров, которые их воспроизводят. Одна из универсальных форм воспитания студентов - будущих специалистов и представителей городской культуры - смелые, дерзкие и увлекательные университетские фестивали творчества и искусств. В эпоху Возрождения этот градообразующий продукт называли ещёStudiaHumanitatis («занятия гуманитарные»). Во Флоренции, признанной лаборатории эпохи Возрождения, городе Данте, Петрарки, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, полагали, что знание языков, философии и украшение города произведениямикультуры делают город городом, а жителей - горожанами. Титаны Возрождения называли себя «гуманистами», что в понимании той эпохи обозначало: знатоками гуманитаристики и авторами грандиозных художественных празднеств. Напомним, что возрожденческая Флоренция была не только городом гуманитариев, но одним из богатейших банкирских центров Европы. Во Флоренции впервые создавалась банковская система, обеспечивавшая новую, нарождающуюся капиталистическую и индустриальную цивилизацию. В этом же городе, как и в других университетских городах работали выдающиеся учёные-натурфилософы: Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Томас Моор, ТоммазоКомпанелла. Универсальные фестивали науки «Пико деллаМирандола», «МарсилиоФичино»поражали современников и становились университетомдля флорентийских богачей, банкиров и великих художников. Сопоставим эти великие примеры «градообразующей роли» фестивальных феноменов в старейших университетах мира с более близкими нам по эпохе реалиями. Вспомним, пожалуй, главный праздник всех российских студентов - день основания Московского университета, 12(25) января 1755 г. За два с половиной века сложилась традиция празднования - в этот день не только молятся Святой Великомученице Татьяне, но и пьют медовуху, участвуют в уличных гуляниях. Праздник посвящения в студенты является обязательным сегодня в каждом российском вузе. Ещё один феномен университетской среды, требующий более детального рассмотрения в рамках другого исследования, - это «Студенческие вёсны» - традицияи фестиваль, появившийся в российских вузах в советское время и сформировавшийряд выдающихся драматургов, режиссёров, музыкантов,среди которых, к примеру, Григорий Горин, Марк Захаров и Марк Розовский. Очевидно, что гуманитарное и фестивальное пространство университета формировало дух студенчества, а также дух города. Уместно было бы вспомнить в этой связи о креативных создателях особого вузовского, фестивального пространства в крупнейшем, региональном Самарском государственного техническом университете (ранее Куйбышевский индустриальный институт, Куйбышевский политехнический институт). Интересно, что в 1950-х годах здесь действовало шесть различных кружков художественной самодеятельности (драматический, хоровой, хореографический кружки, струнный, эстрадный и духовой оркестры), радиокомитет, киностудия «КИИфильм». Сюжеты, снятые в институте под руководством главного инженера Куйбышевской студии кинохроники М.Н. Ельнера, периодически показывали в эфире Куйбышевского телевидения. Широкую известность в городе получил и студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) Куйбышевского индустриального института под руководством заслуженного артиста РСФСР Ю.Соколика. Ответственным за репертуар СТЭМа был назначен выпускник КИИ, инженер-нефтяник Алексей Борисович Разлацкий - один из зачинателей движения КВН в Куйбышеве, а также Грушинского фестиваля, членом жюри которого он был неоднократно. Правда, после постановки большого сатирического обозрения «12 месяцев» на университетской сцене он был осуждён на 5 лет за антисоветскую деятельность и пропаганду, и деятельность политеховского СТЭМа также пришлось прекратить. Впрочем, вольнодумие, смелость и креативность в культурной студенческой среде всегда имели место, несмотря на жёсткий контроль со стороны партработников. История свидетельствует о том, как порой запрещённым мероприятиям была найдена альтернатива. Ровно так случилось весной 1966 года: посленеудачной попытки студентов КПИ провести шествие молодёжи по улицам Куйбышева в одежде и с лозунгами хиппи родилась новая традиция, которая жива и сегодня - посвящение в студенты, во время которого политехники, как писала вузовская газета того времени, «вливаясь в великую семью студентов», клялись «крепить и умножать твою славу, политехнический институт». О том, что в техническом вузе активно формировалась новая культурная среда, говорит и ещё один примечательный факт из истории университета: в 1959 г. при студенческом клубе был создан так называемый «восьмой факультет» - факультет культуры. Цель была очевидной: расширить кругозор студентов (будущих инженеров, нефтяников, химиков, энергетиков, машиностроителей, металлургов) в сфере литературы, театра, искусства, музыки. Вот что об открытии факультета культуры пишет вузовская газета «Молодой инженер»: «После небольшой торжественной части началось занятие по сектору изобразительного искусства. С лекцией на тему «Государственная Третьяковская галерея» выступила работник Куйбышевского художественного музея Л.Д. Смолкина. Занятие сопровождалось демонстрацией диапозитивов. В заключении были показаны цветные фильмы «Художник А.А. Иванов» и «Русское советское искусство»[1]. Бесспорно, большую роль в формировании уникальной университетской культурной среды играли личности, работавшие в вузе. Так, в 1960-е годы возглавляющий кафедру философии в Куйбышевском политехе известный учёный, философ и социолог Е.Ф. Молевич (ныне профессор СамГУ) организовал знаменитый в городе философский клуб.При кафедре философии КПИ под руководством Молевича была создана уникальная лаборатория социологических исследований, в которой впервые в Куйбышеве разрабатывались планы социального развития предприятий. С 1938 г. в КИИ появился первый в городе эстрадно-джазовый оркестр под управлением студента, пианиста Бориса Горохова. После войны коллективом, который был больше чем просто студенческий биг-бэнд, руководили разные талантливые педагоги и музыканты. С 1958 г.коллективом стал руководить тогда ещё студент Лев Бекасов, с именем которого связана вся дальнейшая биография известного биг-бэнда. В это время в оркестр влились талантливые музыканты, студенты - в их числе был пианист Владимир Виттих и трубач Борис Брюханов. Для многих инструменталистов и вокалистов музыка позже стала профессией. Сам же Л.С. Бекасов, кандидат технических наук, доцент легендарного ФАИТа, был одним из основателей городского молодёжного клуба ГМК-62, а его джазовый оркестр «Ритм»и сегодня регулярно даёт концерты, участвует в различных университетских культурных мероприятиях Самары. В культурной среде Самары 1970-80-х годов гремело и имя ещё одного известного политеховца - Владимира Даниловича Муравца, выпускника электротехнического факультета, театрального режиссера, ученика Марка Захарова. С поставленным на университетской сцене спектаклем по повести Б.Васильева «В списках не значился» Муравец стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса самодеятельного искусства. Трагический и искренний спектакль прошёл все мыслимые тогда фестивали любительского театра, а в своём вузе создал поколения театралов с безупречным чутьём правды. Работал он и в Куйбышевском театре драмы, где поставил три спектакля: «Тема с вариациями», «Господа Головлёвы», «Тринадцатый председатель», был сорежиссёром в ряде постановок Петра Монастырского, в 1981-86 гг. работал главным режиссёром Куйбышевского театра юного зрителя. В 1970-90-х гг. руководителями многочисленных фестивалей и конкурсов бальных танцев были сотрудники «Политеха» Маргарита и Иосиф Лапидусы. Они учились сами и учили студентов элегантности, культуре жеста и костюма. Не случайно на многочисленных студенческих фестивалях блистали «бальные пары» из Куйбышевского Политехнического института». Об особом духе в политеховской среде, консолидации преподавателей и студентов на университетской сцене вспоминает Михаил Нейштадт, выпускник теплоэнергетического факультета 1984 г., известный шоумен, театральный постановщик, создатель фестиваля СТЭМов «Весёлый самовар», режиссёр команды КВН «Самарский самолёт», «Вокзал»: «Политех всегда отличался творческими успехами, но мне нужна была серьёзная специальность. Ощущать, что ты являешься частью большого и значимого, всегда приятно. Помню и преподавателей, выходивших на сцену: Л.С. Бекасов, А.С. Дьяконов, В.Н. Ерицев, В.А. Олешкевич. Иногда наши точки зрения не совпадали, но всё же мнение старшего поколения было авторитетным». По мнению современных урбанистов, событийность города - один из важнейших показателей его динамичного развития. Сошлёмся на авторитетное мнение профессора Е.Г. Трубиной, автора одного из самых высоко оценённых вузовских учебников по урбанистике и участника многих интернациональных проектов по проблемам городского развития[2]. Самые привлекательные города мира стремятся создать постоянно действующий и развивающийся календарь гуманитарных культурных имиджевых событий. Организация фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства города и региона, а для университета фестиваль часто становится чуть ли не единственной возможностью выступить перед широкой аудиторией. И, хотя определенияфестиваля не обладают особой конкретностью, можно выделить ряд характерных черт мероприятий такого формата: 1) фестиваль имеет чёткие календарные сроки; 2) фестивальпроводится в единстве заранее установленного пространства; 3) регулярно проводимые фестивалиимеют свой бренд (эмблему, гимн, символику, сувенирную продукцию); 4) у фестиваля как культурной акции есть своя аудитория, на которую ориентирована его художественная концепция; 5) фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на демонстрацию самого лучшего, креативного, передового, прорывного. Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь университета/города/региона/страны, создать максимально широкое поле притяжения аудитории (и участников, и зрителей). Проблемы фестивализации в том или ином университете непосредственно зависят от типа города, его традиций и стратегий развития.Известно, что советские индустриальные вузы (а огромное количество технических вузов в СССР было именно такими) ориентировалисьв первую очередь на подготовку специалиста для производства. Современная теория и практика вузовского развития концентрируется вокруг стратегий создания условий для благоприятного развития «человеческого капитала». Формирование фестивального пространства в университетах прямо зависит от тех, кто формирует концепцию фестиваля: создают ли они событийность, формирующую «человеческий капитал вуза», либо составляют план мероприятий, которые без хлопот можно провести в своём университете. К университетскому фестивалю прибегают не только для презентации нового или уже полюбившегося культурного продукта в уже привычных и устоявшихся сферах искусства, таких как кино, театр, музыка, народное творчество и т.д. Сейчас форма фестиваля используется для пограничных явлений культуры, которые ещё недавно обществом расценивались или до сих пор расцениваются как девиантные. Например, возникшие в молодёжной среде направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл и др. Так, на протяжении тринадцати лет проходил фестиваль, популярный в ряде молодёжных субкультур, «Сникерс-Урбания», уже несколько лет собирают широкий круг участников фестивали граффити «Стенография» и «ART-OVRAG». Надо полагать, что фестивальное пространство таких направлений уличной культуры отличается от того, что складывается в практиках традиционных видов искусства: здесь решаются иные задачи (например, выход «из подполья»), оперируют иными категориями эстетики и т.д. Данная тема обширна и требует своего отдельного исследования вне рамок данной статьи. Кроме того к форме университетского фестиваля прибегают и чисто научные сферы. Так, форма фестиваля была использована в рамках «Четвёртого московского урбанистического форума» (2014). Его содержание составили лекции, экспертные дискуссии, кинопоказы, выставки и мастер-классы, студенческие конференции. Один из наиболее широко представленных видов университетских фестивалей - театральный фестиваль. В 2005 г. в Санкт-Петербурге прошел фестиваль студенческих театров России «Новый взгляд», на участие в котором пришло более 200 заявок. В конкурсную программу были включены 12 спектаклей из разных городов страны (от Хабаровска до Твери, от Казани до Тюмени, включая Москву и Санкт-Петербург). В этом списке оказался и коллектив театра-студии «Сад» из города Похвистнево Самарской области со спектаклем «Зима» по пьесе Е.Гришковца[3]. На создание событийности в своём городе ориентирован театральный фестиваль «ПоМост» в индустриальном г. Новокуйбышевске, привлекающий, по большей части, студенческую молодёжь.За четырнадцать лет существования он стал влиятельным как для зрителей своего города, так и заметным в российском театрально-фестивальном пространстве. Кроме того, открывшийся в Новокуйбышевске полноценный филиал Самарского государственного технического университета (первого вуза в малом городе самарского региона) будет способствовать привлечению на фестиваль новых участников и новых зрителей. Консолидация университета и фестиваля, бесспорно, дадут новый импульс развития промышленного города, который имеет все шансы со временем превратиться из нефтяной столицы Самарской области в театральную. Таким образом, актуальность известных театральных фестивалей в отечественных университетах связана с созданием креативного и глобального пространства, значимого для студентов и преподавателей, способствующего развитию гуманитарной сферы вуза. Организационно-менеджерское основание фестиваля определяет многое: каков бюджет фестиваля, насколько авторитетны организаторы и кто откликается на их приглашение. Повторим, однако: фестиваль как креативная стратегия зависит, прежде всего, от профессионализма и креативности создателей события: каковы творческие цели фестиваля, формируют ли «аншлаги» для зрителей или насколько событийность развивает публику. Мы полагаем, что «феномен университетского фестиваля» - это особый вид консолидации университетского коллектива, рождающегося в процессах коммуникации и одновременно побуждающего к ним специфичных субъектов - людей, ориентированных на высоко эстетичный художественный продукт. Понятие «феномен фестиваля» представляется нам важным в контексте развития вуза, нередко ощущающего себя «школой», «недовузом» и «оксюмороном университету». Гуманитарные/культурные/имиджевые фестивали могут создать мир образов и смыслов, обогащающих студентов. «Феномен фестиваля в университете» в первую очередь побуждает к коммуникации и поддерживает идентичность профессионала и интеллигента в своей профессии. Мы полагаем, что в рамках креативного «фестивального феномена университета» реализуется одна из важнейших задач- воспитательная, преодоление провинциализа, замкнутости студентов и их сплочение вокруг вуза. Этот феномен отлично «схватывается» понятием «со-бытие», введённом М.М. Бахтиным[4]. Публичное пространство, по мнению Б. Гройса, даёт «ощущение того, что в этом пространстве мы становимся частью общества»[5]. Грамотно созданное «фестивальное пространство» способно стать бахтинским «со-бытием», возникающим тогда, когда происходит консолидация творца и зрителя. Это одна из форм социального конституирования университета в городе, а также конституирования городского человека, привязанного к своему городу и университету. Кроме гуманизации студенчества «фестивальное пространство» в его лучших образцах способствует развитию университетской корпорации. В одном месте и в одно время собираются разрозненные таланты, информация о неизвестных креативных опытахвыстраивается в виде некоторой иерархии факультетов и кафедр. «Фестивальное пространство» побуждает не только к коммуникации, общению и объединению профессоров и студентов, но и к уважению к талантливым людям. Встреча «всех» - несомненное событие. Таким образом, предложенное нами понятие «фестивальный феномен университета» как культурологическое понятие позволяет интерпретировать внутри и вовне университетские связи на темы искусства как глобальное и влиятельное событие. Университетские фестивали -измногих вариантов формирования «умного» пространства, которое консолидирует города, университеты и студентов.×
Список литературы
- Гавриш А. Первое занятие // Молодой инженер. - 1959, 14 октября. - С. 1.
- Трубина Е.Г. Мегасобытия как часть популярной культуры // Город и время. Интернациональный научный альманах «LifeSciences» / Сост. Е. Бурлина, Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова. - Самара: Самарское книжное издательство, 2012. - Т. 2. - С. 115-122.
- Тропп Е. Фестиваль студенческих театров России // Петербургский театральный журнал. - 2006. - № 1(43).
- БахтинМ.М.Вопросылитературы и эстетики. - М., 1975. - С. 6-71.
- Гройс Б. Публичное пространство. От пустоты к парадоксу. - StrelkaPress, 2012.
Дополнительные файлы
