The impact of social memory of the city on the formation of the tourist area of Samara



Cite item

Full Text

Abstract

The article analyses the social memory of the city, which is an important tourist resource affecting the tourist area of Samara.

Full Text

В настоящее время туризм является мощным фактором преобразований в культуре и социуме, выступает регулятором многочисленных социальных и культурных взаимодействий туристов, местных жителей и профессионалов турбизнеса, поэтому создание туристского пространства в России является приоритетной задачей. Туризм в современном мире представляет собой мощнейшую в истории человечества добровольную нелинейную миграцию через государственные и естественно-географические границы, которая не связана с переселением народов, войной, насилием, нуждой и которая оказывает влияние на мировую экономику, политику, технологии и культуру. На наш взгляд, данное определение наиболее полно отображает сущность туризма, как явления, на развитие которого большое влияние имеет не только желание человека путешествовать, а также наличие мест, в которых возможно осуществление этого желания. Россия обладает огромными территориальными, природными, историко-культурными, событийными, лечебно-оздоровительными и другими видами ресурсов, оказывающими влияние на формирование туристского пространства. Все территории Российской Федерации активно включены в процесс формирования туристского пространства: идёт активная работа по созданию имиджа туристской привлекательности территорий, создаются новые туристские дестинации, организуются туристские программы разнообразные по тематике и продолжительности. Данный процесс будет намного успешнее, если использовать как ресурс формирования туристского пространства свойства социальной памяти, которая присуща любому социальному образованию. Цель исследования показать роль социальной памяти города в формировании туристского пространства Самары, а также возможности социальной памяти города в создании разнообразных туристских практик. В начале ХХ столетия рефлексия по поводу существования социальной памяти стала атрибутом философских исследований А. Бергсона, Э.Дюркгейма, М. Хальбвакса, Л. Леви-Брюля, З. Фрейда, К.Г. Юнга, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П. Нора, Ж. Ле Гоффа, С. Московичи и др. С 80-х годов 20 века наблюдается усиленный теоретический бум в изучении социальной памяти. Тема социальной памяти вышла за рамки социальной философии и социологии и широко представлена в исторических, психологических и культурологических исследованиях. Современный французский исследователь С. Московичи в рамках теории социальных представлений отмечает, что «социальность весьма многообразна и проявляется не в одной, а в различных формах: индивид, группа, толпа, нация т.д. Желательно различать обычно отождествляемые два понятия: 1) социальное и 2) общественное. Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же это не синоним социального, а более конкретная типологическая характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.[2]. Следуя логике С. Московичи, можно обозначить существование социальной памяти города, которая является неотъемлемым элементом любого сообщества и его культуры. Занимаясь проблемой существования социальной памяти в различных аспектах, изучая разнообразные концептуальные подходы к данному явлению, мы даём следующее определение социальной памяти города. Социальная память города - это механизм по сохранению, трансляции и воспроизводству прошлого социокультурного опыта городской жизни для конституирования бытия в настоящем. Социальная память города существует наряду с групповой памятью, национальной, семейной и др. - все эти разновидности социальной памяти могут существовать в одном социокультурном пространстве и представляют собой не ряд разновидностей социальной памяти, а разные её виды. Исследование социальной памяти города напрямую связано с исследованием культурного пространства города, охватывает проблемы самоорганизации, исторической преемственности, расположенности культурных оппозиций, вызванных современным транзитивным состоянием крупных городов России[3]. Концепция социальной памяти города представлена в трудах Ю.М. Лотмана, М.С. Когана, В.Б. Устьянцева, А.В. Дахина, в материалах «Круглого стола» и открытой дискуссии на тему «Коллективная память в городском пространстве», организованной Комитетом активизации коллективной памяти в рамках выставки «АрхМосква 2011». Социальная память города представляет собой: во-первых, совокупность ресурсных информационных полей социальной памяти, включающей в себя специальные институты, сохраняющие различную информацию, такие как музеи, архивы, библиотеки, банки информации и другие институциональные формы организации, регулирующие пространство городской культуры и его субъектов; во-вторых, память города предстаёт сложной информационной системой, где действуют особые закономерности сохранения, переосмысления и воспроизведения информации о прошлом; в-третьих, в городской памяти создаются мнемонические программы информационной деятельности, которые определённым образом соотносятся с мнемоническим содержанием устных, письменных, электронных текстов-источников. Через тексты социальная память города охватывает всё культурное пространство города, формируя его своеобразие через взаимодействие разнообразных текстов. Социальная память города способствует созданию новых городских текстов, которые формируют новую реальность. Большинство российских городов активно включены в процесс развития туризма. Самара не является исключением. Текстуальной основой туризма в городском пространстве являются путеводители, сувенирная продукция, карты города, информационные сайты о туристских программах, туристских услугах и туристских событиях. Анализируя разнообразные тексты туристского содержания, можно составить реальную картину развития различных видов туризма и практик, сопровождающих туризм, например экскурсий. Экскурсия позиционируется как вид текста и представляет собой совокупность теории и практики, направленную на более глубинное познание городского пространства. Пространство играет ведущую роль в коллективной и культурной мнемотехнике. Исследуя социальную память, П. Нора оперирует понятием «место памяти» (мнемотоп). Места памяти (мнемотопы) необходимы для каждого общества и культуры, так как у современных обществ есть потребность жить согласно своей истории. Память представляет собой живую, экзистенциальную связь с прошлым, а история выступает как простое представление прошлого, поэтому места памяти - это те места, где происходит своего рода объединение социальной памяти и истории, это «те места, в которых как бы сосредоточилась национальная память или социальная память города. Такие места включают не только места географические (памятники, города, музеи), но также события (фестивали, годовщины, празднования) и книги (словари, учебники истории для школьников или массового читателя, другие тексты)»[4]. Мнемопоты городского пространства Самары формируются в рамках эпохальнообразных характеристик, которые широко представлены в исследованиях Ю.А. Кузовенковой, Е.Я. Бурлиной, Я.А. Голубинова, Л.Г. Иливицкой и др. В их исследованиях отражены три ключевых периода развития городского пространства: конец XIX в. - 10-е гг. ХХ в. (имперская Россия); 20-90-е гг. ХХ века (советская Россия)[5]; 90-е гг. - и по настоящее время[6]. Опираясь на данную периодизацию, можно дать историческую характеристику развития туризма в Самаре. Первый период развития туризма связан с деятельностью самарских купцов, которые строили свои особняки в стиле модерна, проводили свой досуг по образцу европейцев в яхт клубах, на ипподромах, велосипедном обществе и др. Это время можно считать началом развития Самарского туризма, который носил в основном выездной характер. Именно дворяне и купцы являлись первыми туристами. Прежде всего, развивался образовательный туризм (многие дворяне и купцы отправляли своих детей учиться за границу), а также индивидуальный, семейный, культурно-познавательный, курортный. Самарские дворяне и купцы посещали Ниццу, Монако, Лихтенштейн, Францию, Германию, Китай и Японию. Многие привезённые из-за границы ценности были подарены городу и явились основой выставок художественного музея. Именно самарское купечество стояло у истоков развития сферы гостеприимства, которая превращается в важную отрасль, приносящую большие доходы. У истоков развития гостиничного и трактирного дела в Самаре стояли купцы С.П. Головачёв, А.Н. Линёв, братья А.А. и В.А. Заверточеевы, Ф.К. Крюков, А.И. Прянишников и др.[7]. С 80-х годов ХIХ века в учебных заведениях Самары возникает экскурсионная практика, в это же время развивается курортное дело. В Советский период город меняет название и становится Куйбышевым. Формируется пространство города со всеми атрибутами советской власти, меняются названия улиц и площадей, сносятся храмы, в архитектуре города используются классицизм и конструктивизм. В Советское время Куйбышев - это развитый индустриальный центр Поволжья. Во время Великой отечественной войны город становится запасной столицей, готовится переезд правительства, эвакуируется Большой театр, создаёт и впервые исполняет свою 7-ю симфонию Шостакович, в город переезжают дипломатические миссии европейских и восточных стран. Именно в период войны формируется самолетостроительная отрасль, которая впоследствии дала толчок для формирования ракетостроительной отрасли. В связи с этим Куйбышев был закрытым городом, что затрудняет развитие въездного туризма. В Советское время развивается в основном спортивный туризм, в 60-х годах стартует «Жигулёвская кругосветка», которая организуется и в настоящее время, в 80-е годы организуется Грушинский фестиваль, который существует по настоящее время, имея статус не только культурного, но и туристского события. С 90-х гг. и до сегодняшних дней Самара, как и большинство городов, находится в поисках культурной и туристской идентичности. Возвращается прежнее название городу. Новое городское пространство является вместилищем советского, купеческого и современного дискурсов, характеризуется эклектичностью и многообразием образов и культурных форм. В духе постиндустриального общества в Самаре развивается сфера услуг. Происходит бурный процесс, связанный с формированием туристского пространства, имеющий как профанный, так и сакральный характер. Сакральный характер туристского пространства города характеризуется через включённость в него культовых объектов и религиозных практик. В Самаре находятся религиозные объекты православия, ислама, старообрядческой, иудейской и лютеранской веры, памятные культовые места, памятники. Современное туристское пространство при посредстве социальной памяти активно формирует топологию городского пространства, которая носит междисциплинарный характер, может вести диалог как со старыми, забытыми, так и с современными пространствами и полями. Особая роль, оказывающая влияние на содержательную сторону в формировании туристского пространства города, принадлежит изданию ежемесячного литературно-художественного журнала «Самарские судьбы», который издаётся с января 2007 года. Проект «Самарские судьбы» является уникальным и не имеет аналогов в России. Апрельский номер 2015 года - это сотый номер журнала. «Самарские судьбы» - это не сухие биографические сводки, а живые и многогранные истории, сотканные из воспоминаний, фотографий, кадров кинохроники. Это память о людях, которые писали страницы истории Самарского края, рассказ о достижениях и подвигах, достойных служить примером для подрастающего поколения. Каждый выпуск сделан с большим мастерством, тактом и любовью к своей малой Родине. Все истории, представленные в журнальных номерах, сопровождаются качественными фотоснимками и иллюстрациями. К каждому номеру прилагается диск с фильмами. Проект «Самарские судьбы», создаёт богатый материал для оживления пространства. Социальная память города выступает основой для данного проекта, через наличное воспоминание преодолевается забвение, формируется фигура «гения места», который является важным элементом туристского пространства. Биографичность ещё со времён Августина Аврелия представляется важным элементом социальной памяти города, так как циркулирует в данном пространстве, являя собой индивидуальное воплощение коллективного. Подтверждение господства культуры памяти над беспамятством представлено в городском пространстве через памятники. В словаре у В. Даля «памятник» истолковывается как разновидность «памяти», или её часть, имеющая множество значений: во-первых, «памятник - это всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить или поминать дело, не забыть чего-либо»; во-вторых, памятник - это «сооружение зодчества или ваяние в честь и памяти события, лица»; в-третьих, памятник - это «остатки прошлого, устроенное, созданное кем-либо или напоминающее его»[8]. Рассматривая этимологию слова «памятник», можно прийти к выводу, что оно охватывает много значений, которые в контексте социальной памяти могут по-разному быть эксплицированы. С одной стороны, памятник необходим для того, чтобы помнили другие, те, которые будут жить после, для будущих поколений, а, с другой стороны, для живущих в настоящем памятник является проводником в прошлое, напоминает о нём, не позволяет забыть его. Возведение памятника (монумента, мемориала, памятной доски либо знака, а также создание музея или академического института, написание книги) происходит в том случае, если определённая версия прошлого вольно или невольно признаётся обществом или сообществом. Именно этими свойствами движения потоков сознания как в прошлое, так и в будущее обладает социальная память. Это подтверждает логику понимания памятника и его функций через значения и свойства социальной памяти, или памятник может быть представлен как феномен социальной памяти в моменты обращения к нему, чтобы раскрыть содержание, которое он в себе несёт. Большое значение смыслу памятника придаёт пространство, в котором он существует. Данное пространство не только демонстрирует его физическое и материальное состояние, но также определяет важный для культуры и социума смысловой дискурс. Размещение материальных объектов или их образов в пространстве является исконнейшим средством всякой мнемотехники[9]. Через памятники социальная память города репрезентирует события прошлого, знаменитых людей города, трудовые практики прошлого и настоящего. В городском пространстве Самары в настоящее время присутствуют памятники куйбышевской (советской) эпохи и современной. Современные памятники Самары отличаются разнообразием форм и смыслов, представлены образами известных людей, например, памятник В. Высоцкому, товарищу Сухову, Буратино, Юрию Деточкину. Активно используются малые архитектурные формы, например, скамейка любви, памятный знак часы, дерево любви. Появляются памятники религиозной тематики: памятник Кириллу и Мефодию, памятник Петру и Февронье - православным покровителям семьи и брака, памятник митрополиту Иоанну Снычёву и др. В пространстве города также есть памятники животным. Процесс заполнения городского пространства памятниками продолжается и по настоящее время, что подчёркивает мозаичность культурного пространства, характерного для настоящего времени, времени постмодерна. Памятники в туристских практиках играют не только роль проводников смыслов, через которые турист формирует своё представление о городе и людях, чьи образы запечатлены в памятниках, мемориалах, в информации надписей на мемориальных досках. Одновременно они выполняют имиджевые функции, то есть придают пространству свойства уникальности, неповторимости, что, несомненно, привлекает туриста в момент, когда он определяется с направлением осуществления туристской деятельности. Совокупность памятников в определённой смысловой последовательности влияет на экскурсионную деятельность, которая в свою очередь является стержнем туристской деятельности. Формирование туристского пространства города связано не только с пространственными, но и с временными его характеристиками. Любое путешествие есть перемещение не только в пространстве, но и во времени - это своего рода пространственно-временной континуум, результатом существования которого является погружение туриста в социокультурную среду города или места, куда осуществляется путешествие. На наш взгляд, при создании разнообразных туристских программ целесообразно использовать метод хронотопа. «Хронотоп - это существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений…»[10], также это «…психологический конструкт, образовавшийся в определённое время в определённом месте с большим выделением психофизической энергии и привнесением особо определяющего смысла»[11]. Для обозначения познавательного потенциала хронотопа используется понятие «энергия хронотопа», которая измеряет способность пространственно-временных отношений актуализировать информацию о воспринимаемой действительности в сознании индивида. Туристские практики через «энергию хронотопа» влияют на формирование хронотипа личности (туриста), связанного с осмыслением, философской рефлексией хронотопа. Социальная память города осуществляет динамику смыслов, выступает транслятором прошлого, настоящего и будущего опыта, оживляет смыслы культурного наследия, которым обладает город. Через хронотоп, в который попадает турист, окунаясь через туристские практики в незнакомую для него культурную ойкумену, социальная память города оказывает влияние на формирование хронотипа личности туриста и, как следствие, увеличение туристского потока в Самару.
×

About the authors

I J Solomina

References

  1. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - С. 9-10.
  2. Устьянцев В.Б. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. - М.: 1999.
  3. Мордвинцева Л.П. Идея всемирного пришествия памяти Пьера Нора // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер 3. Философия: РЖ/РАН ИНИОН. Центр гуманит. научно-информ. исследов. отд. философии. - М.: 2003. № 3. С. 160.
  4. Кузовенкова Ю.А. Три образа Самары - три эпохи города. В сборнике: Город и время / Е.Я. Бурлина. Интернациональный научный альманах "Life sciences", тематический выпуск: в 2-х т. - Самара, 2012. С. 107-110.
  5. Бурлина Е.Я., Иливицкая Л.Г., Кузовенкова Ю.А. Волга и Самара: образы разного времени. В сборнике: Город и время / Е.Я. Бурлина. Интернациональный научный альманах "Life sciences", тематический выпуск: в 2-х т. - Самара, 2012. С. 8-18.
  6. Савинкова Р.А. История развития туризма, гостеприимства и экскурсионного дела в Самарском крае: монография. - Самара: Издат-во «Самарский муниципальный институт управления», 2008. - 184 с.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - Л.: Издательская группа “Прогресс”, “Универ”, 1994. С. 27.
  8. Цицерон. Философские трактаты. - М., 1985
  9. Августин Аврелий. Исповедь / Пер. с лат. М.С. Сергеенко Вступ. Статья А.А. Столярова. - М., 1985
  10. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
  11. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 9.
  12. Витвинчук В.В. Конструирование медиа события: специфика социального хронотопа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. - № 2(22). - С. 105.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Solomina I.J.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies