Социально-философские аспекты образовательной онлайн платформы российского сегмента интернета

Обложка
  • Авторы: Герасимов А.В.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
  • Выпуск: Том 20, № 3-4 (2020)
  • Страницы: 16-22
  • Раздел: 09.00.00 Философские науки
  • Статья опубликована: 15.04.2020
  • URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/56973
  • DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2020.20.2.16-22
  • ID: 56973


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу онлайн-площадок, ориентированных на современного педагога, в пространстве русскоязычного Интернета. Целью статьи является выявление наиболее эффективных онлайн-платформ, комплексное использование которых позволит значительно повысить степень информатизации и дигитализации учебного процесса адекватного нынешнему состоянию информационной культуры. Подобные ресурсы дают возможность транслировать структурированную информацию разного рода, демонстрировать как содержание образовательной деятельности педагогов, так и её творческий компонент, передавать и получать информацию дистанционно, что отвечает требованиям развивающегося информационного общества. Среди методов, применённых в данном исследовании, следует назвать эмпирический, структурно-функциональный и структурно-типологический. Технологический компонент дистанционного обучения обусловливает широкий спектр технических возможностей, достаточное количество существующих интернет-ресурсов, и, в то же время, проблемными остаются вопросы оснащения учебных заведений, наличия лицензионного программного обеспечения и уникальности контента. Вывод с позиций социальной философии — в развивающемся информационном обществе российская сфера образования сталкивается с ситуацией, когда отечественные образовательные онлайн-ресурсы своими возможностями опережают средний уровень информационной культуры учителей.

Полный текст

Введение

К современным глобальным процессам, которые оказывают непосредственное влияние на систему образования в целом и на учебный процесс в частности, относятся интенсифицирующиеся информатизация и дигитализация (цифровизация), что находит отражение в разных сферах социальной жизни. Именно поэтому данные процессы и явления вызывают исследовательский интерес у представителей разных отраслей современного гуманитарного знания: философов, социологов, педагогов, культурологов и т. д. Причём с каждым новым витком развития технологий, появляется всё больше и больше новых аспектов для исследования данной сферы.

Так как информатизация общества постоянно предъявляет новые требования к системе образования, данной сфере приходится реструктурировать некоторые её подсистемы с тем, чтобы быть адекватной современным вызовам. Целью образования в XXI веке становится формирование не только компетентного специалиста, но и самореализующейся личности. Более того, с позиции современной науки мы должны говорить о смене образовательных парадигм, что находит отражение и в правовой форме, и в материально-ресурсном обеспечении. Не останавливаясь на первой, мы полагаем необходимым уделить значительное внимание разновидностям, структуре, возможностям онлайн-платформ российского сегмента Интернета, ориентированных на современного профессионального педагога.

Объектом исследования выступают современные онлайн-ресурсы русскоязычного сегмента сети Интернет, предоставляющие различные возможности для расширения профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации и информатизации в сфере образования, предметом — эффективные онлайн-платформы Рунета, ориентированные на педагогов среднего и высшего образования.

Целью данной работы является обзор нескольких важнейших для интенсификации процессов информатизации и дигитализации учебного процесса онлайн-площадок, ориентированных на современного педагога, в пространстве русскоязычного Интернета посредством решения следующих задач:

— рассмотреть разновидности онлайн-платформ, используемых в современном российском образовании, изучить актуальные технологии дистанционного обучения в сферах среднего и высшего образования с применением структурно-типологического, а также эмпирического методов исследования;

— проанализировать процесс персонализации российского среднего образования посредством создания личных интернет-ресурсов школьными педагогами, а также процессы информатизации образования с позиций социальной философии с использованием структурно-функционального метода.

Материалы

Неотъемлемым элементом современного образования, как высшего, так и среднего, предстаёт цифровизация и информатизация процесса обучения. Грамотный, структурированный подход к информатизации образования позволит достичь системных результатов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации в предельно короткие сроки. Для формирования результативных методик развития среднего и высшего образования на современном этапе необходимо выделить несколько базовых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), внедрённых и используемых в учебном процессе.

Рассматривая современные электронные информационные образовательные ресурсы в интернет-пространстве при анализе современных учебных информационных ресурсов в сети Интернет следует отметить их существенное многообразие. Однако при детальном рассмотрении таких ресурсов выделяются три основных вида, которые, хотя и выполняют похожие задачи, но делают это совершенно разными техническими методами.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это «представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные и графические объекты, а также другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса» [3].

Наглядность является ведущей характеристикой цифровых образовательных ресурсов. Зачастую данный вид ресурсов отличается отсутствием методических и учебных материалов, а также тематических предметных рубрикаторов. Очевидно, что основной целью сайтов с ЦОР является размещение наглядного учебного материала.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это «средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса» [2]. Многообразие электронных баз учебных данных, специализированных учебных сайтов, онлайн-библиотеки, предметные электронные сборники и другие виды каталогизированной учебной информации также относятся к данному виду ресурсов.

Характерными для ЭОР особенностями являются предметные тематические рубрикаторы, поисковая машина, блок личной аутентификации (личный кабинет пользователя) на сайте. ЭОР формируют базу данных и учебно-методических разработок, созданную педагогами образовательных организаций, и являются общедоступными образовательными предметными онлайн-платформами.

Электронные учебные образовательные ресурсы (ЭУОР) — это онлайн-площадки с представленными программно-учебными модулями по предметам — практическими электронными работами для выполнения обучающимися. Подобные сайты представляют собой систему с двухфакторной аутентификацией обучающего и обучающегося для формирования базы оценочных результатов и ведения электронной отчетности. Для обучающего педагога представлена возможность интеграции учебных данных как на свой персональный интернет-ресурс, так и доступность выгрузки наглядных данных практических работ через облачный сервис.

Однако, несмотря на увеличение количества качественных государственных электронных образовательных ресурсов, а также их внедрение в качестве элементов учебной программы, они не способны решать важнейшую педагогическую задачу. Цифровые ресурсы дают доступ к методическим и учебным разработкам, наглядным материалам, практическим работам, но они не могут заменить роль педагога, куратора учебного процесса.

При переходе на новый государственный стандарт образования педагогу предъявляются требования не только профессионального соответствия, но и уровня компьютерной компетенции, соответствующего современным реалиям.

Важнейшим из таких требований является создание персональной интернет-страницы (профессионально-предметного сайта) педагога, отличного от официального веб-ресурса его образовательной организации.

Прочие, ставшие уже привычными, способы трансляции информации обучающимся посредством, например, электронной почты, или размещения авторских учебных разработок на каким-либо электронном ресурсе не способны в полной мере отразить весь перечень работ, выполняемых современным педагогом. Очевидно, что необходимо создавать комплексный полноценный сайт или интернет-страницу с целью продемонстрировать разные виды учебной, инновационной, внеаудиторной, организационной работ педагога, его труд и творчество. В Российской Федерации есть несколько сервисов — платформ, являющихся базовыми площадками для размещения разного рода информации и учебных материалов. Выделим некоторые из них и проанализируем процесс персонализации работы педагогов среднего образования.

«Мультиурок — бесплатный конструктор сайтов для учителей» (https://multiurok.ru/) — это один из крупнейших в Российской Федерации сайтов для создания интернет-страниц педагогов. Он характеризуется огромным количеством мультимедийного материала, рейтинговой системой, большим количеством проводимых конкурсов, предоставляемых грантов и других активностей.

«Инфоурок — материалы для учителей» (https://infourok.ru/) — крупнейший в России как по количеству зарегистрированных пользователей (около 2 млн человек), так и по разнообразию предлагаемых курсов, олимпиад, конкурсов и мультимедиа-материала, представленного учителями.

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (https://nsportal.ru/) — одна из самых популярных среди российских педагогов площадок для создания персональных интернет-страниц. Её отличительной особенностью является интеграция на сайте направления дошкольного образования, начальной и средней школы. Содержит большую библиотеку статей и учебных наглядных материалов по указанным направлениям.

Образовательный портал «ПроШколу.ру» (https://proshkolu.ru/) — популярный отечественный ресурс для общения педагогов, их участия в научной и учебно-образовательной деятельности, где также возможно создавать персональные интернет-страницы. Содержит большое количество полезной педагогической информации, в том числе обширную коллекцию мультимедиа-приложений.

Рассмотрим, какие виды материалов необходимы для создания сайта, процесс их подготовки к публикации, а также работу с конструкторами специализированных сайтов.

Общей особенностью всех площадок для создания интернет-страницы педагога является структура личного кабинета на конкретном сайте, выделяемая новым пользователям. В таком личном кабинете представлены страницы или модули, в которых на начальном этапе полностью отсутствует информация.

Для оформления полноценного сайта, представления его на аттестацию педагога и для работы с образовательными организациями и коллегами учителю необходимо провести подготовительную работу по сбору материала и заполнению им информационных блоков.

Виды информации, необходимой для полноценного сайта, можно условно поделить на четыре типа:

1) тексты (общие и материалы учебных разработок);

2) фото (для заполнения профиля учителя и галереи);

3) видео (демонстрация материала);

4) презентации (наглядный учебный материал).

Для текстов, которые будут использоваться в качестве учебных материалов на персональном сайте, рекомендуется пройти проверку на ресурсе «Антиплагиат — российская система обнаружения текстовых заимствований» (https://www.antiplagiat.ru/), чтобы исключить вопросы, касающиеся авторского права в отношении определённого текста, публикуемого педагогом.

При загрузке фотои видеоматериалов стоит помнить об ограничениях правового плана, касающихся публикуемых материалов. Запрет пропаганды наркотиков, алкоголя, табакокурения, религиозных и экстремистских организаций, а также контент, содержащий фотографии и видео с раздетыми или оголенными детьми.

Рассмотрим модули структуры персональной интернет-страницы педагога.

При создании персональной страницы педагога после процедуры регистрации пользователь сайта сталкивается с определённой структурой меню, представленной разработчиком. Многие педагогические сайты используют похожие элементы, имеющие одинаковую информационную наполненность. Наиболее часто используемыми блоками или модулями сайта являются:

  1. Профиль — информационная анкета педагога. Необходимо заполнить определенное количество пунктов данных «о себе». Для каждого из таких пунктов характерны текстовые подсказки пользователю. Также профиль фактически всегда предполагает размещение портретной фотографии учителя в качестве основной для отображения на сайте.
  2. Фотогалерея — страница, выделенная специально для размещения фотографий педагога, коллектива, обучающихся, учебного процесса и внеклассной деятельности.
  3. Блог — новостной раздел сайта, содержащий различную актуальную информацию. Также необходимо отметить, что именно в этом разделе сайта наиболее часто размещаются видеофрагменты.
  4. Разработки — уроки и презентации школьного педагога.
  5. Достижения — модуль сайта, содержащий текстовую и фото-информацию в виде отсканированных копий сертификатов, свидетельств, благодарностей, дипломов и другой наградной документации.
  6. Контакты и обратная связь — информация об образовательной организации педагога, что предоставляет гостю сайта или родителю обучающегося возможность оставить учителю текстовое сообщение.

При подготовке материала для создания персональной интернет-страницы большая часть пользователей не имеет достаточной квалификации по ИКТ, чтобы сразу создать правильный сайт и наполнить его качественным контентом. В получении таких навыков могут помочь следующие сайты-конструкторы:

— Jimdo (https://www.jimdo.com/) — это «бесплатная система управления сайтом, разработанная в Германии и имеющая восемь языковых локализаций. Уникальность конструктора Jimdo — простота в использовании и полностью редактируемые дизайнерские шаблоны»;

— uKit (https://ukit.com/ru) — «российский конструктор сайтов от компании uKit Group. Позволяет без знания программирования собрать сайт-визитку с формой заказа, сайт-одностраничник или небольшой интернет-магазин, самостоятельно оптимизировать ключевые страницы для поиска и опубликовать сайт в сети интернет»;

— uCoz — это «бесплатная система управления сайтом и хостинг для сайтов, созданных с её использованием, разработанная компанией uKit Group. Модули uCoz могут использоваться как в единой связке для создания полнофункционального сайта, так и по отдельности, например, в качестве блог-платформы, интернет-магазина и др.»;

— Setup (https://www.setup.ru/) — «конструктор сайтов, автоматизированный сервис для создания и раскрутки сайтов. Основной упор делается на простоту использования. Пользователям не нужно обладать глубокими познаниями в программировании и веб-дизайне».

С помощью таких сайтов возможно создать полноценную интернет страницу и попрактиковаться с созданием отдельных модулей. Настройки приватности данных сайтов позволяют сделать отдельные его модули видимыми только для владельца страницы — аккаунта.

Но, даже сформировав полноценную систему информационных ресурсов педагогов образовательных организаций, нельзя представить себе полноценную структуру образовательного процесса с применением информационных компьютерных технологий без использования различных средств, ориентированных на дистанционное обучение.

Самые популярные формы подобного образования повсеместно применяются сегодня в сфере среднего и высшего образования. В Российской Федерации в программы обучения вводят следующие виды дистанционных технологий с использованием ИКТ:

— видеоконференции — они представляют собой организованные посредством видеотехнологий встречи для общения людей, находящихся в разных местах;

— аудиоконференции — разновидность дистанционной конференции, когда её участники используют средства телефонной связи либо иное оборудование, которое специально создано для голосового общения;

— компьютерная телеконференция — подвид видеоконференции, где применяются персональные компьютеры, оснащённые модулем для скоростного интернет-соединения, микрофоном и цифровой веб-камерой. При организации таких телеконференций для дистанционного обучения его субъекты используют двухили многоканальные видеои аудиосистемы;

— видеолекции — специфический вид обучения с использованием ИКТ, в ходе которого предполагается применение видеоматериалов, которые могут хранится как на индивидуальных электронных носителях, так и на веб-серверах;

— занятия в чате — образовательные мероприятия, которые проходят с применением специальных чат-технологий. Чат является программой для общения, где двое и больше участников, подключившись к Интернету, в реальном времени коммуницируют посредством текстовых сообщений, отправляемых с персональных компьютеров или гаджетов;

— веб-уроки (веб-занятия) — учебные занятия, осуществляемые дистанционно, которые могут проходить в формате разных форм учебной активности, где используются современные телекоммуникационные средства и прочие ресурсы сети Интернет.

— телеконференции — занятия, проводимые для аудитории, которая собирается, в основном, по принципу рассылки через электронную почту. В сфере образования телеконференции призваны решать определённые образовательные задачи;

— вебинары — особый интерактивный вид обучения, когда обучающиеся имеют возможность взаимодействовать с учителем. Ученики получают ссылку, отправленную по электронной почте, перейдя по которой, они оказываются в «комнате вебинара», то есть раздела специализированного сайта, предназначенного для ведения данного обучения;

— вэб-коучинг — специфическая форма обучения, подразумевающая возможность раскрывать потенциал обучающегося, когда учитель (или коуч — тренер) предоставляет ему практически ориентированную видеоинструкцию;

— подкаст — краткая обучающая видеозапись, созданная с использованием контента на конкретную тематику.

Для эффективной реализации применения дистанционных технологий в образовательном процессе техническая подготовка образовательной организации должна соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, должен быть создан компьютерный класс под управлением операционных систем, во-вторых, должно быть установлено сетевое оборудование и организован высокоскоростной доступ к сети Интернет (так называемый канал с гарантированной скоростью).

Помимо этого, образовательная организация должна обладать проекционным оборудованием (мультимедийными проекторами, интерактивными досками), лицензионным базовым программным обеспечением, например Moodle, Е-СТАДИ, ATutor, Teachbase, и дополнительным — по управлению удалёнными рабочими столами (таким как Microsoft Remote Desktop, Teamviewer, AnyDesk).

Отдельной строкой нужно прописать обязательные требования по информационной безопасности — наличие антивирусного и сетевого программного обеспечения — при работе в сети Интернет (стандартно: программа-антивирус, сетевой брандмауэр, «родительский контроль» и прочее).

Исходя из вышеизложенного, обратимся к анализу процессов информатизации образования с позиций социальной философии.

В условиях глобализирующегося общества и развития новейших информационных технологий особую остроту приобретают проблемы информатизации образования. Очевидным является то, что данный вопрос, как в практическом, так и в теоретическом аспекте, в настоящий момент предстаёт как один из самых актуальных.

В первую очередь необходимо говорить о смене парадигмы и формировании нового типа информационно-коммуникативного мышления, характеризующегося сложностью тенденций модернизации в современном образовании, «для которых характерны демократизация, гуманистическая направленность, вариативность, непрерывность, индивидуализация и, в то же время, массовый характер, а также социальная противоречивость традиций и инноваций» [1, с. 3]. Именно в инновациях, внедряемых в учебный процесс и способствующих реализации творческих возможностей, которые открываются непрерывно в условиях информационного общества, нуждается современная сфера образования.

На данный момент процессы информатизации в образовании осуществляются достаточно неравномерно, что детерминировано их противоречивостью. Актуальная инфраструктура сферы образования в Российской Федерации предполагает вынесение программ информатизации на первое место, однако, как мы знаем, это не подкреплено как минимум технически. Если принять во внимание тот факт, что проводимая номинально — на административном уровне — «информатизация» в значительной степени понижает степень возможностей для развития личности, что имеет свои последствия на уровне качества образования. Это приводит к проявлениям искусственных противоречий в системе в общем.

Сущностные изменения в информатизации образования выявляют необходимость профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, которые смогут сделать конструктивный вклад в становление информационно-коммуникативной среды на современном этапе её развития и в будущем; тех, кто будет проводить исследования, работать педагогами в учебных заведениях. Насущная потребность в таких специалистах заставляет по-иному смотреть на уровень информационной грамотности обучающих и обучающихся. Недооценивая важность грамотной информатизации образования, осуществляя её недостаточную организацию в учебном процессе, допуская существенные пробелы в государственных образовательных стандартах в отношении вопросов информатизации, российское общество уже сталкивается и будет продолжать сталкиваться с серьёзными проблемами подготовки современных специалистов, которые окажутся неконкурентоспособны и не смогут выстраивать конструктивно свою профессиональную деятельность в постоянно обновляющемся информационном обществе.

Заключение

На основании анализа разновидностей онлайн-платформ, используемых в современном российском образовании, можно сделать вывод, что только комплексное системное использование электронных образовательных ресурсов разных типов позволит значительно повысить степень информатизации и дигитализации учебного процесса в российских учебных заведениях.

Анализ процессов персонализации российского среднего образования посредством создания личных Интернет-страниц учителями позволяет говорить о том, что данные ресурсы характеризуются осуществлением сразу нескольких функций. Во-первых, они позволяют транслировать информацию разного рода, обработанную, структурированную педагогами, с целью закрепления знаний обучающихся, которые могут обратиться к конкретной странице в любое время. Во-вторых, эти ресурсы дают возможность педагогам продемонстрировать не только содержание их образовательной деятельности, но и её творческий компонент. И, в-третьих, Интернет-страница учителя с учебными и наглядными материалами в определенной степени отвечает вызовам развивающегося информационного общества, когда такие ресурсы позволяют получать информацию дистанционно.

Актуальный технологический компонент дистанционного обучения в сфере образования предстает сразу в нескольких аспектах. С одной стороны, мы видим широкий спектр технических возможностей, благодаря которым педагог может работать с разными типами информации и транслировать их практически без потери качества и ценности разработанного им материала. Также мы отмечаем достаточное количество существующих интернет-ресурсов, предназначенных для размещения результатов работы учителя. С другой стороны, насущными проблемами остаются техническое оснащение учебных заведений, наличие лицензионного программного обеспечения, оригинальности и уникальности контента, разрабатываемого педагогами.

Таким образом, анализируя процессы информатизации образования с позиций социальной философии, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в информационном обществе на современном этапе его развития отечественная сфера образования встречается с вызовами в связи со сменой парадигм, когда эффективные онлайн-платформы российского сегмента Интернета, ориентированные на педагогов, своими возможностями во многом опережают общий уровень информационной грамотности учителей.

×

Об авторах

Антон Валериевич Герасимов

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gersimf@gmail.com

соискатель кафедры философии социально-гуманитарного профиля

Россия, Симферополь

Список литературы

  1. Бородина Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования: Автореф. дис. … канд. философских наук. – Ростов н/Д, 2012. – 26 c. [Borodina NA. Sotsial’no-filosofskiy analiz informatizatsii obrazovaniya. [dissertation abstract] Rostov-na-Donu; 2012. 26 p. (In Russ.)]
  2. Гизатова Е.И. Использование ЭОР – одно из средств эффективной организации образовательного процесса в школе [интернет]. – Социальная сеть работников образования, 2012. [Gizatova EI. Ispol’zovaniye EOR – odno iz sredstv effektivnoy organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v shkole [Internet]. Sotsial’naya set’ rabotnikov obrazovaniya; 2012. (In Russ.)]. Доступно по: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/06/ispolzovanie-eor-odno-iz-sredstv-effektivnoy-organizatsii. Ссылка активна на 23.02.2020.
  3. Челышева И.А. Цифровые образовательные ресурсы [интернет]. [Chelysheva IA. Cifrovye obrazovatel’nye resursy [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: http://school18-murom.ucoz.ru/Metod_kopilka/Nachalka/chelysheva-1.pdf. Ссылка активна на 23.02.2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Герасимов А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.