ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
- Авторы: КОВШОВ ЕМ1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 16, № 3-4 (2016)
- Страницы: 77-79
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 15.06.2016
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/article/view/24256
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2016.0.3-4.77-79
- ID: 24256
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье различаются понятия здоровья личности и общества; отстаивается точка зрения об определяющем влиянии социальных и духовных факторов на здоровье, трактуемое как состояние системы, способствующее развитию индивида и общества.
Полный текст
В отличие от понятия болезни понятие «здоровье», отображая одно из сложнейших состояний жизни человека, в медицине было сформулировано относительно недавно. Лишь в 1948 г. ВОЗ предложено основополагающее определение здоровья как состояния «физического, душевного и социального благополучия» [2, с. 222]. Беря за основу данное определение, можно дать онтологическую характеристику здоровья человека и общества в социальном, политическом, идеологическом, экономическом и культурном аспектах [1, с. 9]. В современных подходах к пониманию здоровья преобладает принцип следования от частного к общему - от здоровья человека (личности) к здоровью общества. Он представлен во множестве популярных систем оздоровления, обращённых к отдельному человеку, выраженных в рекомендациях изменения тех или иных сторон образа жизни. Методологическая несостоятельность данного принципа вытекает из игнорирования общественной природы человека, социокультурной детерминации жизни каждого индивида условиями и требованиями переживаемой эпохи. Поэтому, как показывает время, несмотря на деятельность этих систем, здоровье общества в целом не улучшается, а ухудшается; это наблюдается, прежде всего, на ухудшении здоровья подрастающего поколения (детей и юношества). Данный принцип разделяет новая комплексная наука о здоровье человека - валеология, использующая медицинский понятийный аппарат в рамках натуралистического взгляда на природу человека. Она не видит принципиального различия между биологическим и социальным, миром природы и миром культуры, не учитывает социальной сущности человека как элемента социальной системы, влияния на индивида духовной сферы жизни общества, где имеются свои сложные связи и закономерности, нарушение которых приводит к заболеваниям. Не учитывается также тот существенно значимый факт, что все унаследованные, генетически закреплённые комплексы поведения общие у человека с животными (комплексы поддержания гомеостазиса, накопительства, размножения и заботы о потомстве, агрессивности и защиты, ориентировочно-исследовательского поведения и др.) трансформируются у человека (как млекопитающего животного) под влиянием жизни в обществе и не всегда в позитивном для здоровья плане. Если посмотреть на современного человека начала 21 века, то можно констатировать изменение указанных комплексов в сторону «избыточности». Так, комплекс поддержания гомеостазиса трансформировался в сторону излишнего потребления пищевых продуктов значительной частью населения планеты, следствием чего стало ожирение, проблема «лишнего веса» и связанное с этим наличие множества заболеваний. Наличие комплекса «накопительства» у животных, как приобретение запаса продуктов и других вещей, обусловлено необходимостью выживания для поддержания жизнедеятельности; в отличие от животных в современном обществе изменение этого комплекса привело к сосредоточению огромных богатств у меньшинства и бедности (вплоть до нищеты) у большинства членов общества. Изменение комплекса агрессивности и защиты привело к созданию всё более мощного оружия, в том числе оружия массового поражения. Трансформация указанных (и других) биологических комплексов поведения неоспоримо свидетельствует о фундаментальном влиянии социальных факторов на здоровье человека и общества. Придерживаясь определения здоровья, предложенного ВОЗ, следует помнить о различии индивидуального и общественного здоровья. Носителем первого является отдельный человек, а второго - общество как целостная система. В этой связи следует отметить, что в отличие от валеологии центральной проблемой другой новой науки - социальной медицины - является исследование психосоматики в широком смысле слова - влияния на жизнь человека, его здоровье и формирование типа личности в условиях исторически определённого общества [6, с. 3]. Известно, что состояние здоровья населения зависит на 50% от типичного образа жизни человека, который формируется данными социальными условиями, на 15% от наследственности и на 10% от медицинского обслуживания [5, с. 11]. Эти цифры показывают, что большой резерв в сохранении здоровья человека заложен в содержании и организации его образа жизни. В социальной медицине в качестве главной ставится задача «сохранения и защиты общественного здоровья в повседневности и перспективе развития общества при любых социально-экономических, политических, идеологических господствующих ценностях и установках и при любых социальных и природных обстоятельствах» [6, с. 6]. При всей грандиозности задачи, поставленной социальной медициной, вызывает обоснованные сомнения её решение, как утверждается, «при любых … господствующих ценностях и установках». В качестве одного из аргументов, подкрепляющих сомнения, можно привести мнение антропологов и социологов, согласно которому интегральным показателем здоровья общества, нации служит численность (увеличение или уменьшение) популяции. В настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции в отношении количественных показателей народонаселения в различных регионах земного шара; в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Восток, Африка, Латинская Америка) население стремительно возрастает, а в странах «первого мира» («золотого миллиарда») ускоренно сокращается. И эти тенденции нельзя понять и объяснить внешними по отношению к регионам «физическими факторами» вроде климата и географического положения, состояния окружающей среды. Главное значение здесь имеют ценностные ориентации, воспринятые идеалы и нормы, мировоззренческие, социокультурные и духовные традиции (или их отсутствие), господствующие в том или ином обществе. Именно их содержание детерминирует отношение к семье, к детям, к будущему народа, нации, своей культуры. То есть содержание духовной культуры общества определяющим образом влияет на здоровье общества. Ускоренное сокращение населения стран Запада, как диагноз, неоспоримо свидетельствует о том, что западное общество хронически больно и движется по пути самоуничтожения. Ослабление и угасание личных мотивов и желаний десятков миллионов людей вступления в брак, рождения, содержания и воспитания детей ярче всего раскрывает кризис социального института семьи и кризис самого общества, его социальное и духовное неблагополучие. В настоящее время в российском обществе ситуация отношения государства к здоровью граждан и граждан к своему здоровью весьма неоднозначна и противоречива. Социологические исследования показывают, что за последние десятилетия в России при данных социально-экономических условиях сформировалась негативная социальная и информационная среда, разлагающе воздействующая на индивида, способствующая собственным аморальным и разрушительным побуждениям личности. Об этом свидетельствует массовое распространение таких заболеваний социального характера, как алкоголизм, наркомания, СПИД и др., которые всё более разрушают социальную экологию и порождают деструктивные формы поведения и образа жизни у значительной части граждан. Для значительной части российского общества (особенно молодёжи) здоровье не представляется высшей социальной ценностью, а часто понимается и используется в качестве средства достижения других более значимых для этой части целей и потребностей (добывания денег, квартиры, автомобилей, получения удовольствий, развлечений и т.п.). Пропагандируемый СМИ и рекламой гедонистический образ жизни активно используются финансовой элитой в качестве средства формирования массового потребителя тиражируемых услуг и товаров в целях получения прибыли, что, как видим, совсем не способствует улучшению здоровья человека и общества. Как показывает мировая практика, состояние медицинского обслуживания населения также во многом является следствием господствующих социально-экономических отношений. В России, по сравнению с советским периодом, в постперестроечный период медицинские услуги в большинстве случаев стали платными, а уровень массового медицинского обеспечения постоянно снижается. Об этом свидетельствуют результаты проведённой в 2014 г. реформы здравоохранения. По данным Счётной палаты за 2014 год произошло сокращение больниц и поликлиник, медицинского персонала на 90 тысяч человек, произошло повышение смертности на 2,2%, особенно среди стариков, неимущих и сельских жителей [3, с. 8]. Приведённые (и другие данные) фиксируют факт ухудшения здоровья общества при данных социальных условиях, невозможность его сохранения при «любых социально-экономических условиях». Типичный образ жизни индивида во многом является следствием доминирующего положения принятых им смысложизненных ценностей в системе его мировоззрения. Гедонистическая установка направляет психику личности и общества на отбор вариантов поведения, ведущих к получению удовольствия, затрудняя при этом осознание информации о вреде здоровью, потере времени, остановки развития и т.д. Мы полагаем методологически плодотворным подход Р.В. Воробьёва, представленный в приводимом выше диссертационном исследовании, неразрывно связывающий здоровье с развитием. Здоровье им определяется как способность организма человека или социальной системы к оптимальному развитию, а болезнь как неспособность к нему [1, с. 10]. Согласно такому подходу в последние десятилетия российское общество не развивалось, а деградировало во всех основных сферах жизни (экономической, духовной, социальной), следовательно, оно хронически больно. Данные мировой практики показывают, что в последнее время успешно развиваются, демонстрируя высокие темпы развития в социальном и экономическом плане, страны, не только освоившие достижения научно-технического прогресса, но и опирающиеся в духовно-нравственном плане на свои культурные традиции. К таким странам относятся Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам и др. Традиции этих стран включают в себя представления о здоровье как одной из высших социальных ценностей и здоровом образе жизни как коллективной деятельности. В настоящее время в теоретическом обществознании вызревает идея выработки модели «правильного общества» [4], способного к развитию. Выработанная авторским коллективом монографии модель предполагает гармоническое сочетание демократически организованной, отражающей волю граждан политической системы, развитой системы рыночного хозяйства и свободного предпринимательства, и культуры, «содержащей смыслы и ценности, разделяемые в обществе большинством» [4, с. 5]. При ориентации на данную модель развития общества в России встаёт важнейшая задача воспитания и образования - помочь подрастающему поколению, детям и молодым людям не только в усвоении и развитии современных научных социально-экономических и технических знаний и технологий, но и в освоении богатства культуры, выработанной на протяжении тысячелетней истории. Существенным компонентом этой задачи является учёт культурно-исторического опыта россиян по соблюдению здорового образа жизни, излечению заболеваний и сохранению духовного и физического здоровья.×
Список литературы
- Воробьёв Р.В. Феномен здоровья: онтологический анализ. Автореферат дисс… канд. филос. наук. - Саратов, 2013. - 24 с.
- Всемирная организация здравоохранения (история, проблемы, перспективы) / Под ред. Д.Д. Венедиктова. - М., 1975. - 356 с.
- Глушик Е. Смерть под присмотром врачей. «Реформа» здравоохранения убивает Россию // Газета «Завтра». - март, 2016. - № 10. - 8 с.
- Липатов А.А., Купрейченко А.Б., Громов А.И., Шрадер Х. Правильное общество / Под ред. Ю.В. Веселова. - СПб., 2015. - 256 с.
- Сидельникова В.И., Лифшиц В.М. Самоконтроль и здоровье. - СПб., 2004. - 192 с.
- Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. - 304 с.
Дополнительные файлы
