ЭТНИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНЕТА



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению этничности в контексте современного общества. Особое внимание мы уделяем таким его чертам, как глобализация, проявляющаяся в сосуществовании нескольких значимых тенденций - с одной стороны, в стремлении к единообразию, с другой - в интересе ко всему локальному, экзотическому, этническому. Также современное общество мы рассматриваем как общество потребления, в котором действуют рыночные отношения и этничность начинает использоваться этническими предпринимателями для получения прибыли, становится «объектом распродажи», например, в этнических ресторанах. И ещё одной очень важной особенностью современности является виртуализация действительности и распространение информационных технологий. При этом этнические процессы в глобальном пространстве интернета не просто не исчезают, а занимают свою нишу и переходят на новый уровень.

Полный текст

Целью данной статьи является рассмотрение роли этничности в контексте происходящих в современном обществе глобальных изменений, которые связаны с трансформацией самого общества и переходом к постмодерну, а также с распространением интернета и его мощным влиянием на все стороны жизни человека и общества. При этом этничность нами рассматривается в рамках конструктивистского подхода, как категория, которая социально конструируется, носит символический характер и может изменяться. Рассмотрение этничности в таком ключе позволяет обратить внимание на изменчивость этничности в современном обществе и на её символический характер. Об этом пишут, например, такие авторы как А. Аппадурай, З. Бауман, П. Бергер, Г. Ритцер, С. Хангтингтон и другие. Они указывают, что этничность сегодня не просто не исчезает, а, напротив, этнические различия, оставаясь значимыми, переходят на принципиально новый уровень, превращая этничность в «новую этничность», делая её важной составляющей повседневности, «продуктом», «товаром» или «услугой». Многие современные авторы пишут также об эклектичности и разнообразии, которые присущи современному обществу. Глобальная культурная индустрия оказывается вынужденной вступать в негласный диалог с локальными культурами, «оранжировать» собственную гомогенизированную продукцию в местные, «этнические» тона в целях повышения её коммерческой привлекательности, пишет, например, Т. Савицкая [5]. Происходит экзотическое орнаментирование местными этническими «вкраплениям» унифицированной культурой продукции. Ж. Лиотар так характеризует современное общество: «Эклектизм есть отправная точка современной культуры в целом: человек слушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу McDonald’s за ланчем и блюда местной кухни за ужином, пользуется парижской парфюмерией в Токио и носит одежду в стиле «ретро» в Гонконге» [2]. В постмодернистском обществе, обществе консюмеризма, этническая принадлежность и этнические различия уже не являются признаками культурной отсталости. Однако они могут служить причиной разногласий, конфликтов и даже войн. Недавние мировые события это подтверждают. Вместе с тем этничность в обществе потребления может рассматриваться и с другой точки зрения - с точки зрения её привлекательности для потребителей. Общество потребления оказывается неразрывно связанным глобальными процессами с процессами глокализации. Эти процессы описывает, например, З. Бауман, обращая внимание на сложность и парадоксальность современного общества. По мнению данного автора, весь цивилизованный мир захватили противоречащие друг другу процессы, которые тесно связаны между собой. Эти процессы могут идти как в сторону стирания различий между людьми благодаря распространению глобальных ценностей и стандартов жизни, но также могут приводить к возрождению местных особенностей, местных традиций и этнических ценностей. Именно такие две противоположные тенденции и объединены термином «глокализация» [3]. В обществе, которое затронуто глокальными проявлениями, начинает меняться и сама социальная структура, перераспределяются экономические, политические, культурные ресурсы и ценности, меняются приоритеты. То, что для одних является плюсом, для других становится минусом, и наоборот. Это можно применить и к этничности, когда для одних она становится значимой и привлекательной, а для других неизбежной и проблемной. И если в сфере межличностных, межгрупповых коммуникаций роль этничности противоречива, то в экономической сфере этничность начинает использоваться как некий «бренд». Стиль потребления в современном обществе приобретает всё новые и новые черты. Для потребителя различных услуг и товаров особую значимость теперь приобретают не только качество этих продуктов, но также их престижность, их способность вносить новые краски в повседневную реальность, их символический характер. Разнообразие в потребительские практики и предпочтения могут вносить, как это ни удивительно, предметы старины или этнические символы. Вместо создания чего-то нового за «новое» выдаётся «старое», например, старинные национальные традиции или элементы национального быта сегодня могут предлагаться потребителям в качестве какого-то уникального, необычного для современного человека товара. Такую ситуацию мы можем встретить в разных отраслях: и в сфере туристического бизнеса, и в мире моды, и в мире шоу-бизнеса, и в ресторанной индустрии. И этот список можно продолжить. Пространством, в котором происходят такие «товарно-денежные» отношения, выступает, прежде всего, городское пространство. Этничность здесь, с одной стороны, придаёт разнообразие, яркость городской среде, украшает пространство города «этническими» магазинами, кафе, ресторанами. Авторы А. Фарбер и К. Гданиек в своей статье «Торговые центры и кальяны» [7], описывая городское пространство Берлина и Москвы, отмечают, что потребительская культура является в постиндустриальных городах основным показателем их трансформации, сочетание глобального и локального. Это характерно для большинства крупных городов по всему миру. В повседневном контексте культура с этническими коннотациями (в форме ресторанов, рынков, музыки и т.д.) обещает разнообразие товаров и опыта. С другой стороны, использование этнических символов позволяет этническим предпринимателям получать дополнительную прибыль. Особое внимание данному вопросу уделяет в работах Ш. Зукин «Культура городов» [10], которая пишет, что в современных городах создаётся иллюзия мультикультурности с помощью таких медийных корпораций, как «Компания Дисней», художественные музеи, политики, конструирующие новые пространства для публичной культуры. В урбанизированных пространствах мы встречаемся с символической экономикой, использующей культурные символы в качестве предпринимательского капитала. При этом, по мнению исследователя, символическая экономика в крупных городах создаёт новые трудовые ресурсы, изменяет образ мыслей покупателей и работников. Такие комплексы, появляющиеся на свободных городских пространствах, как отели и рестораны, не просто рабочие места, не просто освоение территорий, но и места для творчества, трансформаций и получения прибыли. Город оказывает на горожан визуальное воздействие, в то же время создавая маленькие оазисы, в которых каждый может себя чувствовать обычным горожанином или представителем среднего класса независимо от своей этнической принадлежности. В ресторанах и магазинах посетители смотрят, едят, пьют, мигранты получают возможность готовить собственную еду и чувствовать себя комфортно. Это не только игра репрезентации: развитие городской символической экономики вовлекает сезонных работников, сортирует людей на рынке жилья, инвестиций, политики ведут переговоры по поводу общественных товаров и этнического «промоушена». Ш. Зукин приводит примеры создания небольших районов вокруг специфических этнических тем (этнических групп) в таких городах, как Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Она пишет о том, что «этническое» визуализируется в городах, становится характеристикой, в том числе и новой символической экономики, публичной городской культуры. Здания, парки, улицы, торговые центры, места общественного питания становятся наиболее значимыми культурными знаками, формирующими городское пространство, а фольклорные фестивали, карнавалы, национальные парады - показателями разнообразия городской жизни. Таким образом, символическая экономика характеризует две параллельно существующие производственные системы, одинаково значимые для городской материальной культуры: производство пространства и производство символов. Создание публичной культуры обеспечивает появление пространства для социальных взаимодействий и конструирования визуальных репрезентаций города [10, с. 24]. О конструировании пространства репрезентации различными профессионалами и технократами пишет А. Лефевр. Эти пространства включают разнообразные знаки, сленги, кодификации и репрезентации, используемые и производимые этими агентами и акторами. Лефевр говорит, что каждое пространство организовано репрезентациями, и неизменная идеология, власть и знания запечатлены в этих репрезентациях. Пространство репрезентации - это доминирующее пространство в любом обществе, потому что оно тесно связано с отношениями производства и порядка, это пространство считается пространством капитала. Сконструированные репрезентации играют существенную роль и оказывают специфическое влияние на производство пространства, находя объективное выражение в зданиях, памятниках, башнях, фабриках, офисных помещениях, общественных местах [8]. Сконструированные этнические репрезентации можно наблюдать, например, в этнических ресторанах. За их счёт, попадая в ресторан, можно почувствовать себя иноземцем, иностранцем или просто этническим Другим. Что-то подобное мы можем прочитать у Э. Саида в «Ориентализме», когда он пишет о «нашем» и «незнакомом» пространствах [6, с. 86-87]. Такая репрезентированная этничность, придающая «новизну» и «необычность», как раз и привлекает посетителей в этнические рестораны. С помощью таких репрезентаций национальный фольклор превращается в элемент международной коммуникационной сети, становится проявлением стремящегося к взаимосвязи и общению глобализирующегося мира. Он способствует установлению диалога между различными этническими культурами. Вместе с тем международные фольклорные фестивали и этнически окрашенные места общественного питания разрушают представление о фольклорном наследии как о строго национальной собственности. Традиционно фольклор рассматривался как некая оппозиция глобализму. Однако сегодня этот подход уже устарел. Культура интернациональных фольклорных фестивалей и интернационального питания возрастает в наши дни именно потому, что она является одним из путей взаимного узнавания и сближения наций. Такое явление, как синтетический фольклор, стало результатом новейших творческих поисков в области народной музыки, хореографии, кулинарии, он вносит свой вклад в межкультурный диалог, происходящий в современном мире. Фольклор в его аутентичном виде не является привлекательным для современного человека. Этим, по мнению М.Л. Калдвелл, объясняется любовь к русской кухне, например, в Москве и появление огромного количества русских ресторанов. Она пишет, что наряду с популярностью иностранных кулинарных тенденций, воспринимающихся как экзотические (например, японских или китайских), активно возрождается и используется русская еда, апеллируя к «русским традициям» и «русской душе». Исследователь отмечает безусловные трансформации русских традиций (что подчёркивает включенность России в процессы глокализации), цитируя точку зрения своих информантов, для которых «русской едой может являться любая еда, будь то пицца или гамбургер - важно, что это еда, приготовленная мамой дома»; или такие блюда, которые подаются в ресторанах и вызывают ностальгические чувства [9]. Таким образом, вопреки некоторым прогнозам глобалистов, и в ХХI веке этничность остаётся важной чертой повседневности, глокальные процессы делают этнические различия в каких-то случаях практически неважными, стирают их, а в некоторых ситуациях поднимают их на новый уровень, придают им новые значения и оценки, позволяют за их счёт получать дополнительную прибыль (например, при использовании этнической символики в бизнесе). Особую роль в формировании и продвижении этнических символов играет интернет, в котором действуют свои законы и открываются новые возможности для распространения глобальных тенденций. И, если в реальном пространстве этничность визуально присутствует, оказывает влияние на социальные коммуникации, то в виртуальном пространстве этнические символы также визуализируются, репрезентируются и являются частью виртуальных социальных коммуникаций. И для социологического, и для философского дискурса характерным является обращение к вопросам социального взаимодействия с использованием этнической символики как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Также актуальной является тема «этнического возрождения» в эпоху интернета, когда происходит переход этничности на новый уровень. Этнические различия и установки сегодня могут служить причиной многих социальных, экономических или политических противоречий, приводить к крайнему национализму, ксенофобии, противоборству. Но в то же самое время информационные технологии в некоторых случаях помогают их сглаживать, предоставляя виртуальные площадки (сайты, форумы, социальные сети и др.) для обсуждения и решения некоторых противоречий в виртуальном пространстве, что позволяет избежать их в реальности. Вообще роль интернета в протекании этнических процессов неоднозначна, но на сегодняшний момент очень значима. Благодаря интернету происходит сохранение и трансляция национальных ценностей, а также конструирование «новой этничности». Именно интернет-технологии помогают сконструировать «новые» образы русских, татар, евреев, украинцев ХХI века в отличие от тех же национальностей, но оставшихся в недавнем или далёком прошлом. Интернет, с одной стороны, помогает распространять глобальные мировые ценности, идеи и образы жизни, что приводит к потере этнических традиций. С другой стороны, позволяет этническим группам сохранять их своеобразие, обеспечивает информационную поддержку, даже если они находятся далеко от Родины (например, в случае с культурой мигрантов). С третьей стороны, интернет-ресурсы помогают этническим предпринимателям создавать продаваемые этнические символы (образы) и использовать их для получения прибыли. Интернет-пространство - это наше общество в миниатюре, в котором также существует иерархия и доминирование одних социальных групп над другими, воспроизводится социальная и этническая структура общества. Но существуют и принципиальные отличия интернет-пространства от реального пространства. Например, Д.А. Иванченко пишет, что «интернет-пространство - это открытое целостное образование, не имеющее чётких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединёнными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки [1]. Таким образом, самым главным отличием интернет-пространства является опосредованность социальных взаимодействий компьютерными технологиями, некая обезличенность социальных акторов, разбросанность участников по коммуникации по всему миру, а, следовательно, отсутствие жёсткой ответственности пользователей интернета за свои поступки и действия. Такая ситуация изменяет характер межэтнических коммуникаций и создаёт «неофициальную параллельную коммуникационную структуру этничности» [1]. В интернете активно действуют специальные площадки (сайты) для межэтнической коммуникации, существуют этнические интернет-сообщества, школы межнациональных коммуникаций, информационные порталы, форумы, блоги, виртуальные туры и т.д. Примером площадки для этнических интернет-коммуникаций может служить такой интернет-ресурс, как Межнациональная диалоговая площадка «Друзья» [4], ориентированная, с одной стороны, на неформальное межэтническое общение, с другой стороны, на информирование об этнических событиях, обсуждение этнической тематики на конференциях и общение с экспертами. Интересно, что также, как и в пространстве города, мы можем увидеть этнические рестораны, в которых визуализируются и репрезентируются этнические символы и образы этнических групп, в пространстве интернета сегодня становятся всё более популярными виртуальные туры по ресторанам, которые теперь уже в виртуальном пространстве конструируют этнические образы с целью «распродажи» и привлечения посетителей. Подводя итоги статьи, хочется остановиться на нескольких важных выводах. Во-первых, современное общество характеризуется процессами глобализации, глокализации и консьюмеризма. В таких условиях этничность начинает выступать в новой роли, как значимый символический капитал, как социальный конструкт и даже способ получения прибыли. Городское пространство и пространство интернета выступает как среда, в которой формируются, распространяются и используются этнические символы. При этом этничность здесь репрезентируется с различными целями - и с целью налаживания этнических коммуникаций, и с целью создания этнических образов, например, образов этнических ресторанов, и с целью получения дополнительной прибыли, и для того, чтобы разнообразить нашу повседневность. Можно сказать, что этнические образы создаются с учётом той целевой аудитории, на которую ориентируются создатели. И что является особенно важным - этничность вопреки прогнозам не исчезает, а становится значимой чертой современного общества.
×

Об авторах

А А ПУСТАРНАКОВА

Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королёва

Email: apustarnakova@gmail.com

Список литературы

  1. Иванченко Д.А. Интерпретация интернет-пространства в дискурсе социологии. - URL: http://webscience.ru/details/interpretaciya-internet-prostranstva-v-diskurse-sociologii
  2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
  3. Лыкошина Л.С. Национальная и культурная идентичность поляков в контексте глобализации и европейской интеграции // Восточная Европа: Национальные культуры в контексте глобализации и интеграции: cб. обзоров и реф. / РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв. ред.) и др. - М., 2005. - 132 с.
  4. Межнациональная диалоговая площадка «Друзья». - URL: http://xn--80agbqqs.xn--80asehdb/experts
  5. Савицкая Т.Е. Новая локальность. - URL: http://intelros.org/lib/statyi/savitskaya1.html
  6. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб.: Русский мир, 2006. - 637 с.
  7. Farber A., Gdaniec C. Shopping Malls and Shishas. Urban Space and Material Culture as Approaches to Transformation in Berlin and Moscow // Ethnologia Evropa. - 2004. - № 34. - P. 113-128.
  8. Lefebyr H. A socialist in space / A. Merrifield // Thinking space / Ed. by M. Crang, N. Trift. - London; New York, 2003. - P. 167-182.
  9. Melissa L. Caldvell. The Cultural Politics of Food and Eating / Co-edited with James L. Watson. - Blackwell Publishers, 2005. - 336 p.
  10. Zukin S. The cultures of cities. - Blackwell Publishers Inc. 238 Main Street, Oxford OX4 1JF, 1995. - 307 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ПУСТАРНАКОВА А.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.