Социально-психологические и организационно-методические аспекты инклюзивного образования в медицинском вузе



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются организационно-методические и социально-психологические аспекты инклюзивного образования в медицинском вузе. Приводятся данные социально-психологического исследования студентов и преподавателей медицинского вуза, направленного на изучение актуальности, возможностей и препятствий внедрения инклюзивного образования в образовательный, воспитательный и научный процессы вуза. Анализируется готовность образовательной среды медицинского вуза к обучению студентов с особыми образовательными потребностями. Представляется проект реализации программы инклюзивного образования в медицинском вузе.

Полный текст

Получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности[1]. В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение этих задач возможно только при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях[2]. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает равное отношение ко всем людям[3]. Гипотеза исследования: инклюзивное образование в медицинском вузе возможно с учетом специфики основной образовательной программы и условий обучения в вузе. Цель работы. Изучив мировую и отечественную историю становления, меры социальной политики, опыт и факторы успешного внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс, степень готовности образовательной среды медицинского университета, спроектировать систему инклюзивного образования в медицинском вузе. Задачи исследования. 1. Изучить данные научных литературных источников по указанной проблеме. 2. Исследовать общественное мнение студентов и преподавателей медицинского вуза об актуальности, возможностях и препятствиях внедрения инклюзивного образования в образовательный, воспитательный и научный процессы вуза. 3. Исследовать степень адаптированности студентов-инвалидов в медицинском вузе. 4. Исследовать готовность образовательной среды медицинского вуза к обучению студентов с особыми образовательными потребностями. 5. На основе анализа полученных данных представить проект реализации программы инклюзивного образования в медицинском вузе. Научная новизна работы. Исследованы факторы внедрения инклюзивного образования в медицинском вузе. Обозначены социальные, психологические, методические и архитектурные проблемы внедрения инклюзивного образования в медицинском вузе. Спроектирована система инклюзивного обучения студентов-инвалидов в медицинском вузе. Сформулированы основные направления организационно-методической и административно-хозяйственной деятельности по внедрению инклюзивного образования в медицинском вузе. Объект и методы исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Методы исследования: анализ законодательных и нормативных документов, определяющих функционирование высшего образования и деятельность вузов в современных условиях России; анализ научной литературы по педагогике высшей школы, социологии и смежным наукам по теме исследования; анкетирование, опросы, интервью; беседы с преподавателями вуза; включенное наблюдение (в течение 2-х лет проведения эксперимента и собственной преподавательской работы в медицинском вузе); методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова); анализ различных форм учебных занятий. Целевая выборка формировалась путем отбора тех студенческих групп, в которых проходили обучение студенты-инвалиды (лечебный, педиатрический и стоматологический факультеты с 1 по 6 курс), а также студенты 1-5 курсов факультета медицинской психологии, специальностей клинической психологии и социальной работы. Экспериментальную группу № 1 составили студенты, не имеющие инвалидности, обучающиеся вместе со студентами-инвалидами в одной группе (50 студентов младших курсов, 50 студентов старших курсов). Экспериментальную группу № 2 составили студенты-инвалиды по общему заболеванию (20 студентов младших курсов и 30 студентов старших курсов), обучающиеся в группах со здоровыми студентами. Контрольную группу составили студенты, не имеющие инвалидности и не обучающиеся со студентами-инвалидами в одной группе (50 студентов младших курсов, 50 студентов старших курсов). Отдельную группу респондентов составили преподаватели различных структурных подразделений СамГМУ (50 человек). Средний возраст студентов младших курсов составил 18 лет, старших - 22 года. Средний стаж работы преподавателей в СамГМУ составил 15 лет. По половой принадлежности студенты всех указанных групп распределились поровну. Исследование проводилось на протяжении 2-х лет. Анализу подвергались учебные занятия по различным клиническим и неклиническим дисциплинам. Оценивалась учебная активность студентов обеих экспериментальных групп (количество устных ответов на занятии по учебной теме, быстрота выполнения предложенных тестовых и проверочных заданий), социальная активность (количество обращений за помощью к преподавателям и студентам, активность общения во время перерывов), методическое оснащение лекционных и практических занятий, использование информационных технологий в проведении занятий, успеваемость студентов на занятиях и в сессию. Проводилось анкетирование и опросы студентов указанных экспериментальных и контрольной групп и преподавателей на следующие темы: «Существуют ли факторы, препятствующие интеграции студентов-инвалидов в студенческую среду», «Существуют ли стереотипы и предубеждения в восприятии студентов-инвалидов», «Существуют ли специальные формы и методы обучения студентов-инвалидов», «Готова ли учебная, воспитательная, административно-хозяйственная среда университета к принятию и обучению студентов-инвалидов», «Готовы ли преподаватели к использованию новых форм и методов обучения в группах, где обучаются или будут обучаться студенты-инвалиды». Проводилось исследование степени адаптированности студентов по Методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова). В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты: 74 % студентов старших курсов экспериментальной группы 1 указали на наличие факторов, препятствующих интеграции студентов-инвалидов в образовательную среду вуза. 12 % преподавателей, работающих в группах, где обучаются студенты-инвалиды разных курсов и факультетов, отметили, что ничто не мешает успешно адаптироваться студентам-инвалидам в медицинском вузе, трудности к адаптации возникают у многих даже здоровых студентов. Менее всего видят и осознают факторы, нарушающие интеграцию студентов-инвалидов в вузе, студенты младших курсов всех выделенных групп студентов. Это в большей степени связано с тем, что в условиях общеобразовательных школ, где обучались будущие студенты, наблюдался слишком маленький процент детей-инвалидов, и опыта совместного обучения недостаточно. Кроме того, слишком сильно влияние предрассудков на формирование представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране. Среди факторов, препятствующих интеграции студентов-инвалидов в студенческую среду, выделены следующие. Особенности инфраструктуры вуза являются одним из определяющих факторов нарушения процесса инклюзии в образовательную среду. Достаточно большая удаленность корпусов друг от друга, длительные переезды по городу к учебным базам, старые постройки, особенности городской инфраструктуры - на все это указали 64,7 % студентов младших курсов экспериментальной группы 1, 63,6 % студентов младших курсов экспериментальной группы 2, более 83 % студентов старших курсов экспериментальной группы № 2. Недостаточность компьютерного оснащения учебных комнат и жилых комнат общежитий беспокоит 81,8 % студентов младших курсов экспериментальной группы № 2, 91,6 % студентов старших курсов экспериментальной группы № 2 (студенты с ограниченными возможностями здоровья). Недостаточное использование информационных технологий в учебном процессе. Недостаточное материальное обеспечение студентов-инвалидов. На вопрос: «Существуют ли стереотипы и предубеждения в восприятии студентов-инвалидов» ответы распределились следующим образом: 82 % студентов младших курсов экспериментальной группы 1 и 89 % студентов младших курсов экспериментальной группы 2 уверены, что стереотипов в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья слишком много в нашем российском обществе. Особенно важно в этом вопросе мнение самих студентов-инвалидов. Лишь 54 % преподавателей смогли назвать некоторые стереотипы и предубеждения в отношении инвалидов в нашей стране. Среди стереотипов и предубеждений в восприятии студентов-инвалидов выделяют следующие: 95,1 % студентов младших курсов экспериментальной группы 1 считают, что студенты-инвалиды не смогут выбирать желаемую медицинскую специальность или специализацию «в силу своих ограниченных умственных и физических возможностей». Эту точку зрения опровергают сами студенты-инвалиды старших курсов экспериментальной группы 2: лишь 35,7 % вынуждены были выбрать не ту медицинскую специализацию, которую предпочитали ранее, и не всегда их выбор был связан с ослабленным здоровьем или невозможностью выполнять профессиональные функции. 85 % преподавателей считают невозможным обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья на всех без исключения факультетах медицинского вуза и на всех специальностях. 79, 4 % студентов младших курсов контрольной группы считают, что студентам-инвалидам преподаватели делают больше послаблений в режиме и условиях обучения, завышают оценки. В то же время, только 20 % студентов старших курсов экспериментальной группы 2 (студенты-инвалиды) действительно ощущали на себе более лояльное отношение со стороны преподавателей. 40,7 % преподавателей, обучающих студентов-инвалидов, считают, что студентам с ограниченными возможностями здоровья иногда можно или необходимо делать какие-то послабления на практических занятиях, так как многое дается им благодаря большим усилиям. 42,2 % студентов старших курсов, обучающихся вместе со студентами-инвалидами, считают, что оценки студентам с ограниченными возможностями здоровья завышают по некоторым предметам. Лишь 37 % преподавателей иногда завышают оценки студентам с особыми образовательными потребностями, объясняя это личными симпатиями и мотивами. Лишь 17 % студентов старших курсов экспериментальной группы 2 считают, что к их пропускам занятий и лекций преподаватели относятся не так строго, как к остальным студентам. В основном студенты-инвалиды придерживаются всех общепринятых правил посещения и отработок занятий. 85 % студентов младших курсов экспериментальной группы 2 считают, что существуют специальные формы и методы обучения студентов-инвалидов. Многие из них обучались с использованием таких методов. 42 % опрошенных преподавателей знают и считают целесообразным использование традиционных и специальных методов обучения студентов с особыми образовательными потребностями. 82 % студентов младших курсов контрольной группы считают, что одним из условий усвоения студентами-инвалидами образовательной программы высшей школы является использование на практических и лекционных занятиях специальных технических средств. 91,3 % студентов этой же группы уверены, что для усвоения учебной программы необходимо дополнительное время. 95 % преподавателей считают возможным и уместным индивидуальное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (хотя бы по некоторым дисциплинам). Почти 74 % студентов младших курсов контрольной группы придерживаются такого же мнения. Студенты экспериментальных групп 1 и 2 уверены, что обучение студентов-инвалидов не должно организационно отличаться от обучения основной массы студентов. Готовность учебной, воспитательной, административно-хозяйственной среды университета к принятию и обучению студентов-инвалидов также выявлялась с помощью анкетирования. Большинство студентов выделенных групп и преподавателей считают, что устранив некоторые неудобства инфраструктуры, подготовив образовательную среду к принятию студентов-инвалидов, обучение данного контингента студенчества не только возможно, но и положительно скажется на развитии университета и формировании толерантности в учебной среде. Лишь 18 % опрошенных преподавателей считают, что университетская среда нуждается в серьезных преобразованиях, без которых говорить о готовности учебной, воспитательной и административно-хозяйственной среды медицинского вуза не представляется возможным. «Готовы ли преподаватели к использованию новых форм и методов обучения в группах, где обучаются или будут обучаться студенты-инвалиды». Этот вопрос был задан всем респондентам указанных групп. 56 % преподавателей ответили, что готовы к использованию новых форм и методов обучения в группах, где обучаются или будут обучаться студенты-инвалиды с нарушенным слухом. Но лишь 22 % студентов младших курсов экспериментальной группы 1 уверены в этом же. А студенты экспериментальной группы 2 в большинстве отметили готовность преподавателей к неизбежным изменениям в организации и проведении учебных занятий. Исследовалось отношение преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию. Почти половина преподавателей медицинского вуза (45%) указывают на тот факт, что в работе со студентами-инвалидами им были бы необходимы дополнительные знания и умения. К числу таких знаний преподаватели отнесли индивидуальные способы работы с материалом (50 %); умение организовать учебный процесс так, чтобы он соответствовал возможностям студентов-инвалидов успевать за ходом лекции (48 %); подбор адекватных критериев оценки (42 %); знания по психологии инвалидов (37%); навыки активизации студентов-инвалидов на семинарских занятиях (30 %). Более 40 % преподавателей указали, что иногда испытывают эмоциональное напряжение, проводя практические занятия в группах, где обучаются студенты-инвалиды. 12 % преподавателей отметили, что им приходится больше времени тратить на подготовку к лекционным и практическим занятиям. По мнению 56 % опрошенных преподавателей, студенты относятся к обучающимся инвалидам как к обычным студентам, 30 % считают, что существует особое отношение (оказывают моральную поддержку (40 %), помогают с учебой (32 %), сторонятся (18 %). На вопрос о целесообразности обучения студентов-инвалидов в медицинском вузе положительно ответили 31,8 % выборки преподавателей, однако указали, что не на всех факультетах и специальностях возможно обучение студентов-инвалидов с особыми образовательными потребностями, так как существуют профессиональные требования ко многим медицинским специальностям. Против внедрения инклюзивного образования в медицинском вузе выступили 26% опрошенных преподавателей. Достаточно большой процент опрошенных преподавателей (78%) считает, что необходимо предпринимать специальные меры, чтобы расширить возможности инвалидов в получении высшего образования в медицинском вузе по некоторым специальностям (клиническая психология, социальная работа, медико-профилактическое дело, фармация, некоторые специализации лечебного дела). Проводилось исследование отношения вузовской администрации к инклюзивному образованию. Внедрение и развитие инклюзивного образования в медицинском вузе напрямую зависит от решения администрации по организации данной формы образования в общей системе высшего образования вуза. В компетенции администрации находятся вопросы создания безбарьерной и интегрированной среды, системы социально-психологической поддержки, коррекционного и реабилитационного сопровождения. Актуальной проблемой для вуза является недостаточное финансирование. Большая часть опрошенных преподавателей готова оказывать студентам-инвалидам консультативную помощь, проводить дополнительные индивидуальные занятия (гуманитарные дисциплины), вносить изменения в процесс обучения. В нашем исследовании были проанализированы причины возникновения мотивационных препятствий и барьеров, обусловленных трудностями усвоения образовательной программы, возникающих при реализации инклюзивного образования. Определяющая роль в построении и реализации образовательной стратегии и выборе образовательного маршрута молодого человека с инвалидностью принадлежит его семье. В выборе профессии основную роль играют родители, близкие родственники, реже - учителя. Важную роль играют общественные организации инвалидов. Необходимо отметить такой важный аспект, как информация о системе высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает проведенное исследование, многие студенты-инвалиды младших курсов практически не знают своих прав, сдавая вступительные экзамены, не знали специфики сдачи экзаменов, плохо ориентировались в выборе специальности. Способность и готовность студентов к принятию внедрения инклюзивного образования в медицинском вузе невозможно оценить без исследования степени социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе. Большинство студентов экспериментальных и контрольной групп продемонстрировали среднюю и высокую степень адаптации к группе. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым правилам и нормам поведения, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники принимают и поддерживают их взгляды и интересы. Низкую степень адаптированности к учебной деятельности продемонстрировали 13 % студентов младших курсов экспериментальной группы, 1 % студентов старших курсов экспериментальной группы 1, 27 % студентов младших курсов экспериментальной группы 2, 21 % старших курсов экспериментальной группы 2, 9 % и 11 % студентов младших и старших курсов контрольной группы соответственно. Это свидетельствует о том, что студенты испытывают трудности в усвоении учебных предметов и выполнении практических заданий, им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. По многим изучаемым дисциплинам они нуждаются в дополнительных объяснениях и консультациях преподавателей, не могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях. При этом, существенной разности в результатах исследования экспериментальных и контрольной групп не выявляется. Высокую степень адаптации студентов к учебной деятельности продемонстрировали 47 % студентов старших курсов экспериментальной группы 1 и 44 % студентов старших курсов экспериментальной группы 2, 46 % студентов старших курсов контрольной группы. Это свидетельствует о том, что студентам легко осваивать учебные дисциплины. Они успешно и в срок выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателям, свободно выражают свои мысли, могут проявлять свою индивидуальность и способности на занятиях. Студенты младших курсов выделенных групп проявляют меньшую степень адаптации к учебной деятельности. Таким образом, проведенное исследование показывает, что для успешного развития инклюзивного образования в медицинском вузе необходимо формировать и развивать толерантную среду среди студентов и преподавателей, способствовать использованию современных форм обучения студентов, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение здоровых студентов и студентов с особыми образовательными потребностями, проводить профориентационную работу в студенческой среде, активно привлекать студентов к подготовке и проведению различных мероприятий в рамках учебно-воспитательной работы, осуществлять подготовку преподавателей к обучению и воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенческая среда готова к внедрению инклюзивного образования в образовательный процесс вуза. На факультете медицинской психологии планируется обучать плохо слышащих студентов из Самары и Самарской области и регионов РФ. Теоретические и практические занятия будут проводить преподаватели 27 из 87 кафедр университета. Качественная профессиональная подготовка в соответствии с государственными образовательными стандартами будет реализовываться в дружественной профессиональной среде университета по индивидуальной образовательной траектории с обязательным реабилитационным сопровождением для каждого студента, с использованием последних достижений науки, высоких технологий и технологий здоровьесбережения, которые широко представлены в самарском государственном медицинском университете. Программа очной формы обучения возможна в двух вариантах: 1 - обучение в отдельной группе (группа глухих и слабослышащих студентов); 2 - интегрированное обучение (здоровые и студенты с нарушениями слуха). Предполагается индивидуальная форма обучения. Основными направлениями работы вуза со студентами с ограниченными возможностями здоровья станут следующие: 1. Довузовская подготовка. Включает в себя маркетинговую и рекламную деятельность, которая подразумевает ряд мероприятий, позволяющих привлечь студентов к сотрудничеству. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены дополнительные консультации по каждой дисциплине. Абитуриенты с нарушением слуха сдают вступительные экзамены в письменном виде и могут воспользоваться помощью сурдопедагога. 2. Включение студентов в образовательную и социальную среду предусматривает: создание банка анамнестических и медицинских данных о студентах-инвалидах, учет которых позволяет подобрать дидактические средства и педагогические технологии обучения студентов-инвалидов; создание материально-технической базы, обеспечивающей более успешное освоение учебного материала; модификация учебного процесса предусматривает, прежде всего, повышение компетентности преподавателей по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для них на протяжении всего учебного года будут проводиться обучающие семинары по овладению способами общения со слабослышащими людьми и консультации о возможностях внедрения инновационных педагогических технологий, базирующихся на использовании учебно-методических комплексов. Для этого специальные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава будут организованы на Факультете повышения квалификации преподавателей СамГМУ, а также кратковременные вводные семинары в начале и конце года на тех кафедрах, на которых планируется обучение студентов-инвалидов. Планируется разработать и широко применять индивидуальные планы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составленные на основе государственных стандартов, учитывающие потенциальные возможности, образовательные потребности студентов и индивидуальную программу реабилитации. В частности, на факультете медицинской психологии активно разрабатывается методическая база психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ведется сотрудничество с общественными организациями инвалидов. Структурным подразделениям факультета оказывается значительная поддержка Министерства здравоохранения и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в проведении общественных мероприятий с людьми с ограниченными возможностями здоровья с привлечением студентов и преподавателей. 3. Психолого-педагогическая помощь осуществляется последовательно, в зависимости от этапа «вхождения» обучаемого в студенческую жизнь. Программа сопровождения включает три взаимосвязанных и взаимозависимых этапа. I этап - адаптационный - предусматривает психолого-педагогическую помощь первокурснику в период адаптации к условиям обучения в вузе. Получение высшего образования в медицинском вузе явилось бы закономерным этапом в общей системе реабилитации людей с нарушенным слухом. Со всеми желающими студентами, в том числе с нормальным и нарушенным слухом, проводятся факультативные занятия по усвоению дактильной и жестовой речи. В учебный план клинических психологов и социальных работников данная дисциплина вводится в обязательном порядке. II этап - погружение в учебный процесс. На этом этапе предусматривается поддержка самостоятельности и стимулирование активности в овладении общими и профессиональными знаниями, навыками, выполнении вузовских требований. III этап - профориентационный - предусматривает оказание помощи студенту во время прохождения практики, подготовки дипломного проекта и подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. 4. Работа с родителями студентов-инвалидов, которая предусматривает индивидуальные консультации по актуальным вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства. 5. Одно из интереснейших направлений работы вуза - это выявление и развитие креативных способностей у студентов с особыми потребностями. Студенты привлекаются к участию во всех сферах социальной и культурной жизни коллектива университета, к работе волонтерского движения. Выводы. 1. Исследовано общественное мнение студентов и преподавателей медицинского вуза об актуальности, возможностях и препятствиях внедрения инклюзивного образования в образовательный, воспитательный и научный процессы вуза. Сформулированы условия внедрения инклюзивного образования в медицинском вузе. 2. Исследована степень адаптированности студентов-инвалидов в медицинском вузе. 3. Исследование готовности образовательной среды медицинского вуза к обучению студентов с особыми образовательными потребностями выявило направления развития учебно-методической, воспитательной, административно-хозяйственной сред вуза для внедрения инклюзивного образования. 4. На основе анализа полученных данных представлен проект реализации программы инклюзивного образования в медицинском вузе. В современных условиях развития общества, в соответствии с требованиями, предъявляемыми самой жизнью к каждому члену нашего общества, образование в медицинском вузе должно стать доступным и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
×

Об авторах

Е В Захарова

Самарский государственный медицинский университет

Список литературы

  1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / Колл. авт. под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2004. - 328 с.
  2. Кантор В.З. Реабилитационно-педагогические условия обучения в ВУЗе лиц с ограниченными возможностями здоровья //Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения, 2002. - С.77-80.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В.Основы интегрированного обучения М: Дрофа, 2008. - 286с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Захарова Е.В., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах