Том 21, № 7-8 (2021)
- Год: 2021
- Выпуск опубликован: 15.12.2021
- Статей: 13
- URL: https://aspvestnik.ru/2410-3764/issue/view/5271
- DOI: https://doi.org/10.55531/AVP-2021v-7-8
Весь выпуск
09.00.00 Философские науки
Российское здравоохранение под знаком конструктивизма
Аннотация
В статье анализируется влияние философских идей конструктивизма на формирование российской модели здравоохранения. Обосновывается положение о том, что парадигма конструктивизма привела к смене классической модели медицины, которая предполагает лечение больного, а не болезни. В результате сформировалась новая концепция здравоохранения, в рамках которого акцент ставится на лечение болезни, а не больного. Авторы делают вывод, что этот переход привёл к кризису здравоохранения в России, которое нуждается в реформировании. Авторы предлагают конкретные и практические шаги к выходу из этого реформирования.



Типы новизны в семиотике творчества
Аннотация
Цель статьи — выявить основные типы новизны с позиции семиотической теории творчества. Методологической рамкой исследования являются общая семиотика, теория потенциального космоса Фридриха Дессауэра и трансценденталистская схема познания и деятельности. Творчество понимается как трансформация правил семиозиса на уровне чувственного восприятия, рассудка или разума в рецептивной (познавательной) или проективной (собственно творческой) деятельности. Источником и условием возможности творчества определяется неоднородная структура действительности, онтологический плюрализм, фиксируемый в концепции «трёх миров» К.Р. Поппера и «четырёх царств» Фр. Дессауэра. В качестве основных сред возникновения новизны выделяют субъект, объект и процесс деятельности, в семиотической терминологии представленные как сдвиг прагматических, семантических и синтаксических правил чувственного восприятия, рассудка и разума. Выявленные типы новизны проиллюстрированы примерами из литературной научной фантастики.



Cравнительный анализ светского и религиозного понимания сущности техники
Аннотация
Настоящая статья посвящена сравнительной аналитике светского и религиозного понимания сущности техники. Показано, что светское и религиозное понимание сущности техники имеют не только различия, но и множество сходств. В качестве апологета религиозной точки зрения был взят С.Н. Булгаков, описывающий технику посредством Божественной воли и Софии. А как пример светского восприятия были описаны труды П.К. Энгельмейера, защищавшего позицию техники, как формы человеческой духовной деятельности по оформлению материи посредством реконструкции природных ресурсов сообразно целям культуры.



Роль общекультурных методов в исследовании исторической памяти
Аннотация
В статье высказывается идея, что общекультурные методы можно использовать при анализе сложных социальных взаимодействий, так как содержание этих методов включает элементы объяснения и понимания. Сравниваются общекультурные методы: игнорирование, забвение, уничтожение, критическая переработка при исследовании исторической памяти. Содержание исторической памяти хранит и передаёт опыт предметной деятельности человека и способы взаимодействия сложных систем. В аналитическом поле феномен исторической памяти присутствует не только в границах гуманитарного знания, но и в проблематике междисциплинарных исследований.



Опыт философской самокритики: между оседлым и кочевым nomos
Аннотация
Статья посвящена анализу философского дискурса. Опираясь на методологический подход Ж. Делёза, автор рассматривает философскую работу в двух перспективах: оседлый и кочевой nomos. В первой проекции философия устанавливает базовые конструкции, сюжеты, темы, во второй осуществляется деятельность смещения, сдвига, игры со смыслами и значениями. В первой проекции философы следуют античному призыву «Познай себя», во второй реализуется девиз «Позаботься о себе». «Оседлый» и «кочевой» nomos взаимно обусловливают друг друга. Каким образом происходит их взаимодействие в философском дискурсе автор показывает, обращаясь к наследию И. Канта, теории К. Маркса, учению Ф. Ницше. В заключение устанавливается, что залогом преодоления временной и пространственной обусловленности философской мысли является её существование на границах.



Ещё раз о предмете социального познания
Аннотация
В статье рассматривается проблема предмета социального познания, актуализируются все стороны наличного бытия. Философским основанием социального познания выступают теоретико-методологические программы, схемы, а также их инструментарий. Высказывается идея, что предметом служит социальная реальность, а не общество. Анализируются различные модели социальной реальности: деятельной, идеалистической, натуралистической и феноменологической. В рамках методологической программы, так называемой, «новой социальной онтологии» (критический реализм) происходит возрождение к теоретическим истокам социальной метафизики, с её идеями об объективности существования социальной реальности и анализом каузальных связей в социальных процессах. При этом учитывается плюрализм каузальных объяснений.



Homo psychotherapeuticus, или психотерапия в отражении современной философии
Аннотация
Психотерапевтические практики всегда имеют в своей основе теории личности. Столетний опыт психотерапии показал сравнительно равную эффективность различных направлений. Может ли философская антропология помочь в исследовании парадокса эквивалентности? Могут ли специалисты в своих поисках шагнуть за пределы привычного психотерапевтического дискурса в понимании субъекта психотерапии? В статье исследуется связь между «судьбой субъекта» в философии XX в. и вопросами персонологии в психотерапии. Статья адресована философам, психологам, педагогам, тем специалистам, которые реализуют персоналистский подход в своей практике.



Диалог зрителя и кино: герменевтическое осмысление
Аннотация
В статье рассматривается диалог зрителя и кино, в ходе которого осуществляется познание окружающего мира, происходящих в нём социальных и онтологических изменений, обращение человека к самому себе. Цель исследования — выявить основные принципы данного процесса, его актуальные тенденции в современном обществе. Диалог анализируется посредством таких категорий, как понимание, интерпретация, смысл. В работе отмечены два пространства реализации диалога: социум, зритель и кино, выявлены их общие характеристики. В качестве методологии выбран герменевтический подход. Сделаны выводы, что современный диалог зрителя и кино находит своё выражение через ремейк, который представляет сочетание актуальных социальных установок общества на данный момент времени и ранее «сформулированные» жизненные ориентиры, что создаёт контраст на киноэкране, который понимается как вызов человека самому себе, своему духовному миру.



Этическое регулирование экономических отношений: смена повестки и коррекция ценностей
Аннотация
Статья освещает актуальную ситуацию, сложившуюся в сфере этического регулирования экономических отношений. Показано, что интерес к этическому регулированию экономики усиливается в переходные исторические периоды, для которых характерна фундаментальная трансформация всех сторон жизни общества будь то становление капитализма или формирование Индустрии 4.0. С опорой на открытые данные социологических исследований, теоретическое разделение рыночного и этического мышления, сжатия сферы чистого этического регулирования (М. Сэндел) обосновывается мысль о пополнении этических эталонов в сфере профессионально-трудовой деятельности. Оно выражается в переходе от этики призвания к этике доверия, последняя выходит за границы межличностных отношений, формируя культуру «институционального доверия». Современные практики этического кодифицирования деятельности компаний находятся под большим влиянием проблем ценностного измерения цифровизации, автоматизации, искусственного интеллекта, «зелёной экономики» и инклюзии в деловой культуре организаций.



Цифровое неокочевничество и трансформация цифровой реальности
Аннотация
В статье представлены основания концепций кочевничества и культурной идентичности как способов понимания динамики цифрового мира. Кочевой образ жизни как теоретическая модель, относящаяся в общих чертах к так называемым странствующим людям, у которых отсутствует чувство принадлежности к тем территориям, в которые они перемещаются или оставляют позади. Для современного кочевника формирование индивидуальной идентичности не является приоритетной; личные черты и склонности кочевников меняются каждый раз, когда они передвигаются. Автор рассматривает взаимосвязи между концепциями кочевничества и культурной идентичности в цифровом контексте. В свете ускоряющихся социальных и геополитических изменений, навязанных установками современного цифрового мира, рассматриваются точки зрения Ж. Делёза в соавторстве с Ф. Гваттари и П. Уилсона, чтобы раскрыть сложность культивирования определённой культурной идентичности в современной цифровой эпохе.



Характеристики гражданской войны
Аннотация
В современном мире проблематика гражданской войны остаётся актуальной. Переход ведущих стран к постиндустриальному капитализму не исключает угрозы войн данного типа. Цель статьи — выявить концептуальные характеристики гражданских войн. Методологическим основанием исследования выступает теория языковых игр Л. Витгенштейна. Первым теоретическим основанием исследования стало определение, данное Мартином ван Кревельдом: «Война не начинается тогда, когда одни убивают других; она начинается тогда, когда те, кто убивают, рискуют сами быть убитыми». Вторым теоретическим основанием исследования представлено положение, выдвинутое Карлом фон Клаузевицем: «Война, есть продолжение политики иными средствами». В ходе исследования выявлено, что гражданскую войну следует анализировать в двух аспектах. В военно-стратегическом аспекте гражданская война остаётся конкурентным обоюдным массовым физическим насилием, с использованием как регулярных, так и нерегулярных методов ведения военных действий. Но в политическом аспекте гражданскую войну следует понимать как конкурентное строительство государства.



Онтология индивидуальности в.а. конева в контексте современной философской антропологии
Аннотация
Данная статья посвящена попытке осмыслить онтологию индивидуальности В.А. Конева сквозь призму развития современной философской антропологии. Понятие индивидуальности в работах В.А. Конева рассматривается через обращение к таким значимым для современной философской антропологии проектам, как метафизика апостериори М.К. Мамардашвили, этика десубъективации Дж. Агамбена и трансцендентальный эмпиризм Ж. Делёза. Индивидуальность раскрывается как потенциальное, силовое, энергийное бытие, порождающее себя своей собственной способностью быть, своей уникальной манерой, направленное на раскрытие и утверждение себя в мире. В статье выявляется специфика индивидуальности, которая заключается в способности наделять сущее бытием, участвовать в производстве смысла. Понятая таким образом индивидуальность выступает необходимым онтологическим условием мира культуры, возникновением социального порядка.



Семантика мерцания в текстах отечественной культуры: оптика и онтика
Аннотация
В статье поставлен вопрос описания реальности российской культуры в различных исторических проекциях на языке когнитивных метафор, в частности, на основе метафоры мерцания. Понимание парадоксальных кодов российской культуры возможно на уровне семантики её текстов, когда единичные «мерцания» делают более глубоким понимание оптики и архитектоники рассматриваемых образов. Тексты русской культуры доказывают, что мерцание, как некое варьирование «меры» сущего, в частности, меры освещённости, само в себе несёт онтику и оптику обращённой вспять мерности бытия, мерности пространства и времени, в которой возникают образы, прежде всего представленные как метафоры природных сил.


